КОС МДК 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»




РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Зам. директора по учебной работе

дисциплин Забейда Л.Е.

Протокол № от 20 г « » 20 г.

Григорьева А.Н.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по научно-методической работе

_______________Андреева М.Л.

«___»____________20__г.

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю


ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО

44.02.02. Преподавание в начальных классах



2014

Общие положения

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности

преподавание по программам начального общего образования и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный). Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

1. Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля

Элемент модуля

Форма контроля и оценивания

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

МДК .01.08.

Дифференцированный зачет

Вопросы и задания

ПП

Дифференцированный зачет

Отчет о практике

2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на экзамене (квалификационном)

В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Таблица 2.1

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ПК 1.2. Проводить уроки


ПК 1.4. Анализировать уроки


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных занятий по музыке в устной и письменной форме;

рациональность распределения времени на решение профессиональных задач;


самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2. Проводить уроки


ПК 1.4. Анализировать уроки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным особенностям детей;

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных занятий по музыке в устной и письменной форме;

рациональность распределения времени на решение профессиональных задач

использование технологии деятельностного подхода, обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в учебной деятельности

ПК 1.2. Проводить уроки



ПК 1.4. Анализировать уроки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

грамотность и эмоциональность исполнения и разучивания репертуара с детьми в соответствии с методическими требованиями;

глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных занятий по музыке в устной и письменной форме;

рациональность распределения времени на решение профессиональных задач

использование технологии деятельностного подхода, обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в учебной деятельности

ПК 1.2. Проводить уроки



ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

грамотность и эмоциональность исполнения и разучивания репертуара с детьми в соответствии с методическими требованиями;

рациональность распределения времени на решение профессиональных задач;

самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;


соблюдение требований к содержанию и оформлению электронных презентаций при их создании и представлении


3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

3.1. Типовые задания для оценки освоения МДК 01.08:

1) текущий контроль

периодичная оценка результатов учебной деятельности каждого студента

с учетом, как аудиторных занятий, так и самостоятельной работы:

а) устный опрос по теме 8.1.

- определение элементов музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, жанров, форм музыкальных произведений.

б) творческие работы по теме 8.2.

- эссе,

- составление сообщения о музыкальном произведении.

в) контрольная работа по темам 8.2. и 8.3.

Вариант 1.

1.Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Детский альбом». Проанализируйте музыкальное произведение по таблице. Подберите методические приемы активизации процесса восприятия данной пьесы.

2. Составьте структуру урока музыки (1 класс 4 четверть 3 урок) по программе «Музыка» Д.Б.Кабалевского. Определить тип урока. Сформулируйте цели урока.

Вариант 2.

1.Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Немецкая песенка » из цикла «Детский альбом». Проанализируйте музыкальное произведение по таблице. Подберите методические приемы активизации процесса восприятия данной пьесы.

2. Составьте структуру урока музыки (3 класс 4 четверть 3 урок) по программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского. Определить тип урока. Сформулируйте цели урока.

г) ситуационные тесты (имитационные методы учебной деятельности)

по теме 8.3., 8.4.

- проведение беседы о творчестве детских композиторов-песенников;

- проведение беседы о музыкальных инструментах;

- разучивание песни с детьми;

- ознакомление с детской инструментальной классикой.

д) письменные работы по теме 8.5

- написание реферата, посвященного творчеству одного из композиторов,

- написание реферата, посвященного творчеству одного из исполнителей;

- составить беседу о музыкальном произведении, композиторе, исполнителе, инструменте, подготовить к ней презентацию.

2) промежуточная аттестация

Вопросы и задания к дифференцированному зачету:

1 вариант.

1.Проанализировать музыкальный репертуар урока музыки (1 класс, 3 четверть, 3 урок) по программе «Музыка» с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности.

2. Сравнить темы из программы Ю.Б.Алиева с темами из программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.

3.Разработать краткое содержание фрагмента урока, используя последовательность изложения материала на с. 57 - 58 учебника «Музыка» для первого класса по программе «Музыка» (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), направленное на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ключевое задание

1. Проанализируйте содержание предлагаемых страниц учебника.

2. Предложите вопросы, которые помогут учащимся понять предложенную тему урока.

3. Раскройте представленную в учебнике музыкальную терминологию и найдите их значение в словаре.

4. Составьте краткое содержание фрагмента урока, направленное на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 вариант.

