Сценарий урока музыки в 5 классе на тему Можем ли мы увидеть музыку?

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока по музыке: «Можем ли мы увидеть музыку?» для обучающихся 5 классов.

Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на нашем уроке прозвучит произведение уже знакомого нам композитора Н.А. Римского-Корсакова. С его музыкой мы встречались довольно часто.

Мир сказок и легенд привлекал многих русских музыкантов: Мусорского, Балакирева, Чайковского, Кюи. Но для всех них это лишь романтический эпизод, лишь ступень в творческом развитии, а для Н.А. Римского-Корсакова мир народной фантазии остался до конца жизни источником вдохновения. Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Н.А. Римский-Корсаков.

(Показ видеофильма «Н.А. Римский - Корсаков»)

Учитель. Произведение, которое сегодня прозвучит на нашем уроке, - «Три чуда» - симфоническая картина из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.

- Кто написал эту сказку?

Ученик. А.С. Пушкин

Учитель. Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С. Пушкина?

Дети. Три. Первое чудо-белка. Второе чудо - тридцать три богатыря. Третье чудо - царевна Лебедь.

(Показ фрагмента из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

(три чуда/

Учитель. А сейчас послушаем симфоническую картину «Три чуда» Н.А. Римского - Корсакова. Послушайте, как композитор чарующими звуками музыки передаёт характер каждой пьесы. Композитор всё время помнит, что здесь он сказочник, и музыкой рассказывает нам сказку. У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая, красочная картина, только написанная не красками, а звуками.

(Слушание. Симфоническая картина «Три чуда» Н.А. Римский - Корсаков)

Учитель. Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети. Симфонический.

Учитель. Все три чуда предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует нам каждое из чудес.

Учитель. Назовите знакомые вам музыкальные инструменты, звучание которых вы услышали в трёх фрагментах этой симфонической картины.

Дети. Струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные.

Учитель. Какое первое чудо звучит в симфонической картине?

Дети. Белочка.

Учитель. Найдите в тексте слова первого чуда, которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.

Дети.

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нём живёт ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые

Скорлупы-то золотые.

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

(Показ слайда «Белочка»)

Учитель. Какой характер пьесы «Белочка»?

Дети. Музыка весёлая, лёгкая, игривая, сказочная, песенно-танцевальная.

Учитель. Какую песенку исполняет белочка?

Дети. «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня.

Учитель. Найдите в тексте слова второго чуда которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.

Дети.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге ,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор-

С ними дядька Черномор.

(Показ слайда. «Богатыри»)

Учитель. Какой характер пьесы «Богатыри»?

Дети. В музыке слышится тяжёлая поступь витязей - богатырей и шум «Бурливого» моря. Музыка звучит мужественно, громко, словно идут волшебные великаны.

Учитель. Какой динамический приём использует композитор, чтобы показать, как богатыри появляются издалека, а потом вновь уходят в море?

Ученик. Усиление и ослабление звучания (р,f)

Учитель. Найдите в тексте слова третьего чуда, которые помогли композитору услышать эту картину в звучании.

Дети.

А у князя есть жена,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

( Показ репродукции картины «Царевна-Лебедь» М. Врубеля)

Учитель. Какой характер пьесы «Царевна-Лебедь»?

Дети. Музыка нежная, волнующая, светлая, прозрачная, плавная, певучая, сказочная. Сначала напоминает всплески волн, а затем - напев русских песен.

Учитель. Скажите: Можно ли представить себе царевну Лебедь без музыки?

(Ответы детей)

Учитель. Насколько беднее, суше был бы её пленительный образ, если бы из него ушла музыка. Композитора и художника подтолкнули на создание этого произведения одни и те же события, но каждый по-своему изображает одно и то же жизненное содержание.

Вывод. Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу.

Исполнение песени.

«Дорога Добра» (сл. Ю. Энтина, муз. Минкова).


© 2010-2022