- Преподавателю
- Музыка
- Программа по раннему музыкальному развитию ребенка Музыка с мамой
Программа по раннему музыкальному развитию ребенка Музыка с мамой
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бадахшанова Р.Т. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского района
Программа кружковой работы
по раннему музыкальному развитию
«Музыка с мамой»
(вторая младшая группа)
Музыкальный руководитель:
Бадахшанова Р.Т.
2015г
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной, классической и детской музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает воображение, эстетический вкус, формирует нравственно-эмоциональную сферу.
Данная образовательная программа направлена на комплексное развитие музыкальности детей: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, метроритмического чувства, речедвигательной координации, звуковысотного, тембрового, динамического и ладового слуха. Образовательная программа позволяет в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных знаний.
Цель: развивать музыкальные способности детей через различные виды музыкально- игровой деятельности.
Задачи:
-
Формировать у детей эмоционально-положительную установку к занятиям музыкой.
-
Обучать лексике танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, выставление ноги на носок, на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу, движения с предметами - листьями, цветами, лентами и т.д.
-
Учить менять движения в соответствии с изменением характера музыки произведений двухчастной и трёхчастной формы, различать и передавать в движении жанровые признаки (песня, танец, марш).
-
Развивать музыкальный слух: звуковысотный, тембровый, динамический, ладовый.
-
Развивать метроритмическое чувство и речедвигательную координацию.
-
Обеспечить условия для элементарного музицирования на шумовых и ударных инструментах: бубны, маракасы, колокольчики и др., инструментах детского оркестра: металлофон, ксилофон.
-
Стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности.
Программа разработана для работы с детьми 3-4 лет и рассчитана на один год обучения. Занятие продолжительностью 10-15 минут проводится в форме музыкальной игры два раза в неделю.
В результате освоения данной программы можно констатировать уровень музыкального развития детей, ориентируясь на следующие показатели: умение узнавать знакомые песни, различать тембры детских музыкальных инструментов, динамические изменения в музыке, звуки по высоте в пределах октавы, умение согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в пространстве.
В течение года показателями результативности обучения могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, и т.д.)..
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ?
Игры-разминки включают разминку с движениями и музыкальными инструментами. Такие игры активизируют внимание детей, развивают чувство ритма, выдержку, формируют умение действовать по показу педагога.
Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, формируется концентрация внимания и выдержка. Подпевание словам песенок активизирует речь и развивает вокальные данные малышей.
Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей, укрепляет детско-родительские отношения, развивает мелкую моторику.
Музыкально-ритмические движения, которые мы используем на занятиях, включают: игры с предметами, игры с подражательными движениями, игры с ловлей, на взаимодействие, игровую гимнастику, ритмику и танцы. Предложенные игры и упражнения развивают моторику и чувство ритма, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения
и взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, произвольности поведения, развивают музыкальные способности.
Для знакомства малышей с нотами мы используем авторские игрушки и дидактические пособия.
Это позволяет развивать слух и учить детей играть первые песенки в самом раннем возрасте.
Песенки для музыкально-двигательного показа и развития речи на наших занятиях преподносятся
детям как маленькое представление. Это радует малышей, активизирует их внимание, речь и побуждает к подпеванию.
Сказки знакомят детей с различными музыкальными инструментами, обучают малышей способам и приемам игры на них, а также способствуют развитию творческой фантазии. В процессе занятий развивается слух детей − они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память − дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. Ребята учатся слушать
других, уступать, делиться, сопереживать, что способствует развитию навыков общения и
взаимодействия.
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем
Количество часов
1. Знакомство
Введение в программу.
Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы.
«Мышка в гости к нам пришла».
4 занятия
2. Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.
Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов.
«Весёлые музыканты».
3 занятия
3. Высокие и низкие звуки.
Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы.
«Высоко - низко».
2 занятие
4. Долгие и короткие звуки.
Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности.
«Быстро - медленно».
3 занятие
Итоговое мероприятие.
«Новый год к нам идёт»
1 занятие
5. Громкие и тихие звуки.
Формировать восприятие динамики звучания.
«Тихо - громко».
2 занятие
6. Песня-танец-марш.
Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений.
«Топ и хлоп».
4 занятия
7. Игра на музыкальных инструментах.
Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном звуке, глиссандо.
«Я музыкант».
3 занятия
8. Музыка и настроение.
Учить различать пьесы и песни контрастного характера.
«Весело - грустно»
3 занятия
Итоговое занятие.
Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности.
«Весёлое путешествие».
1 занятие
Содержание программы:
1. «Мышка в гости к нам пришла».
Познакомить с разными видами деятельности в ходе реализации программы.
Знакомство - игра на взаимодействие «Ладошечка»
Разминка «Наши ручки» Давыдова
Песня «Мышки» Г.Ф. Вихарева
Пальчиковая гимнастика «Перчатки» Е. Железнова
Упражнение с листочками музыка Аарне
«Танец с музыкальными инструментами» Т.Суворова
Подвижная игра «Ловишки».
2. «Весёлые музыканты».
Развивать тембровый слух, учить различать тембры шумовых инструментов.
Разминка «Тюшки-тютюшки» Т.Тютюнникова
Сценка кукольного театра «Весёлые музыканты» Исаев
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» (лото)
Песня с движениями «Киска» Д.Костраба
«Танец котят» Е. Железнова
Музыкальная игра «Жмурки с бубном» Т.Шутенко.
