Статья Учить сообразно природе

Согласно принципу природосообразности, описанного впервые Я.А.Коменским, логика исторического пути приобретения человечеством определенных компетенций в какой-либо области, в том числе и музыке, и есть лучшая технология развития этих компетенций у учащихся. Статья раскрывает действие этого принципа в преподавании сольфеджио и игры на инструменте.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учить сообразно природе


«Не давайте учащимся знания и навыки,

которые не имеют для них на данный момент

практической пользы» (Я.А. Каменский)

Главная задача учителя ДМШ - создание благодатной «питательной» среды для развития гармоничной творческой духовно богатой личности ребенка. В этом смысле реализация учебных программ должна быть осознанным движением ученика под руководством учителя к новым знаниям, умениям и навыкам, открывающим ему новые возможности для творчества и духовного роста. Как приблизить учебный процесс к этому идеалу? - главный вопрос моего педагогического поиска.

«Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из дисциплин музыканта. Она посвящена самому главному - музыкальному слуху» (И.И.Земцовский.). На уроке сольфеджио ребята выполняют множество заданий по требованию учителя. Они изучают, строят, интонируют, находят в нотах, анализируют на слух интервалы, аккорды, звукоряды и др.. Большинство детей не задумываются, зачем это нужно лично им.

Как привести учащихся к пониманию практической пользы знаний и навыков, приобретаемых по сольфеджио? Обратимся к принципу природосообразности, описанного впервые Я.А.Коменским. Согласно ему, логика исторического пути приобретения человечеством музыкальных компетенций и есть лучшая технология развития этих компетенций у учащихся. И здесь я хочу подчеркнуть: «Сначала была музыка, теория рождалась в результате анализа теоретиками музыкальных произведений».

Любые компетенции, в т.ч. музыкальные, развивались в результате определенных потребностей человечества. Каким потребностям отвечало развитие музыкальных компетенций? Историческим свидетельством можно считать народные легенды как отражение коллективного сознания на определенном этапе развития общества. Вспомним казахскую легенду о «Птице Песне»: «… Летела по небу птица Песня. Над казахской степью она опустилась низко и очаровала людей, и они запели…» Мое глубокое убеждение - музыка должна «тронуть» душевные струны человека, создать настроение, которое отразится в детских глазах. Станет абсолютно очевидно - Птица Песня полетела. Если такой момент, всего один момент имеет место на уроке, весь урок проходит совсем в ином качестве. И дети не приобретают необходимые ЗУН, они их проживают. У меня нет четкого руководства, как этот момент создать. Множество факторов оказывают свое влияние: и микроклимат в группе, и музыкальные вкусы участников учебного процесса и настроение каждого из них, с которым он пришел на урок, и многое другое. Но несколько правил для учителя, я думаю, помогают:

1) Не приносить на урок музыкальный материал (будь то слуховое или интонационное упражнение, номер для сольфеджирования и т.д.), который мне самой не нравится, который не трогает моих «душевных струн».

2) Не допускать формальных исполнений музыкальных примеров. Голосом или инструментом интонировать эмоционально, «с душой», профессионально качественно.

3) Любое новое теоретическое знание находить в живой музыке. Теоретические знания приобретаются в результате анализа музыкальных произведений, а не записи теоретических формулировок с последующим их тренингом в практической деятельности.

Следуя принципу природосообразности на уроках ДМШ, немаловажно как для теоретика, так и для специалиста учитывать логику исторического процесса появления и совершенствования музыкальных инструментов и исполнительских навыков. Многие педагоги в наши дни придают слишком большое значение нотам, выводя на первый план задачу научить правильно трактовать и исполнять нотный текст. Исполнение произведений по нотам становится ядром учебного процесса. Соответствует ли данный подход природе музыкального искусства? Могла ли легенда о появлении сыбызгы звучать так: «… шел человек вдоль озера и нашел НОТЫ! Подумал, на чем бы поиграть?.. И придумал! Срезал тростник, проделал дырочки, и после длительных тренировок сыграл, наконец, то, что написано в нотах… ». Нет, легенда повествует иначе, проливая свет на истинную природу инструментального музыкального искусства: «… шел человек вдоль озера, срезал тростник и подул в него. Ему понравился звук и захотелось с этим звуком играть, и начал человек проделывать дырочки в тростинке и, зажимая их, играть со звуком…». Во всех языках мира применительно к музыкальным инструментам используется слово «ИГРАТЬ», а не «исполнять»!!! Садится малыш за фортепиано и начинает всеми пальцами нажимать на клавиши. Это выражение его естественного желания. А учитель говорит: «Не балуйся, давай работать». Работать - это не то же самое, что играть. ДЕТИ ХОТЯТ ИГРАТЬ, и отталкиваться в процессе обучения нужно именно от этого, от «живого звука», постепенно преподавая обучающимся правила игры (теорию), навыки игры (практику), приобретая которые они смогут ИГРАТЬ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ощущая все нити музыкальной ткани, все оттенки гармонического движения, всю глубину эмоционального содержания музыкального образа.

С этой точки зрения я стараюсь преподносить весь учебный материал по сольфеджио как правила организации звуков в музыку, «теорию ИГРЫ с музыкальными звуками». Почему хаотично взятые звуки не радуют слух? А звуки, подобранные в соответствии с правилами музыкальной гармонии и формы звучат благозвучно? Нахождение ответов на подобные вопросы формирует у учащихся ценностное отношение к предмету как к практически полезному. В сплетении представлений о музыкальной теории и композиции я вижу практическую пользу для учащихся в усвоении теоретического материала по сольфеджио.

Музыкальные знания - это знания, которые можно прожить, но для этого музыка должна «затронуть» душевные струны. Музыка должна очаровывать, в этом ее предназначение, и это требует от учителя тщательного подбора и качества музыкальных наглядностей к урокам, отказа от упражнений «безотносительно музыки» и формальных музыкальных иллюстраций. Очень важно, чтобы любой музыкальный фрагмент, который прозвучит на уроке, был бы значимым, эмоционально-привлекательным и понятным для ребят, оставлял след в детской душе. Только в этом случае музыка способна стать благодатной «питательной» средой для развития гармоничной творческой духовно богатой личности ребенка и сыграть свою эстетическую, образовательную и воспитательную роль.

© 2010-2022