Методический материал ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ КЛАССЕ Ф-НО

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОНДАРЕНКО Т. В.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ КЛАССЕ Ф-НО

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО СТИЛЯ».

Специфика работы с учащимися гимназии в специальном классе фортепиано заключается в индивидуальных формах занятий с ними. Благодаря этому становится возможным не только формировать технический аппарат начинающего музыканта, но и углублённо развивать его музыкальные способности, целенаправленно расширять культурный кругозор и эрудицию, знакомить с музыкой различных эпох, национальных школ, жанров и стилей.

Для достижения этих целей целесообразно выделить несколько направлений и последовательно трудиться над совершенствованием методов работы в каждом из них, обобщая существующие методики и достижения собственного опыта. В данном случае одним из таких направлений стало формирование навыков исполнения учащимися музыки полифонического стиля.

Полифонические произведения являются частью репертуара начинающих музыкантов, наряду с пьесами малой формы, вариационными циклами, сонатинами, этюдами и инструктивными упражнениями (гаммами, аккордами, арпеджио и т. п.). В каждой из этих групп музыкальных произведений возникают специфические задачи, направленные на достижение общей цели: воспитанию художественно развитой личности.

Начиная работу с учащимся над полифоническим произведением, педагог должен соблюдать методологический принцип движения от общего к частному. Он заключается в последовательном рассмотрении особенностей полифонического стиля в отличие от других: монодического, гетерофонного, гомофонно-гармонического, а затем разных видов полифонического письма: подголосочного, контрастного, имитационного. При этом необходимо обратить внимание учащегося на взаимосвязь каждого из этих стилей с типом фактуры и функциями голосов в ней.

Так, для полифонического стиля в целом определяющим является наличие нескольких голосов, звучащих одновременно, и относительная самостоятельность этих голосов. В связи с этим перед исполнителем полифонического произведения возникает несколько задач: проследить за логикой развития каждого из голосов, установить характер их взаимодействия и в, соответствии с этим, найти необходимые исполнительские способы достижения равновесия их звучания.

Затем важно обратить внимание на эпоху и национальную музыкальную культуру, к которым принадлежит изучаемое произведение. Это связано с особенностями музыкального языка, характерного для каждой из них. Например, интонационная природа тематизма или характер звукоизвлечения различны для музыки эпохи барокко или романтизма. По-разному исполняется музыка И. С. Баха и М. И. Глинки. Современный полифонический стиль, при следовании барочным традициям, обладает своими специфическими свойствами, отражающими изменившуюся звуковую сферу музыкального искусства.

Также необходимо учитывать жанр сочинения, так как многие свойства музыкального материала зависят от предназначенности произведения или состава его исполнителей. Обращая внимание на жанровые признаки, можно глубже проникнуть в скрытые слои содержания исполняемой музыки, найти точные способы его воплощения. Ведь исполнение любой Инвенции И. С. Баха должно отличаться от исполнения одного из его Менуэтов, а работа над Прелюдией и Фугой содержит свои отличительные черты. Однако при этом важно найти черты их общности, что поможет объединить весь процесс освоения полифонического стиля в единое целое.

Завершать предварительный этап изучения произведения следует подробным анализом его средств музыкальной выразительности и композиционных закономерностей с учётом вышеизложенного. Это поможет учащемуся использовать полученные данные для осознанного и достоверного воплощения музыкального содержания.

Анализ 1-й двухголосной Инвенции И. С. Баха (образец анализа)

Изучение произведений полифонического стиля часто начинают с творчества Иоганна Себастьяна Баха, величайшего немецкого композитора-полифониста эпохи барокко (ХVIII век).

Жизненный и творческий путь И.С. Баха исследователи делят на несколько периодов, названных по месту проживания композитора. В поисках более благоприятных условий работы Бах в течение первой половины своей жизни часто менял место службы и переезжал из города в город.

Период жизни с 1717 по 1723 композитор провёл в городе Кётен. Это были годы временного отдыха и сравнительного благополучия в тяжёлой трудовой жизни Баха. Здесь он имел возможность много времени уделять семье и домашнему музицированию. После смерти первой жены Марии Барбары тридцатишестилетний композитор женится на придворной певице Анне Магдалене Вюлькен. Бах с энтузиазмом занимается музыкальным воспитанием молодой жены и своих подрастающих сыновей. Он сочиняет для них Французские сюиты, инвенции, симфонии (трёхголосные инвенции), многочисленные, разнообразные по характеру пьесы, собранные им в два сборника «Нотные тетради Анны Магдалены Бах».

Термин «инвенция» Бах применяет в значении: «изобретение, выдумка», для небольших пьес, в которых проявляется изобретательство автора в отношении мелодии, её развития, построения формы. Оно происходит от итальянских слов: invenio - открывать, узнавать, придумывать; inventio - изобретение, идея, внезапная мысль; invenzione - выдумка, находка. Их главное назначение - познакомить начинающего музыканта с одним из способов развития музыкальных тем - имитационной полифонией.

