Планирование Вокальная студия Грация (1-5кл)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2

Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей»

Методики диагностики музыкальных способностей представляют собой разработку на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов музыкальности. Автор считает, что применение в практике педагогической деятельности тестов, в том числе и изучения музыкальных способностей, должно отвечать, по меньшей мере, трём условиям.

Во-первых, они должны быть прямыми, т.е. опираться не только на оценку знаний (когнитивно-репродуктивного компонента), но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности).

Во-вторых, они должны быть применимы для массового исследования.

В третьих, они должны давать сравнимые между собой результаты.

Предлагаемый блок диагностических методик может использоваться как индивидуально, так и в группах до 5 - 7 человек. Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях. Атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, психологически комфортной для реципиентов, отношение экспериментатора к ребёнку - исключительно доброжелательным.


  1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Известно, что организующей основой музыки является темпо-метроритмическая структура произведения, отражающая главную отличительную особенность музыки - её временную природу.

Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра - слухомоторную реактивность на равные промежутки времени и чувства темпа - скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную группу звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темпе, а также с постепенным ускорением и замедлением.

Активное восприятие и воспроизведение музыки настраивает организм человека - двигательные участки его мышечного аппарата (дыхание, голосовые связки, сердечный пульс, мышечную моторику) на соответствующую частоту и динамические показатели. Музыкальный ритм рассматривается в контексте соотношения темпо-метрической организации различных длительностей звуков: большей или меньшей растянутости отдельных звуковых звеньев или немых промежутков (пауз) между ними в мелодии. По меткому замечанию И.М. Сеченова, звук может быть протяжный или отрывистый, но не скорый. Слух - превосходный измеритель промежутков времени не может измерять скорости, потому что звук не чувствуется как движение. А скорость есть атрибут движения, предполагающий одновременно как функцию чувствования величины, так и функцию чувствования времени передвижения. Именно мышечное чувство способно выполнять обе эти функции как одновременно, так и раздельно. Очевидно, что в основе темпо-метроритмической способности человека лежит психофизиологический опыт двигательных реакций.

Пластичность рассматривается как способность к плавным, мягким, округлым изменениям направлений движения, выражающего позитивно-уравновешенное состояние индивида, необходимое для конструктивного мыслеобразования и, как следствие, адекватного моторного исполнения представленной модели действий.

Оптимальным движением принято считать гармонично скоординированное взаимодействие:

  • опорно-двигательного аппарата;

  • мышечного тонуса;

  • нервно-психического состояния;

  • выполняемой конкретной операции (действия).

В качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности могут выступать следующие:

  • способность равномерного движения, т.е. умение «отмерять» одинаковые отрезки времени музыкальной ткани с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внешнеречевых действий - шага, бега, поскоков, двигательных реакций кистей и пальцев рук или счёта вслух);

  • адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях-замедлениях);

  • слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетания длительностей звуков в единой темпо-метрической организации - собственно ритмическая способность.

Таблица 1

Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей


Метр

Темп

Ритм

Крупная моторика

Шаг и бег в одном темпе заданного размера (счёта)

  • умеренно

  • медленно

  • скоро

  • ускоряя - замедляя

  • ровный

  • пунктирный

  • синкопированный

Мелкая моторика

Кисти рук (хлопки по ладоням, по барабану и др.), пальцы (по одному и дифференцированно)

Совмещенные задания

Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпо-метроритмических музыкальных воздействий

В таблицах 1 и 2 указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.




Таблица 2


Типология уровней развития

темпо-метроритмической музыкальной способности


Уровни развития

Критерии заданий

Тип движений

Низкий

Только умеренный темп (=60) метрической мышечной координации

«Шаг» в соответствии с индивидуальным пульсом человека и метром музыкального фрагмента

Средний

Только дифференцированные темпы (умеренный, медленный и скорый) метрической мышечной координации

  • умеренный «шаг» (в соответствии с индивидуальным физиологическим пульсом)

  • медленный «шаг»

  • «бег»

  • Два мелких «шага» на один крупный

  • «пунктирные подскоки»

Высокий

Различные темповые соотношения, в том числе с ускорением и замедлением

  • ровный «шаг» или «бег»

  • два (четыре) и три движения «бега» на одно движение «шага»

  • подскоки - «пунктиры» синкопированные движения

До предъявления музыкальных игр-тестов диагност устанавливает доверительные отношения с ребёнком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь за тем, вовлекает в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност обязан убедиться в том, что ребёнок правильно понял суть задания. Для этого можно предъявить пробный вариант выполнения тестового задания.


Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра

Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности. Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Скакалка-часы

Ребёнку, находящемуся на расстоянии 1,5 - 2-х метров от ведущего, предлагают перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребёнок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего требуется сделать 10 прыжков.

Критерии оценки:

  • 8 - 10 прыжков только в умеренном темпе - высокий уровень;

  • 4 - 7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

  • 1 - 3 прыжка - слабый уровень.

Шаги великана, Тома и гнома

Давай поиграем с тобой в сказочные шаги, - говорит педагог. - В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребёнка часы-будильник, ход которых - «тик-так» - отчётливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг - на звук часов «тик» и приставной шаг - на звук «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижны, игривы (на звук часов «тик» - шаг и приставной шаг, на ход «так» - то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «тик-так»).

Стимулирующий материал: часы-будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребёнка (15 - 20 см.). Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).

Критерии оценки:

  • точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) - высокий уровень чувства метра;

  • воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации - средний уровень. Допустимые границы нарушений - от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16);

  • сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершённая дорожка при сбивчивом шаге - низкий уровень развития чувства метра.



  1. Диагностика звуковысотного чувства

(ладово-регистрового мелодического)


Известно, что ладовое чувство проявляется в рефлексии ощущения высоты звуков и изменения их соотношений в интонациях (данной мелодии), различении ладовых функций, тембровых и гармонических мелодических комплексов, реакций на изменения в одном из голосов полифонического изложения мелодии.

Воспринимающие тесты

Кот и котёнок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

- Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так - котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий):

Код задания

Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы)

Присуждаемый балл (за правильный ответ)

Правильный ответ

1.1

ми1 - соль2

1

кот - котёнок

1.2.

соль2 - фа1

2

котёнок - кот

1.3.

фа1 - фа2

3

кот - котёнок

2.1.

фа2 - соль1

1

котёнок - кот

2.2.

ми2 - соль1

2

котёнок - кот

2.3.

ля1 - ми2

3

кот - котёнок

3.1.

ля1 - ре2

1

кот - котёнок

3.2.

ре2 - си1

2

котёнок - кот

3.3.

до2 - си1

3

котёнок - кот

Примечание. Аналогичный алгоритм заданий можно предъявлять и в другом тональном и регистровом режиме.

Алгоритм предъявления теста: вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа - задание 2.3., затем - задание 3.3. Если ответ ребёнка оказывается неверным, задание упрощается - 1.2. (где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1 (1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • высокий уровень = 7 - 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

  • средний уровень = 4 - 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);

  • низкий уровень = 1 - 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или 1+1+0; или 1+0+0).

Куда идёт мелодия?

Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю - определение направления мелодии.

- Давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?

Стимулирующий материал

  • Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (ответ: вверх - вниз, вверх - вниз = 4 балла);

  • Г. Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх - вверх - вниз = 3 балла);

  • Русская народная песня «Я на горку шла» (ответ: вниз - вниз… = 2 балла);

  • Детская песня «Василёк» (ответ: вниз - вниз = 1 балл).






Планирование Вокальная студия Грация (1-5кл)


Критерии оценки:

  • высокий уровень = 8 - 10 баллов;

  • средний уровень = 4 - 7 баллов;

  • низкий уровень = 1 - 3 балла.

Девочки-припевочки

Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

- Я сыграю песенки весёлой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и скажи, - какую песню пела весёлая, а какую - грустная девочка?


  1. Диагностика динамического чувства

Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

- Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я - громко и ты - громко, я тихо и ты - тихо (пьеса А. Александрова «Барабан» - адекватное исполнение контрастной динамики «форте - пиано» оценивается в 1 балл).

- А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (пьеса Э. Парлова «Марш» - адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы - «диминуэндо» оценивается в 2 балла. Всего - 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес - А. Александров «Барабан», Э. Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;

  • средний уровень = 2 - 3 балла;

  • высокий уровень = 4 - 5 баллов.

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)


Фамилия и имя ребёнка_________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1)_________________________________________________

промежуточного этапа (2)__________________________________________________

контрольного этапа (3)_____________________________________________________


Уровень развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство звуковысотности

Динамическое чувство

Итоговые данные

1.конст.

2.промеж.

3.контр.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий




Средний




Низкий

















8


© 2010-2022