• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка

Предлагаемая методическая работа представляет собой результат осмысления творчества Германа Галынина, выдающегося композитора, музыка которого до сих пор остаётся недооценённой. Он оставил прекрасное и своеобразное наследие, которое не велико количественно, но высоко по качеству. В работе рассматриваются короткие, нетрудные фортепианные пьесы, которые могут быть хорошим подспорьем преподавателям в выборе репертуара учащимся детских школ искусств и музыкальных школ.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ФОРТЕ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ






Методическая работа: «Герман Галынин и его фортепианная музыка».Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.








Автор: Тумаева Э. В., преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ «Форте»



Тольятти 2015

«Огромный «могучий» талант Г. Галынина, композитора-самородка, подобно скрытому огню, вспыхнул внезапно, разгорелся необычайно ярко, сверкнул всеми гранями и трагически угас, достигнув лишь первых вершин, за которыми могли и должны были следовать ещё многие более высокие»

Д. Шостакович

Слова, взятые в качестве эпиграфа, были сказаны Д. Шостаковичем о своём ученике Германе Галынине, студенте Московской консерватории, 25-летнем молодом человеке, чьё творчество сразу, с первых шагов заявило о себе как о чём-то очень значительном, выдающемся.

Все основные произведения Галынина написаны в одно пятилетие(1945-1950)- в годы учёбы в консерватории - и представляют собой экзаменационные или дипломные работы.

Творчество Галынина - значительное явление в советской музыке, до сих пор недооценённое. Музыкальный язык композитора отмечен влиянием Д. Шостаковича и С. Прокофьева. Уже ранние консерваторские произведения Галынина отличаются редким изяществом формы, композиционной зрелостью, чёткой ритмикой и ироническими интонациями, сквозь которые нередко проходит щемящий трагизм, что особенно роднит его с Д. Шостаковичем. Наиболее благодарная память о Галынине сохраняется, пожалуй, в системе ДМШ России благодаря его коротким и нетрудным фортепианным пьесам для начинающих.

Факты биографии композитора скупы и неполны. Почти ничего неизвестно о его детских годах. Галынин родился 30 марта 1922 года в Туле в семье рабочего оружейного завода. Рано осиротел (ему едва исполнилось два года, когда умер отец, через несколько лет он лишился и матери), скитался без призора, пока не оказался в детском доме (1934). В 15лет Герман начинает занятия музыкой по классу фортепиано, одновременно в детском доме, он стал заниматься в оркестре народных инструментов и через некоторое время научился играть чуть ли не на всех инструментах, а затем начал перекладывать и аранжировать для оркестра народные песни. Тогда же появилось и его первое сочинение - Марш для фортепиано. Пьеса стала своеобразным пропуском в музыкальное училище при Московской консерватории. Прозанимавшись, год на подготовительном отделении, в 1938 году Галынин был зачислен на основной курс. Он всегда стремился ко всему новому, интересному, неординарному, тем самым притягивая к себе товарищей и коллег. Уже в училище всех поражала «галынинская» манера игры на фортепиано, тем более удивительная, что пианистическому искусству он никогда систематически не учился. Как вспоминает, соученик Г. А. Холминов: «Исполнитель-пианист и творец здесь сливаются в единое целое». В консерватории Галынин особенно увлёкся фортепианной и театральной музыкой. Им были написаны фортепианные сонаты и прелюдии. Найденное в начале пути получило продолжение и в дальнейшем творчестве Галынина, прежде всего в фортепианных концертах.

В 1941 году первокурсник Московской консерватории Галынин уходит добровольцем на фронт, но и здесь не расстаётся с музыкой - руководит художественной самодеятельностью, сочиняет песни, марши, хоры. К сожалению, его сочинения того времени не сохранились.

В1944 году Галынин возобновил занятия в консерватории в классе Н. Мясковского. Через год, в связи с болезнью Н. Мясковского, он перешёл в класс Д. Шостаковича. Галынин пришёл в консерваторию с достаточно весомым творческим багажом. Здесь он окончательно формируется как человек и композитор. К этой поре относиться большая часть воспоминаний о Галынине. Благодаря им возникает живой, необычайно привлекательный образ молодого художника. Его талант и личность вызывали живейший интерес, никого не оставляя равнодушным. Так было со всем, что он создавал, начиная с музыки к комедии Флетчера « Укрощение укротителя», написанной еще во время войны (1944) для фронтового театра и заканчивая Фортепианной сюитой, сыгравшей важную роль в эволюции композитора.

