Концертная программа, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Даргомыжского

Внеклассная работа – система неоднородных по содержанию, назначению и методике проведения и формам воспитательно-образовательных внеурочных мероприятий, выходящих за рамки обязательных учебных программ. При правильном сочетании внеклассной работы с классной обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.В процессе осуществления внеклассной работы могут достигаться следующие цели:-воспитательные-познавательные-развивающие-обучающиеПреподавате...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концертная программа, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского.

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Троицкое Тульской губернии. В семье Даргомыжских было шестеро детей. Родители заботились о том, чтобы все они получили широкое гуманитарное образование. Александр Сергеевич получил домашнее воспитание, он никогда не обучался ни в одном учебном заведении. Единственным источником его знаний были родители, многочисленная семья и домашние учителя. Они были той средой, которая формировала его характер, вкусы и интересы.

Особое место в воспитании детей в семье Даргомыжских занимала музыка. Родители придавали ей большое значение, считая, что она является началом, смягчающим нравы, действующим на чувства и воспитывающим сердца. Дети учились играть на различных музыкальных инструментах.

Маленький Саша в 6 лет стал учиться игре на фортепьяно. Его учителем стал знаменитый в то время музыкант Андриан Трофимович Данилевский. В 9 лет мальчика начали учить игре на скрипке. Музыка стала его страстью. Несмотря на то что он должен был учить много уроков, Саша примерно в 11 - 12 лет уже начал сам сочинять небольшие фортепьянные пьески и романсы.

В конце 1820-х годов стало окончательно ясно, что Александр имеет большую тягу к сочинению музыки.

В 1834 году Даргомыжский познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой. Встретившись на квартире у Глинки, они весь вечер оживленно беседовали и играли на фортепьяно. Даргомыжский был поражен, очарован и ошеломлен игрой Глинки: такой мягкости, плавности и страсти в звуках он не слышал никогда. После этого вечера Александр становится частым гостем в квартире Глинки. Несмотря на разницу в возрасте, между двумя музыкантами установились тесные дружеские отношения, которые длились 22 года.

Одна из главных областей творчества Даргомыжского - это камерная вокальная музыка. В ней раньше всего сформировалась индивидуальность композитора, развилось и окрепло его мастерство, получили своё первое осуществление новаторские замыслы.

Основу вокального наследия композитора составляют многочисленные романсы и песни - около 100 произведений. Даргомыжский обращался к поэтам, многих из которых использовал и Глинка: Дельвиг, Кольцов, Павлов, Пушкин, Лермонтов. У Даргомыжского появляются новые вокальные жанры, связанные с его, принципиальной направленностью. Это романсы сатирические, совсем новые, - их не было у Глинки. Это скорее песни. Даргомыжский писал их в момент сотрудничества с литературным журналом «Искра».

Первый период вокального творчества Даргомыжского охватывает примерно пятнадцать лет - от начала 30-х до середины 40-х годов, в течение которых формировался его вокальный стиль. Лишь в начале 40-х годов композитор создал первые выдающиеся произведения, отмеченные подлинным мастерством и значительной оригинальностью. Большинство романсов молодого Даргомыжского принадлежит к лирическому жанру.

Итак, романс «Летал соловьюшка» на слова И. Лажечникова исполняет Папаева Катя.

Уже в ранних лирических романсах можно обнаружить ростки индивидуального стиля композитора: стремление к вдумчивому раскрытию лирического образа, к интонационной напряженности мелодики и гармонии.

У Даргомыжского в это время преобладают лирические романсы, а элемент комический, характерно-бытовой пока еще лишь изредка проникает в его музыку. В лирических романсах безраздельно господствуют светлые, внутренне уравновешенные чувства и настроения. Здесь нельзя не заметить благотворного влияния Глинки, творческое общение с которым становится с этих лет важным фактором в развитии композиторского таланта и мастерства Даргомыжского.

Заметный шаг вперед был сделан Даргомыжским в первой половине 40-х годов, то есть на исходе первого периода творчества. Вершиной камерно-вокального творчества первого периода является группа произведений на слова Пушкина («Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья» и др.)

