ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 – 7 КЛАССЫ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 – 7 КЛАССЫ

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 135»


«Утверждаю»

Директор _______Т.В. Коробкова

«______» ______________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по МУЗЫКЕ (базовый уровень)

5, 6, 7 классы

УМК: ШКОЛА РОССИИ

ПРОГРАММА: МУЗЫКА 5 - 7 КЛАСС

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Составитель: О.Б. Кузьмина, учитель музыки и искусства





2015 / 2016 учебный год

ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 - 7 КЛАССЫ

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки (М: Просвещение, 2011).

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Изучение музыки как вида искусства в 5 - 7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 5 - 7 классов формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;

  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое, сольное пение, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.

II. Общая характеристика учебного предмета

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы1 выражается в таких аспектах, как:

  • освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

  • включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

  • расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов лите­ратуры, изобразительного искусства;

  • формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

III. Описание места предмета в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 - 7 классах отводится 35 часов в год (количество часов в неделю - 1; количество часов в I полугодии - 17; количество часов во II полугодии - 18).

Рабочая программа по музыке для 5 - 7 классов предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки с предметами: «Литература», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», "История".


IV. Результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии со стандартами 2-го поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знание о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игра на элементарных детских инструментах (в том числе электронных); способы учебно-познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно-досуговой деятельности класса, школы, района, региона.

Предметными результатами занятий по программе музыка являются:

  • устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

  • освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

  • работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

  • умение участвовать в эстетической жизни класса, школы, города и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач.

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • развитое музыкально-эстетичнское чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • позитивная самооценка своих музыкальных творческих возможностей.


V. Содержание учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

  • - экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, итоговый;

  • фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

  • самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Формы организации учебного процесса:

  • групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

  • экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, итоговый;

  • фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

  • самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.


VI. Тематическое планирование 5 - 7 классов

5 класс

урока


Наименования

разделов и тем


Количество часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

Характеристика

основных видов

деятельности

ученика

Д/з


Раздел 1. Музыка и литература

17 ч.


1.

Что роднит музыку с литературой.

1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностные отношения в музыкальном произведении. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Передавать свои музыкальные впечатления в русской и письменной форме. Использовать образовательные ресурсы интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Подобрать стихи, ставшие текстами песен

2.

Вокальная музыка.

1

Записать название русских народных песен

3.

Песня русская в березах, песня русская в хлебах.

1

Рассказать о народных песнях, любимых в семье.

4.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно ...

1

Назвать виды русских народных песен

5.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

Нарисовать героя из русской народной сказки "Кикимора" в искус­стве.

6.

Что за прелесть эти сказки.

1

Придумать маленькую сказку

7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

Найти и послушать пьесу Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года"

8.

Вторая жизнь песни.

1

Найти пословицы о роли песни в жизни человека.

9.

Живительный родник творчества.

1

10.

Всю жизнь мою несу родину в душе.

1

Подобрать произведения, близкие по настроению музыке и картинам.

11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

Подобрать стихи и сказки о музыке и музыкан­тах.

12.

Ты, Моцарт, Бог! И сам того не знаешь ...

1

Образ Моцарта в литерату­ре.

13.

Первое путешествие в музыкальный театр.

1

Пересказ сказки "Садко". Выполнить рисунок по теме.

14.

Второе путешествие в музыкальный театр.

1

Пересказ сказки "Щелкунчик и мышиный король" Э. Гофмана

15.

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Послушать музыку к детским музыкальным фильмам.

16.

Третье путешествие в музыкальный театр.

1

Что ты знаешь о театре?

17.

Мир композитора.

1


Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство.

18 ч.


18.

Что роднит музыку с изобразительным искусст­вом.

1

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей в различных видах искусства.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития.

Образы, объединяющие музыку и изобразительное искусство.

19.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

Подготовит сообщение на тему иконы Андрея Рублева

20.

Звать через прошлое к настоящему.

1

Героическая тема в литера­туре.

21.

За отчий дом, за русский край.

1

Подобрать иллюстрации на тему : "Ледовое побоище"

22.

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Подготовить сообщение на тему: "Музыка, звучащая с полотен".

23.

Дыхание русской песенности.

1

24.

Колокольность в искусстве.

1

Рождение колокольных звонов.

25.

Весть святого торжества.