Инвенции написаны для клавикорда - клавирного инструмента времён Баха, на котором была возможна певучая манера игры (в отличие от клавесина с его отрывистым звуком). Обучение связному исполнению мелодий было главной педагогической задачей композитора-педагога в пьесах данного сборника. При этом он не только требовал приобретения технических навыков исполнения, но и добивался понимания сущности музыкальной композиции.

Пятнадцать двухголосных инвенций написано в разных тональностях с числом знаков не больше четырёх. Они построены по принципам, близким к фуге - главной полифонической форме, что выражается в постепенном вступлении голосов, имитационно-секвентном развитии темы в средних разделах формы. Изучение инвенций должно стать предварительным этапом к работе над фугами.

Инвенция № 1 До мажор обладает энергичным, подвижным характером. Её тема близка темам жиги - танца, завершающего сюитные циклы. Активная напористость звучания инвенции задаётся уже в её начале и сохраняется на протяжении всей пьесы. Характер темы создаётся благодаря ряду приёмов: мелкому ритмическому рисунку в быстром темпе, отсутствию сильной доли в начале и общей устремлённости движения к завершающему звуку, общей восходящей направленности мелодической линии, завершающему восходящему скачку на квинту.

Небольшая протяжённость темы - полтакта, восполняется многократными её появлениями на протяжении всей пьесы в основном или изменённом виде. Перед началом изучения всей пьесы нужно отметить все вступления темы, определить их тональность и вид (например, в обращении или без заключительного квинтового скачка). Это поможет следить за процессом развития и активизирует слуховой контроль над преобразованиями музыкального материала.

Данная инвенция написана в трёхчастной форме, границы которой чётко выражены благодаря гармоническим каденциям: в тональности Доминанты (Соль мажор), в параллельной тональности (ля минор) и в основной (До мажор). Каждый из этих разделов выполняет определённую функцию в целом: экспонирующую, развивающую и заключительную.

В экспозиции тема проводится пять раз: дважды начинаясь с основного звука (1-й такт), дважды с доминантового (2-й такт) и последний раз в доминантовой тональности (5-й такт). Начало темы в верхнем голосе дополняется темброво-регистровым вариантом её звучания в нижнем. Между четвёртым и пятым проведением темы вставлена двухтактовая интермедия (связка), в которой происходит модуляция в тональность Соль-мажор. Она подчёркнута октавно-квартовым ходом в басу - каденцией. Однако длительной остановки не происходит, так как движение подхватывается дальнейшим «бегом» шестнадцатых. Такое свойство течения музыкального времени было обязательным для всех полифонических произведений эпохи барокко.

В развивающем разделе тема появляется от различных звуков, с различными окончаниями, в разных тональностях, в обращении (9-й, 10-й такты). Её мелодические контуры можно услышать в восходящем поступенном движении восьмыми длительностями в интермедиях. Завершается этот раздел проведением темы в параллельной тональности, что вносит в её звучание минорный колорит, оттеняющий более светлую окраску экспозиционного раздела. Здесь также происходит интенсивное взаимодействие обоих голосов, что приводит к более насыщенному фактурному изложению. Голоса меняются местами: начальной реплике нижнего голоса отвечает верхний. Завершается раздел также каденционным оборотом в нижнем голосе, и здесь преодолеваемым дальнейшим ритмическим потоком.

Заключительный раздел отличается более лёгкой фактурой благодаря длительным ритмическим остановкам (половинным длительностям) в каждом голосе, на фоне которых проводится тема. Но в начальном виде она появляется несколько раз лишь в самом окончании, да и то с некоторыми изменениями (без заключительного скачка, от разных звуков). Эти особенности придают общему звучанию эффект исчерпанности развития, указывают на завершение процесса движения музыкального материала. Это подтверждается и длительным звучанием последнего аккорда - тонического трезвучия, единственного аккорда в полифоническом сочинении.

Полифонические приёмы изложения и развития материала, применяемые в инвенции, разнообразны. В них господствует имитационная техника. Имитация используется в прямом (7-й - 8-й такты) и в обращённом виде (9-й, 10-й такты), с использованием вертикально-подвижного контрапункта. Он имеет место при перестановках голосов в разделах, которые повторяются: (3-й такт - 11-й такт: Iv = -14).

Обозначения динамики и темпов (их ускорение, замедление), встречающиеся в некоторых изданиях, очевидно, принадлежат редакторам, так как во времена Баха это было не принято. Их выполнение можно отнести на усмотрение педагога.

Выполненный анализ должен обеспечить понимание учеником всех деталей музыкального языка пьесы и дальнейшее грамотное её исполнение.

© 2010-2022