1.Проанализировать музыкальный репертуар урока музыки (1 класс, 3 четверть, 4 урок) по программе «Музыка» с точки зрения использования в нем различных видов музыкальной деятельности.

2. Сравнить темы из программы Б.С.Рачиной с темами из программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.

3.Разработать краткое содержание фрагмента урока, используя последовательность изложения материала на с. 112 - 113 учебника «Музыка» для первого класса по программе «Музыка» (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), направленное на развитие эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и изучение произведений композиторов-классиков.

Ключевое задание

1. Проанализируйте содержание предлагаемых страниц учебника.

2. Предложите вопросы, которые помогут учащимся понять предложенную тему урока.

3. Раскройте представленную в учебнике музыкальную терминологию и найдите их значение в словаре.

4.Составьте краткое содержание фрагмента урока, направленное на развитие эмоциональной отзывчивости и изучение произведений Д.Б.Кабалевского.

3.2. Структура контрольно-оценочных материалов для экзамена (квалификационного)

I. ПАСПОРТ

Назначение:

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения

профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования

по специальности СПО Преподавание в начальных классах

код профессии/специальности 150146

Профессиональная (ые) компетенция (и):

  1. Определять цели и задачи, планировать уроки

  2. Проводить уроки

1.4 Анализировать уроки

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Вариант № 1

Инструкция

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.

Время выполнения задания - 1 час.

Задание 1.

Обобщенная формулировка

На уроке музыки в 1 классе по программе «Музыка» (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина) учителем было предложено следующее задание для детей: сравнить два музыкальных произведения «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева. Как вы думаете, какие трудности возникнут у учащихся и как должен действовать учитель в этой ситуации, чтобы дети успешно преодолели трудности?

Ключевое задание

1.Прослушайте произведения «Утро» и «Вечер» С. Прокофьева.

2.Предложите вопросы, которые помогут учащимся сравнить музыкальные образы двух произведений, используя учебник (с.22-23) и рабочую тетрадь по музыке (с. 22-23).

3.Раскройте в ходе объяснения представленную в учебнике музыкальную терминологию и найдите их значение в словаре.

4.Определите средства музыкальной выразительности музыкальных произведений, используя таблицу «Схема анализа музыкального произведения».

5.Подберите стихотворения и иллюстрации, которые подчеркнут контраст двух произведений для более глубокого «понимания» музыки.

6.Проанализируйте собственную деятельность.

Проверяемые результаты обучения: У1, У3, У7, У12, У13, У20, З10, З11.

Критерии оценки: умелое пользование источниками информации, ТСО; грамотное, последовательное изложение материала в конспекте; разнообразие средств, методов, приемов, заданий для детей, включенных в конспект; выражение собственного отношения к музыкальным произведениям; знание методики организации процесса восприятия музыкального произведения детьми, адекватная самооценка и качественное проведения самоанализа.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Вариант № 2

Инструкция

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.

Время выполнения задания - 1 час.

Задание 2.

Обобщенная формулировка

На уроке музыки в 3 классе по программе «Музыка» (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина) учитель в соответствии с программой должен был организовать знакомство с произведением «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Дети этого класса очень активны, и просто слушать музыку не любят, любят петь, играть на инструментах, рисовать и т.п.

Ключевое задание

1. Прослушайте произведение «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

2.Сформулируйте задачи и определите методы музыкального воспитания, способствующие активному восприятию данного произведения на уроке музыке.

3.Составьте фрагмент конспекта урока музыки, включающего знакомство с предложенным произведением, используя учебник (с.102-103) по музыке и презентацию по теме.

4.Предложите учащимся задания, используя приемы активизации восприятия музыки, продемонстрируйте эти приемы.

5.Проанализируйте собственную деятельность.

Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У3, У7, У12, У13, У20, З1, З10, З11.

Критерии оценки: умелое пользование источниками информации, ТСО; грамотное, последовательное изложение материала в конспекте; разнообразие средств, методов, приемов, заданий для детей, включенных в конспект; выражение собственного отношения к музыкальным произведениям; знание методики организации процесса восприятия музыкального произведения детьми, адекватная самооценка и качественное проведения самоанализа.

II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ. Вариант № 3

Инструкция

Внимательно прочитайте задание.

Вы можете воспользоваться учебно-методической литературой, имеющейся на специальном столе, и выходом в Интернет.

Время выполнения задания - 1 час.

Задание 3.

Обобщенная формулировка.