«Ночной зефир» - романс в стиле испанской серенады, драматургически красиво выстроенной. Здесь образ могучей реки Гвадалквивир переплетается с лирическими сценами объяснения любви. Этот романс для вас исполнит Кузнецова Лиза.

Романс «Вертоград» относится к жанру «восточного романса», запечатлевшего мгновения красоты природы. Исполняет Осадчая Ирина.

Характерным примером лирического романсового стиля Даргомыжского начала 40-х годов может служить очаровательная вокальная миниатюра «Юноша и дева», исполняет Свиридова Рита.

Несколько особое место занимает пасторальная песня «Шестнадцать лет» на слова А. А. Дельвига. Это- яркий музыкальный портрет. И здесь Даргомыжский остался верен себе. Он несколько переосмыслил образ наивной девушки-пастушки, созданный Дельвигом. Использовав музыку незатейливого вальса, какие были очень популярны в то время в домашнем музицировании, главной героине романса он предал реальные черты современной простодушной мещанки.

Этот романс для вас исполнит Нерсисян Арпине.

Во второй половине 40-х годов камерное вокальное творчество Даргомыжского вступает в период своего расцвета, появляются лучшие и самые оригинальные его произведения. В это десятилетие внимание Даргомыжского особенно привлекает поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова.

В 1849 году на слова Ю.Лермонтова Даргомыжский написал романс «Слышу ли голос твой». Этот романс исполнит Базуева Лиза.

В творчестве Даргомыжского возникает особая разновидность лирического романса, приближающегося к вокальному монологу. Эти монологи носят характер размышления или обращения к другому человеку, в них выражено чувство неудовлетворенности окружающей жизнью. К вокальным монологам можно отнести романсы «И скучно, и грустно», «Мне грустно», «Ты скоро меня позабудешь».

Романс « И скучно, и грустно» представляет собой элегию, которая напоминает положенную на музыку ораторскую речь. Подобных романсов еще не было в русской музыке. Вернее было бы сказать, что это монолог одного из лирических лермонтовских героев.

Игнатова Люба исполнит романс на слова Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно».

Другой лирический монолог Лермонтова - «Мне грустно» - построен по тому же принципу сочетания песенности и декламации, что и первый романс. Это не размышления героя наедине с самим собой, а обращение к другому человеку, наполненное задушевным теплом и лаской.

«Мне грустно» исполняет Трошина Ангелина.

С середины 40-х годов у Даргомыжского проявился интерес к «цыганкой» ветви русского бытового романса и вообще к цыганской исполнительской манере. Влияние цыганской традиции сказывается и в драматических романсах Даргомыжского «Я все еще его, безумная, люблю», «Не скажу никому». Для мелодики их типичны «надрывные» задержания, особая напряженность и острота кульминаций.

Слова А.Кольцова «Не скажу никому» исполняет Цыкуненко Елена.

Вокальное творчество Даргомыжского является богатым и многообразным в жанровом отношении. Помимо романсов, композитор большое значение в своем творчестве отдает операм. Даргомыжский написал 4 оперы: "Эсмеральда", "Торжество Вакха", "Русалка", "Каменный гость".

Деятельность Даргомыжского имела огромное значение также для дальнейшего развития русской вокальной исполнительской культуры. Он вошел в историю: смелым новатором, живым связующим звеном между эпохой Глинки - Пушкина и 60-ми годами - эпохой великого подъема демократических сил России.

И в заключении нашего вечера прозвучит романс М.И. Глинки «Вы не придете вновь» в исполнении Нерсисян Арпине и Осадчей Ирины.

В концерте принимали участие учащиеся и преподаватели хорового отделения, а также концертмейстеры Еремеева Наталья, Еличева Людмила, Сапронова Ирина, Шиманова Наталья и участница Всероссийского конкурса юных концертмейстеров Малхасян София.

Спасибо за внимание, до новых встреч!!!!


© 2010-2022