1

Подобрать иллюстрации на тему: "Фресковая живопись"

26.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Нарисовать автопортрет

27.

Волшебная палочка дирижера.

1

28.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

Известные дирижеры.

29.

Застывшая музыка. Содружество муз.

1

Подобрать иллюстрации архитектурных памятников Петербурга.

30.

Полифония в музыке и живописи.

1

Послушать органные произведения и записать их названия.

31.

Музыка на мольберте.

1

Рисуем музыку.

32.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

Художники импрессиони­сты.

33.

О подвигах, о доблести, о славе.

1

Читаем "Реквием" Р. Рождественского.

34.

В каждой мимолетности вижу я миры.

1

Подготовить сообщение на тему: "Фортепианная миниатюра"

35.

Мир композитора. С веком наравне.

1



6 класс

урока


Наименования

разделов и тем


Количество часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

Д/з


Раздел 1. Мир образов в вокальной и инстру­ментальной музыке.

17 ч.




1.

Удивительный мир музыкальных образов.

1



Подготовить сообщение: "Лирические образы в русской музыке и поэзии"

2.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

1



Послушать романсы М. Глинки.

3.

Два музыкальных посвящения. Песня-романс.

1



Выписать фамилии известных исполнителей романсов.

4.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1



Подобрать фрагменты из литературных произведений, отражающих словесный портрет.

5.

«Уноси мое сердце в звенящую даль».

1



Прочитать любимое лирическое стихотворение.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф.И. Шаляпин.

1



Подготовить сообщение на тему: "Ф.И. Шаляпине в Н. Новгороде"

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1



Перечислить народные обряды.

8.

Искусство прекрасного пения. Образы песен зарубежных композиторов.

1



Сообщение на тему: "Италия - родина прекрас­ного пения".

9.

Мир стариной песни. Баллада "Лесной царь".

1



10.

Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки.

1


Подготовить мини-сообщение по выбору: "Кто такие скоморохи?", "Музыка на народных праздниках", "Народные музыкальные инструменты Руси".

11.

Русская духовная музыка. Духовный концерт.

1


Сообщение на тему: "Духовная музыка в творчестве композиторов".

12.

«Фрески Софии Киевской». В.Г. Кикта.

1


Подобрать иллюстрации на тему: "Фресковая живопись.

13.

Симфония "Перезвоны" В. Гаврилина. Молитва.

1


Найти стихотворение в жанре молитвы.

14.

"Небесное и земное" в музыке И. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1



Послушать органную музыку в исполнении современных музыкантов.

15.

"Фортуна правит миром", "Кармина Бурана"

1



Оформление афиши концерта, программы, эскизов декораций.

16.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1



Музыканты-барды

17.

Джаз - искусство XX века.

1




Раздел 2. Мир образов камерной и симфониче­ской музыки.

18 ч.



18.

Вечная тема искусства и жизни. Образы камерной музыки.

1



Жанры камерной музыки.

19.

Могучее царство Шопена.

1



Вспомнить, что такое жанр фортепианная миниатюра.

20.

Ночной пейзаж.

1



Нарисовать пейзаж "Настроение"

21.

Инструментальный концерт. Итальянский концерт И. Баха.

1



Послушать цикл А. Вивальди "Времена года"

22.

Космический пейзаж.

1



23.

Образы симфонической музыки.

1



Жанры симфонической музыки.

24.

Музыкальные иллюстрации.

1



Подготовить стихотворение А.С. Пушкина о природе.

25.

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1



Вспомнить состав симфонического оркестра. Составить музыкальный кроссворд "Симфонический оркестр"

26.

«В печали весел, а в веселии печален».

1



Интересные истории из творчества Моцарта

27.

"Программная" музыка.

1



28.

Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт».

1



Нарисовать свое впечатление от прослушанной музыки.

29.

Увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

1



Подготовить один из сонетов Шекспира.

30.

Мир музыкального театра.

1



Сообщение на тему: "Что ты знаешь о музыкальных театрах мира?".

31.

Балет «Ромео и Джульетта».

1



Образы Ромео и Джульетты в других видах искусства.

32.

Мюзикл. Рок-опера.

1



33.

Образы киномузыки.

1



Любимая музыка из ки­нофильмов.

34.

Музыка в отечественном кино.

1



35.

Миор образов вокальной и инструментальной музыки.

1




7 класс

урока


Наименования

разделов и тем


Количество часов

Плановые сроки

прохождения


Скорректированные

сроки прохождения

Д/з


Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки

17 ч.

