Рабочая программа по музыке для 4 класса

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по Музыке (базовый уровень) для 4 класса. Программа составлена в соответствии требованиям ФГОС второго поколения. Курс рассчитан на 34 часов (1 час в неделю). Планирование ориентировано на использование УМК Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Программу составила Ж.Ж. Бадмажапова.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.

Нормативно-правовые документы

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования от 05.03.2004г

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения.

  6. Приказ №2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год».

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:


  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, ее жанрово - стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Урала и составляет 10% учебного времени.

Место предмета «Музыка» в учебном плане

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах-34 часа. Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29(30) часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство - это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Пути решения поставленных в программе задач решаются через различные приемы, методы, формы и технологии урока.

Наиболее приемлемыми для учащихся данного курса являются следующие приемы работы на уроке:

-творческий эксперимент,

-мысленное экспериментирование,

-инструментальное музицирование,

-пение коллективное, сольное,

-работа с различными информационными источниками: справочной литературы, музыкальными словарями, фонограммами песен.

Развитие творческих способностей и познавательная активность учащихся будет осуществляться на уроках через следующую деятельность:

-коммуникативные и игровые ситуации;

-создание иллюстрации к прослушанной музыке;

-написание сочинений-рассуждений;

-инсценирование;

-создание сценариев;

-сочинение своего варианта текста песни.

Формы обучения;

-урок объяснения нового материала;

-урок-концерт;

- комбинированный урок;

- повторительно-обобщающий урок;

- урок - исследование.

Методы работы:

-словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);

-практические (упражнения, трудовые действия);

-наглядные (иллюстрация, демонстрация);

-индукция и дедукция;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Виды музыкальной деятельности:

- пение;

- сочинение и подбор простейших мелодий;

- слушание музыки.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

-игровые технологии;

-исследовательская технология обучения;

-технология проблемного обучения;

-метод проектов;

-здоровьесберегающие технологии;

-комъютерные;

-личностно-ориентированные.

Музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий:

-музыкально - образовательные ресурсы и поиск содержательной информации в сети Интернет;

-знакомство с электронной музыкой;

-элементарные приемы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов;

- запись и воспроизведение музыкальных произведений;

-воплощение творческих замыслов на электронных музыкальных инструментах с помощью готовых шаблонов.

Данные технологии позволяют увлечь учащихся в процесс обучения, воспитывают любовь к музыке, повышают познавательный интерес, способствуют развитию творческих способностей. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции.

Методы контроля: устные, письменные (самостоятельные работы, тесты). Применимы различные формы контроля: групповой, индивидуальный, комбинированный.

Формы (приемы) контроля:

-творческие задания,

-анализ музыкальных произведений,

-музыкальные викторины,

- тестирование.

Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Критерии и нормы оценки

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений обучающихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

4.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

5.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

6.Ведение тетради по музыке.

Система оценивания

в соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит:

-опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству;

-знание музыки и знания о музыке;

-опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных) и др.;

-способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности;

-коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.

Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, округа, региона.

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные учебные действия

Личностные:

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

-способность воспринимать эстетику природных объектов, уметь сопереживать им, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой;

-уметь выражать свое отношение художественными средствами

Регулятивные:



  • умение принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

  • выделение предмета обсуждения и критерии его оценки;

  • умение прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов.

Познавательные:

  • освоение основных понятий и методов музыки, логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам,

  • выделение основного, нахождения сходства и различий, установление аналогий, выдвижение предположений;

  • умение пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и в информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа информации.

  • умение реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с видео - и графическим сопровождением.

Коммуникативные:

  • умение слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • использование речевых средств и средств информационных технологий для решения коммуникативных задач;

  • приобретение опыта общения с публикой в условиях концертного представления результата творческой деятельности.


Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы

по учебному предмету «Музыка» 4 класс

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений.

Содержание учебного предмета «Музыка»

4 класс:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:

1. "Россия - Родина моя"- 4 ч.

2. "День, полный событий"-5 ч.

3. "О России петь - что стремиться в храм"-7 ч.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" -5 ч.

5. "В музыкальном театре"-4 ч.

6. "В концертном зале"-3 ч.

7. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"-6 ч.

Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Раздел 1. «Россия - Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез» (пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

















Учебно-тематический план

№ урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

1

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

6

Зимнее утро, зимний вечер.

1

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

8

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

9

«Приют, сияньем муз одетый…»

1

10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1

11

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1

12

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

14

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

15

Оркестр русских народных инструментов.

1

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

1

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

1

18

Старый замок.

1

19

Счастье в сирени живет…

1

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

21

Патетическая соната. Годы странствий.

1

22

Царит гармония оркестра.

1

23

Театр музыкальной комедии.

1

24

Балет «Петрушка»

1

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

26

Кирилл и Мефодий.

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

29

Народные праздники. Троица.

1

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1


















Календарно-тематический план



Темы, уроки

Кол-во часов

Элементы содержания

Предметные УУД

Предметные УУД

Для учащихся с ОВЗ VII вида

Дата

план

факт Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Россия - Родина моя

1

Мелодия-душа музыки

1

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение.


2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка


3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос.