В плане внеклассной работы учитель запланировал организовать «Фольклорную экспедицию». Дети этого класса особого интереса к народной музыке не испытывали. Подберите, проанализируйте нотный и поэтический текст русской народной песни и подумайте, как необходимо организовать работу по разучиванию и исполнению этой песни, чтобы дети, были активно включены в работу и заинтересовались народной музыкой.

Ключевое задание

1.Составьте фрагмент внеклассного занятия по музыке, включающего это задание для детей, используя учебник (с.8 - 25) по программе «Музыкальное искусство» 3 кл. (сост. В.О.Усачевой, Д.В.Школяра), а также рабочую тетрадь (с. 16 -17) по программе «Музыка» 3 кл. (сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина).

2. Продемонстрируйте процесс разучивания русской народной песни.

3.Продемонстрируйте примеры использования данной русской народной песни в разных видах музыкальной деятельности (пение, музыцирование, музыкально-ритмическая деятельность).

4.Проанализируйте собственную деятельность и докажите, что такая организация работы над этой песней максимально заинтересует всех детей в работе.

Проверяемые результаты обучения: У1, У2, У3, У6, У7, У13, У12, У16, У20, З8, З11.

Критерии оценки: умелое пользование источниками информации, ТСО; грамотное, последовательное изложение материала в конспекте; разнообразие средств, методов, приемов, заданий для детей, включенных в конспект; выражение собственного отношения к музыкальным произведениям; выразительное исполнение песни голосом и на инструменте; знание методики организации процесса разучивания песни, адекватная самооценка и качественное проведения самоанализа.

III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

IIIа. УСЛОВИЯ

Количество вариантов задания для экзаменующегося - 1

Время выполнения задания - 1 час.

Оборудование: музыкальный инструмент( фортепиано),

персональный компьютер с выходом в сеть Интернет,

учебники:

1.Критская Е.Д. и др. Музыка:Учеб.для учащихся 1 кл. трёхлет.нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 1998.- 144с.: ил.

2.Критская Е.Д. и др. Рабочая тетрадь для учащихся 1 кл. трёхлет.нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 1998.- 79с.

3.Критская Е.Д. и др. Музыка:Учеб.для учащихся 3кл. трёхлет.нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003.- 128с.: ил.

4.Критская Е.Д. и др. Рабочая тетрадь для учащихся 3кл. трёхлет.нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003.- 32с.

5.Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство: Учебник для 3 класса. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 144с.: ил.

6.Кузьмина О.В.Усачёва В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 3 класса. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 64с.: ил.

Дидактические пособия:

1.Схема анализа музыкального произведения

2. Детские музыкальные инструменты

3. Русские народные инструменты

Музыкальные произведения:

1.С. Прокофьев «Утро»

2.С. Прокофьев «Вечер»

3.Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

4. РНП «Как у наших, у ворот»

5. РНП « На горе- то калина»

Литература для студентов:

Учебники:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 336 с.

  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 272 с.

  3. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод.пособие/ Т.А. Затямина - 2-е изд, стереотип. - М.: Глобус. 2008. - 170с. -(Уроки мастерства).

  4. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.- сост. Л.В.Золина. - М.: Издательство «Глобус», 2009.- 176с. - (Современная школа).

  5. Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. - М.:ВАКО,2010.-288с. (Мастерская учителя).

  6. Осенева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 368 с.

  7. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 128 с.

  8. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 416 с.

  9. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 368 с.

Справочная литература:

Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 5-е изд. - Л.: Музыка, 1980. - 485с.

Оценка сформированности компетенций


Освоенные ПК

Показатель оценки результата

Оценка

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

Точность постановки целей и задач урока музыки.

Соответствие содержания теме урока.

Соответствие структуры уроков типу урока.

Да / Нет


ПК 1.2.

Проводить уроки

Соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

Да / Нет

ПК 1.4. Анализировать уроки

Объективность анализа уроков и внеклассных занятий по музыке в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку музыки;

Да / Нет

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Эффективность выполнения профессиональных задач.

Оптимальность выбора методов решения профессиональных задач.

Объективность самооценки выполнения профессиональных задач.

Да / Нет

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Оптимальность поиска, анализа и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Рациональность распределения времени на все этапы решения задачи.

Да / Нет

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Соблюдение требований к содержанию и оформлению электронных презентаций при их создании и представлении.

Да / Нет

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Использование технологии деятельностного подхода, обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в учебной деятельности

Да / Нет


Разработчик:

ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
преподаватель Е.Н.Пономарева


© 2010-2022