1

Классика и современность


Впечатления от знакомых классических произведений разных жанров.

2

В музыкальном театре. Опера.


Рождение оперы

3

Новая эпоха в русской музыке.


Оперные исполнители

4

Русская эпическая опера.


Записать свои размышления о смысле эпиграфа урока.

5

Музыкальные образы в опере.


Мировые оперные театры

6

В музыкальном театре. Балет.


Артисты балета

7

Эпические образы в балете "Ярославна".


8

Героическая тема в русской музыке.


Составить отзыв на одно из полюбившихся произведений героического характера.

9

В музыкальном театре.


Опера зарубежных авторов

10

Развитие традиций оперного спектакля.


Перечислите основные традиции музыкального спектакля.

11

Самая популярная опера в мире.


Назвать известные оперы.

12

Образы в опере "Кармен" Бизе


Жорж Визе, Р. Щедрин

13

Новое прочтение оперы Бизе "Кармен".


Значение понятий: транскрипция, обработка, аранжировка

14

Сюжеты и образы духовной музыки.


Сообщение на тему: «В чем современность музыки И.С. Баха

15

Рок-опера.


Найти стихи, произведения живописи, созвучные музыке.

16

Вечные темы. Главные образы в рок-опере.


Произведения Н.В. Гоголя

17

Музыка к драматическому спектаклю.



Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18 ч.

18

Музыкальная драматургия - развитие музыки.


Выписать основные способы развития музыки.

19

Два направления музыкальной культуры.


20

Камерная инструментальная музыка.


Образцы камерной музыки.

Композиторы камерных произведений.

21

Жанры камерной музыки.


22

Циклические формы инструментальной музыки.


23

Кончерто гроссо.


24

Жанр - соната.


Сонаты в литературе

25

Развитие образов в сонате.


Мастера сонатной формы

26

Драматургия в симфонической музыке.


Состав симфонического оркестра

27

Симфонические образы в произведениях Й. Гайдна.


Лучшие дирижеры мира

28

Ф. Шуберт. Симфония № 8 ("Неоконченная").


Творчество Ф. Шуберта.

29

Картинная галерея симфонических образов.


Ир образов в симфониях.

30

Д. Шостакович. Симфония № 7


Тема войны в искусстве

31

"Празднества" К. Дебюсси.


Импрессионизм в искусстве

32

Инструментальный концерт.


Сообщение о международном конкурсе им. П.И. Чайковского.

33

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина.


34

Музыка народов мира.


Моя любимая музыка

35

Популярные хиты из мюзиклов и рок опер.



VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

5 класс

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.: Учебник «Музыка для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений». 2-е издание. М.- Просвещение,2006.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), ОАО издательство «Просвещение» - 2010

  3. Сергеева Г.П.: Музыка (5-6): Методическое пособие для учителя. М.- Просвещение, 2005.

6 класс

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.: Учебник «Музыка для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений». 2-е издание. М.- Просвещение,2006.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), ОАО издательство «Просвещение» - 2010

  3. Сергеева Г.П.: Музыка (5-6): Методическое пособие для учителя. М.- Просвещение, 2005.

7 класс

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.: Учебник «Музыка для учащихся 7 классов общеобразовательных учреждений». 2-е издание. М.- Просвещение,2006.

  2. Фонохрестоматия музыкального материала (1 СD MP3), ОАО издательство «Просвещение» - 2009

  3. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 7 класс. Пособие для учителя / Сергеева Г.П., Критская Е.Д., М.- Просвещение, 2007.

материально-технического обеспечение:

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран про­екционный, музыкальный центр

Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

VIII. Планируемый результаты изучения учебного предмета

Знать/понимать:

  • основные жанры и стили музыкальных произведений;

  • основные формы музыки и приёмы музыкального развития;

  • название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений; знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, А. П. Бородин, С. С. Прокофьев);

  • характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

уметь:

  • высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образ­ами, явлениями);

  • узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);

  • уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональ­ной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кан­тата, романс, кант и др.);

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия - подголоски);

  • понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плав­ное звуковедение.













«Рассмотрено на МО»

Протокол от «____» ________ 2015 г. № _____

«Согласовано»

Зам. директора _____________

«___» ______________2015 г.

1См.: Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. Начальные классы / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.



© 2010-2022