Рабочая программа по музыке для учащихся 1-х классов

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры.                                                                                                                                    Задачи: -воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; - развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Аннинский муниципальный район

Воронежская область



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей

протокол №__1__

от « 26 » августа 2014г.


Утверждена педагогическим советом школы

протокол № 1

от «27» августа 2014 г.


«Утверждаю»_________


Директор МКОУ Аннинская СОШ № 3

Е.В.Азовская

приказ № 138

от « 29» августа 2014 г.







Рабочая программа

по музыке для учащихся 1-х классов

(общеобразовательное обучение)

на 2014-2015 учебный год.





Составитель: учитель музыки

Н.В.Татаринцева











п.г.т. Анна.

2014 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов_________1_____ Количество часов в год _____29_____

  • Уровень программы ____базовый_____

  • Классификация программы: модифицированная.

Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их духовной культуры. Задачи:

-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Нормативными правовыми документами для составления рабочих программ, учебных курсов являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373;


  • Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013г. № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»


  • Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утвержден решением педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2014г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 № 136/1 от 27.08.2014 г.; общего образования;


  • Методические рекомендации по формированию учебных планов для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального


  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год. (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. № 253.)

Данная программа разработана на основе программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», год издания: 2011) Утверждена Главным управлением Министерства образования РФ в 2011г.
Типовая государственная программа рассчитана на 1час в неделю, 29 часов в год.


Ценностные ориентиры содержания программы.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М.Неменского. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Личностные методопредметные (компетентностные) и предметные результаты на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Результат освоения программы.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.



Основные виды учебной деятельности школьников: Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Занятия в I классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Отличительная особенность данной программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают учащихся на самостоятельную работу в классе и дома (при наличии у ребенка аудиокассеты - домашней фонотеки по программе), исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.
Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) вводятся на страницах учебников и тетрадей, постепенно учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности.
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

Формы обучения и контроля: традиционные уроки, уроки-игры, уроки-драматизации, уроки-концерты. Основные виды учебной деятельности школьников: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

Виды и формы контроля: текущий опрос, итоговый урок-концерт, устное тестирование. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Название тем

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

в том числе на формы обучения и контроля

урок-игра

Урок- драматизация

урок-концерт

1.

Музыка вокруг нас.

12

9

5

2

Урок-игра

У3,4,8,10,11,12,13,15. Тест№2 У-9

Урок-драматизация

У-1,2,6,7.Тест№1 У5

Урок-концерт

У14,16.Презентация У-10,Творческое задание У-15

2.

Музыка и ты

17

15

-

2

Урок-игра

№1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,17.

Урок-концерт

У-6,16.Тест№3 У-9,Тест№4 У-15

Итого

29

24

5

4







СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Тема первого полугодия «Музыка вокруг нас» 12 ч

Содержание:

Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Задачи:

· знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие.

Тема второго полугодия «Музыка и ты» 17 ч.

Содержание:

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Задачи:

· знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте,

· обобщение и систематизация уже имеющегося музыкального опыта,

· формирование общечеловеческих нравственных ценностей,

· эстетическое развитие.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать:

- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

- народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

Уметь:

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

- исполнения знакомых песен;

- участия в коллективном пении;

- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1.Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2011.

2.Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 1 кл. М.,2011.

3.Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.: Дрофа, 2011.

4.Критская Е. Д. Музыка: 1-4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М., 2011.

5.Справочник для учителя. «Творческие портреты композиторов». 2001. - 63 с.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Магнитофон «LG».

  2. Аудиокассеты.

  3. Диски.

4. Портреты композиторов.

5. Компьютер.

6. Баян «Аккорд»

7. Принтер.

8. Проектор.

9. Колонки.



Подпись учителя ___________ Татаринцева Н.В.



© 2010-2022