Событием в жизни консерватории, да и всей музыкальной молодёжи того времени, стал Первый фортепианный концерт Галынина. Для Галынина же это был один из важнейших творческих рубежей, от которого протягиваются многие нити к его последующим сочинениям.

В Первом струнном квартете и Фортепианном трио усиливается лирико-психологическая углублённость и песенное мелодическое начало. Особенно больших результатов достиг Галынин в своей Струнной сюите, удивительной по внутренней силе и одновременно сдержанности, безусловно, одной из вершин его созданий.

Две других дипломных работы, писавшиеся почти параллельно,- оратория «Девушка и смерть» и большое симфоническое полотно «Эпическая поэма на русские темы»- также по праву могут быть причислены к вершинам творчества Галынина.

Уже в консерваторские годы произведения Галынина находят отклик у публики. В конце 1950 года в Москве состоялось первое исполнение «Эпической поэмы», сразу же захватившее слушателей.

Однако композитор познал не только радость признания и успеха, ему приходилось сталкиваться и с непониманием, и с пристрастной, несправедливой критикой.

Трудно сказать, что послужило толчком или причиной заболевания. Может, сказались потрясения, пережитые Галыниным во время учёбы и в первое время после её окончания, может, дало о себе знать нервное и физическое перенапряжение. Заболевание наступило внезапно, и оказалось неизлечимым. Были, правда, периоды в жизни Галынина, когда болезнь как будто отступала и к нему, возвращался творческий импульс.

Из произведений, созданных в эти периоды, необходимо выделить два, не уступающих по своим художественным достоинствам лучшим достижениям композитора прежней поры. Это - Второй струнный квартет (1956) и ария для скрипки и струнного оркестра (1963).

Несмотря на страшную болезнь, Галынин не утратил светлого гармоничного мировосприятия. А его творческая эволюция пошла далее, по пути лаконизма и предельной экономии всех музыкальных средств.

18 июля 1966 года Герман Галынин умер. Он был глубоко национальным, истинно русским композитором, крепко спаянным со своей Родиной. Говоря о разных истоках творчества Галынина, начиная от Баха, надо помнить, что он никогда не отрывался от родной почвы и его никогда не оставляло острое чувство современности. Народная музыка, русская классика - та среда, на которой вырос и развивался музыкальный талант Галынина и сформировались особенности его стиля, языка. Творческое наследие композитора невелико, но и того немногого, что он успел сделать, достаточно, чтобы войти в золотой фонд русской музыки. Как сказал Е. Светланов: «Встреча с музыкой Галынина - это всегда встреча с чем-то прекрасным, обогощающим человека, как и всё подлинно прекрасное в искусстве».

Сейчас музыка Галынина слушается совершенно по-другому, уже никак музыка высокоодарённого студента, а как мастера, оставившего прекрасное и своеобразное наследие. Его творчество не только не поблекло со временем, а наоборот кажется гораздо значительнее, чем это представлялось раньше. Наследие Галынина невелико количественно, но зато очень высоко по качеству.


Музыка, написанная Галыниным для фортепиано:



  1. Сонатная триада.

  2. Фортепианная сюита.

  3. 4 прелюдии.

  4. Вальс.

  5. 3 танца.

  6. Скерцо.

  7. Испанская фантазия.

  8. 3 пьесы из «Укрощения укротителя».

9. Цикл пьес для начинающих «В зоопарке».

10. Два концерта для фортепиано с оркестром.

Используемая литература:


  1. Берберов. Р. « Эпическая поэма Г. Галынина» М, 1986 г.

  2. Благой. Д. « Фортепианная сюита Г. Галынина» М, 1978 г.

  3. Кулесов. И. П. « Галынин Г. Г. Музыкальная энциклопедия» М, 1973 г.

  4. Мнацаканова. Е. « Герман Галынин» Москва 1965 г.

  5. Седельников. Г. « Г. Галынин» М, 1972 г.












ПРИЛОЖЕНИЕ

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

Методическая работа по фортепиано на тему: Герман Галынин и его фортепианная музыка.

© 2010-2022