Знать жанры народных песен


4

«Я пойду по полю белому...»

1

Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано


5

«На великий праздник

собралась Русь»

1

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант. Выявление общности интонаций, ритмов, характера и настроения этих произведений.

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант


«О России петь - что стремиться в храм...»

6

Святые земли Русской


1

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать имена святых, их житие, подвиги русских
святых; понятия: стихира, величание.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать имена святых, их житие, подвиги русских
святых; понятия: стихира, величание.









День, полный событий

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать: понятие лад

(мажор, минор). Уметь: сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Знать: понятие лад

(мажор, минор).


8

«Что за прелесть эти сказки...»

1

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать: понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать: понятия: опера, регистр, тембр.



9

Музыка ярмарочных гуляний


1

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать: жанры народной музыки

Различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;


Знать: жанры народной

музыки


10

Святогорский монастырь

1

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

Знать: понятие опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать: понятие опера.


11

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки

Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать: понятия: романс, дуэт, ансамбль.


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор -имя ему народ


1

Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле.

Воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров.

Знать: понятия: народная музыка, музыка в народном стиле.


13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать: названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь: отличать звучание различных музыкальных инструментов






Знать: названия и тембры народных инструментов; состав и ведущие инструменты оркестра.


14

О музыке и музыкантах

1

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.

Уметь: приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.


















В концертном зале

15

Музыкальные инструменты

1

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели

Знать: понятия: ноктюрн, квартет, вариации.



16

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать: понятия: сюита, романс.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Знать: понятия: сюита, романс.

Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.



17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать: многообразие танцевальных жанров. Уметь: на слух определять трехчастную музыкальную форму

Передавать настроение музыки и его изменение в пении, определять и сравнивать характер, настроение.


18

«Патетическая» соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

1

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия музыкальных жанров: соната, романс, барка
рола, симфоническая
увертюра; оркестр, дирижер

Знать понятия музыкальных жанров: соната, романс, барка
рола, симфоническая
увертюра; оркестр, дирижер


День, полный событий

19

Зимнее утро. Зимний вечер


1

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.



В музыкальном театре






20

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия)

1

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую.

«За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина

Знать: процесс воплощения
художественного замысла произведения в музыке; содержание оперы.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ музыки

Узнавать изученные произведения, называть их авторов.


21

Опера

М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

1

Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация - ария Сусанина

Знать: название изученных жанров и форм музыки.

Уметь:

- размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

-петь легко, звонко, не форсируя звук.


Знать: название изученных жанров и форм музыки.

петь легко, звонко, не форсируя звук.



22

«Исходила младешенька...»

1

Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского

«Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере

Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.


23

Русский Восток. Восточные мотивы.

1

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна

Уметь:

-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

-проводить интонационно-образный анализ

Уметь различать интонации музыкальные и речевые. Уметь определять их сходство и различие.



24

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать процесс воплощения
художественного замысла в музыке;

-значение народного
праздника - Масленицы.
Уметь определять оркестровые тембры

Знать значение народного
праздника - Масленицы.


25

Театр музыкальной комедии

1

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Знать: что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


26

Исповедь души


1

Музыкальный жанр:

прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать понятия: прелюдия и этюд.


27

Мастерство

исполнителя

1

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель.

Интонационная выразительность музыкальной речи

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» -

импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.



«О России петь - что стремиться в храм...»

28

«Праздников

праздник, торжество из торжеств»

1

Светлый праздник -

Пасха. Тема праздника в духовной и народ-

ной музыке. Тропарь,

молитва, народные

песни

Знать понятия: тропарь,

волочебники.

Уметь проводить интонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки

Знать понятия: тропарь,

волочебники.



29

Светлый праздник

1

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова

«Светлый

праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать понятия: гимн, величание

Знать понятия: сюита, трезвон. Знать понятия: гимн, величание



30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

«Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности

Знать «житие» и дела святых
Кирилла и Мефодия;

-понятия: гимн, величание

Знать «житие» и дела святых
Кирилла и Мефодия;



«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Праздники русского народа.

Троица.

1

Народные праздники:

Троицын день. Обычаи

и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева

Знать содержание

и значение народного

праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Знать содержание

и значение народного

праздника.



«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

32

Музыкальные

инструменты

1

Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня

Знать историю инструмента
гитара; понятия: обработка,
импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

Знать историю инструмента
гитара; понятия: обработка,
импровизация, переложение музыки; авторская песня


33

Музыкальный сказочник

1

Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.


34

«Рассвет на Москве-реке»М.П.Мусоргский

1

Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знать понятие изобразительность в музыке.


Материально - техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

  2. Примерная программа основного общего образования по музыке.

  3. Хрестоматии с нотным материалом.

  4. Сборники песен и хоров.

  5. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  6. Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

  7. Учебники по музыке.

  8. Книги о музыке и музыкантах.

  9. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Атласы музыкальных инструментов.

  2. Портреты композиторов.

  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.



Дидактический раздаточный материал:



  1. Карточки с признаками характера звучания.

  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.



Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Видеомагнитофон.

  3. Фортепиано.

  4. Синтезатор

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Нотный и поэтический текст песен.






© 2010-2022