Методическая разработка «Чудеса иногда случаются»

Ребенок с ограниченными возможностями имеет такие же права на обучение,что и здоровые дети.Музыкальные занятия помогают детям-инвалидам раскрыть свои творческие способности. Инклюзивная модель обучения дает возможность учитьсяв сфере обычной оющеобразовательной и даже музыкальной школы. На примере урока фортепиано с ученицей,имеющей диагноз Детский церебральный паралич,мы видим,что обучение ребенка даже с таким страшным диагнозом возможно.Уроки  игры на фортепиано,участие в конкурсах развивают м...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

«Чудеса иногда случаются»

(инклюзивная модель обучения)






Преподаватель фортепиано

МБОУ ДОД ДШИ «Форте»

Рогоза Галина Викторовна




Апрель

г.о. Тольятти










«Слово преподавателя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу.»

В.А.Сухомлинский

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость. Работа преподавателя ДШИ очень сложна: мы имеем дело с учениками разной степени одаренности, нам приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки. Необходимо правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях. Каждый ребенок в нашей стране имеет шанс для своего развития, независимо от его физических возможностей.

В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Музыкальные занятия способны помочь детям - инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности.

Не секрет, что дети с ограниченными возможностями всегда страдали в нашей стране от отчуждения и дискриминации, в том числе и в образовании. Сегодня ситуация изменилась. Признается официально на государственном уровне, что любой ребенок с ОВЗ имеет право на обучение в школе вместе со здоровыми детьми. И одной из важных проблем образования сегодня, является развитие новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования.

Основными нормативными документами, задающими концептуально-содержательные основы развития инклюзивной формы обучения и воспитания являются:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020гг.)

И на сегодняшний день с принятием федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка « Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».

Так что же такое инклюзивное образование? От латинского слова include , что означает «включить». Процесс развития, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с ограниченными возможностями.

В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей. Именно на это и направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» выдвинутая Д. Медведевым. «Новая школа» - это школа для всех». Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. Инклюзивное образование даст им возможность учиться и развиваться в сфере обычных школьников.

Актуальность внедрения инклюзивного образования в идеологическую практику не вызывает сомнений т.к. развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Стремление к тому чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка - инвалида.

Инклюзивное образование - это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством - возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач.

Главная проблема стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка - инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат.

Работа с ребенком - инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: мы должны не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, какими заботами занято его внимание.

Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.

В качестве примера я хотела бы представить выдержки открытого урока по теме: «Из опыта работы в обучении детей с ограниченными возможностями в классе фортепиано». Урок был представлен на Девятых тольяттинских педагогических ассамблеях «Российское художественное образование в XXI веке: целостно-личностный подход в контексте одаренности», в номинации «Творческая лаборатория преподавателей - «Урок - педагогическое творчество-успех».

Из характеристики ученицы: «Наташа ученица 3го класса, ей 11 лет. Диагноз: Детский церебральный паралич, центральный правосторонний гемипарез, умеренно выраженные стойкие двигательные нарушения. Практически атрофирована кисть правой руки.

Добрый, солнечный ребенок. Занимается в нашей школе с большим желанием. Имеет средние музыкальные данные. На уроках активная, любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование.»

Цель урока: «Освоить учебный репертуар на основе индивидуальной программы обучения».

Задачи: Образовательные:

  • изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;

  • задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;

  • побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.

Развивающие:

  • развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;

  • расширение музыкального кругозора учащейся.

Воспитательные:

  • воспитание уверенности в себе;

  • воспитание коммуникативных способностей;

  • воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.

Форма урока: урок практических работ.

Методы: наглядный, игровой.

Технологии: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационно-компьютерная, интерактивная.

Этапы урока:

  1. Организационный.

Организация начала урока, сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных, развивающих и воспитательных задач.

  1. Основной.

  1. Пальчиковые игры (упражнения для рук);

  2. Работа над гаммой D-dur;

  3. Е. Чернявская «Этюд» C-dur;

  4. Швейцарская народная песня «Кукушка»;

  5. Р.Н.П. «Светит месяц» (ансамбль);

  6. Слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля.

  1. Итоговый.

Подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание.

Оборудование:

  • фортепиано;

  • нотные сборники;

  • рисунок;

  • аудио-, видеозапись.

Рассмотрим аспекты основного этапа урока, это упражнения для рук (пальчиковые игры), направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно:

  • ощущение свободы в руках и корпусе;

  • освобождение кистей рук, гибкости запястья;

  • развитие моторики и координации движения пальцев.

Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе - это игры словами, «раскрашенные» движением пальцев, рук, или движениями всего тела.

Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.

Швейцарская народная песня «Кукушка»

  • ученица нарисовала рисунок, сочинила стих;

  • определила характер мелодии;

  • раскрыла художественный образ пьесы через выполнение указанных штрихов (legato, staccato);

  • выстроила динамический план;

  • определила интонационные вершины в каждой фразе;

  • исполнила пьесу выразительно, почувствовав опору на 3 пальце правой руки (оставляет атрофированную правую руку на клавише)

Выдержка из открытого урока итогового этапа:

«Слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля.

Преподаватель предлагает ученице послушать фрагмент II концерта для фортепиано с оркестром, Ре-мажор (D-dur), Мориса Равеля. Затем рассказывает ученице о жизни композитора.

Преподаватель: «Морис Равель - французский композитор - импрессионист, родился в 1875г. Чуть позже ты, Наташа, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй концерт - потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история создания. У Равеля был друг - австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был человеком колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее для композитора интересным, своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.

И вот как это Морис Равель гениально написал, ты сейчас услышишь и увидишь! А если закрыть глаза, то невозможно поверить, что партия фортепиано исполняется одной рукой».

Ученица прослушивает фрагмент II концерта для фортепиано с оркестром, Ре-мажор (D-dur), Мориса Равеля и смотрит видеозапись.

Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным достижениям!

Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в магическом воздействии музыки на мозг человека. Дети, занимающиеся музыкой ежедневно, слушая её, лучше выражают свои мысли, более уверены в себе, в своих силах и возможностях. Музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.

Таким образом, создание в школе ребенку-инвалиду атмосферы доверия, дружелюбия и уважения, позволит развить его способность к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме.

«Чудеса иногда случаются, но над этим

приходится очень много работать».

Хаим Вейцман.




Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№273- ФЗ;

2. Ахьямова. И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст] : монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б. и.], 2006. - 118 с.

3. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. - 35 с.

4. Фатеева. Е.А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е.А. Фатеева. - Тольятти, 2008.

5. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова - М.: Эксмо, 2004.

6. Алёхина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272с.

7. Баренбойм. Л.А. Путь к музицированию. [Текст] / Л.А.Баренбойм. - С.-П.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

8. Мартинсен. К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. - М.: Музыка, 1977. - 128 с.



© 2010-2022