3. «Высоко - низко».
Формировать звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте в пределах октавы.
Музыкально-двигательная разминка «Птички»
Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» Тиличеева
Песня «Ворбей» Ж. Металлиди
Пальчиковая гимнастика «Свиристели»
Танец «Чок, чок - каблучок» Т. Суворова
Игра «Воробьи и Бобик» Картушина
4. «Быстро - медленно».
Формировать ритмическое восприятие, учить различать звуки по длительности.
Упражнение «Ходим - бегаем», «Кукла шагает и бегает»
Песня «Новогодняя» (по выбору)
Пальчиковые гимнастика «Зима», «Новый год» О.И.Крупенчук, «Ёлочка» Н. Нищева
Хоровод вокруг ёлки «Зимние забавы» И.Меньших
Танец со снежинками (по выбору)
Игра «Колокольчик», «Кто как идёт» с бубнами
Итоговое развлечение «Новый год к нам идёт»
Знакомый детям музыкально - игровой материал
5. «Тихо - громко».
Формировать восприятие динамики звучания.
Музыкально-дидактическая игра «Тихие и громкие звоночки»
Упражнение «Гулять - отдыхать»
Пальчиковая гимнастика «Весна в природе» О. Крупенчук
Песня с движениями «Чики -чок» О.Боромыкова
«Танец с лентами» Т.Суворова
Игра «Котята и барбос» И.Меньших
6. «Топ и хлоп».
Учить передавать в движении характер музыки (марш, песня, танец), упражнять в исполнении несложных танцевальных движений.
Музыкально - дидактическая игра «Что делают в домике?»
Песня «День сегодня необычный», «Весёлая песенка»
Марш - упражнение с флажками
Танец «Ширмочки» Т.Суворова
Речевое упражнение «Барабанщик»
Пальчиковая гимнастика «Сабельки»
Игра «Мишка ходит в гости» А.Шенберг
7. «Я музыкант».
Познакомить детей с металлофоном и ксилофоном: способами звукоизвлечения, выразительными способностями. Учить играть на металлофоне и ксилофоне простые мелодии на одном, двух звуках, глиссандо.
Песня «Капель» М.Ю.Картушина с ксилофоном
Песня «Солнечные зайчики» Чебакова с металофоном
Пальчиковая гимнастика «По клавишам стучим» М.Ю.Картушина
«Гармошка» Тиличеева
«Андрей воробей» р.н.п.
Ну-ка повторяйте» Е.Железнова с металлофонами и ксилофонами
Хороводная игра «Веселись детвора» И.Черницкая
8. «Весело - грустно».
Учить различать пьесы и песни контрастного характера.
Музыкально - дидактические игры «два цветка»,
«солнышко и тучка», «угадай настроение»
Песни «Автобус», «Самолёт»
Пальчиковая гимнастика «Транспорт» О.Крупенчук
«Танец с кубиками» Т.Суворова
Парная пляска (по выбору)
Игра «Весёлое путешествие» И. Меньших
Итоговое развлечение «Весёлое путешествие».
Закреплять имеющиеся навыки в музыкально-игровой деятельности.
Знакомый детям музыкально-игровой материал.
Музыкальный материал может варьироваться и изменяться, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей детей.
Программно-методическое обеспечение
-
Иллюстрации к песенному материалу
-
Аудиозаписи: «Музыкальная ритмика для детей» 1-5,
«Танцуй малыш» 1-2 Т.Суворовой,
«Музыка с мамой» 1-5 Е.Железновой
-
Дидактические пособия и игры: лесенка, музыкальный цветок (2), солнышко и туча, два цветка, лото «Угадай, на чём играю», «Что делают в домике?»
Оборудование
-
Шумовые и ударные инструменты: бубны, колокольчики, барабаны, маракасы и т.п
-
Инструменты детского оркестра: металлофоны, ксилофон
-
Кукольный театр
-
Театр игрушек
-
Атрибуты для музыкально - ритмических движений: листья, снежинки, цветы, ленты, флажки, мячи и т.п
Литература
-
Боромыкова О.С. Песенки и Потешки с движениями для развития речи. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 32 с.
-
Вихарева Г.Ф. Веселинка. Методическое пособие. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 40.
-
Вихарева Г.Ф. Пёстрые страницы. Песни и развлечения для самых маленьких: Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ. - СПб.: «Детство - пресс», 2003. - 40с.
-
Горохова Л.С. Вокально-артикуляционные упражнения в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Архангельск: Архангельский педагогический колледж, 2010. - 46с.
-
Девочкина О.А. Пойте вместе со мной: Песни для детей 3-4 лет. - М.: АРКТИ, 2002. - 48с.
-
Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2003.- 172с.
-
Картушина М.Ю Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.
-
Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь! Средняя группа детского сада. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. - 32 с.
-
Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста/ И.В. Меньших. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 57 с.
-
Металлиди Ж.Л. Чудеса в решете. Песни для детей дошкольного возраста. - СПб.: Издательство «Композитор», 1998.
-
Михайлова М.А., Воронина Н.В. танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. - 112с.
-
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трёх до девяти лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 128с.
-
Федорова Г.П. Танцы для детей. Методическое пособие. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 40с.