Технология интерактивного обучения на уроках музыки

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Доклад по теме:




«Технология интерактивного обучения на уроках музыки»





Составитель: Франгова Н. В.- учитель музыки,

лицей № 15.









Березовский


2013 г.

Содержание


1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Сущность интерактивного обучения ……….………………………....4

3. Преимущества интерактивных методик обучения ……………………...6

4. Формы интерактивного обучения ……………………………………...8

5. Заключение………………………………………………………………..9

6. Список литературы……………………………………………………..10

7.Приложение


























3

Введение

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.

Для этой формы организации обучения характерны:

- основной единицей занятия является урок,

- учащиеся объединяются в классе по возрасту,

- период школьного обучения,

- занятия обязаны для всех,

- существуют расписание занятий, перемен, каникул на весь год,

- работа всех учащихся в классе осуществляется по единому для всех плану,

по одной теме,

- процессом обучения руководит учитель.

Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:

- изучение нового материала,

- формирование и совершенствование умений и навыков,

- закрепление и использование знаний, умений, навыков,

- обучение и систематизация знаний,

- контроля и коррекции знаний, умений, навыков.

- комбинированный урок.

Структура урока определяется целью и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно. 4

Сущность интерактивного обучения

Слово " интерактив" английского происхождения, от слов " inter" - вместе, "act" - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основная цель интерактивного обучения.

В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из 5

основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка. Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель - целостное развитие личности ученика. Следовательно, задача учителя - обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний - результат его деятельности.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные

формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению

лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

6

Преимущества интерактивных методик обучения

При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?

Прежде всего, интерактивные методы:

• пробуждают у учащихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого учащегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на учащихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у учащихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

• способствуют изменению поведения.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и

развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого

7

участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.


8

Формы интерактивного обучения

1)Работа в парах.

2)Ротационные (сменные) тройки.

3)Карусель.

4)Работа в малых группах.

5)Аквариум.

6)Незаконченное предложение.

7)Мозговой штурм.

8)Броуновское движение.

9)Дерево решений.

10)Суд от своего имени.

11)Гражданские слушания.

12)Ролевая (деловая) игра.

13)Метод пресс.

14)Займи позицию.

15)Дискуссия.

16)Дебаты.

В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы. Наиболее известные из них - "большой круг", "вертушка", "аквариум", "мозговой штурм", "дебаты".

Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на уроках или в житейском опыте.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы ("вертушка", "большой круг", "аквариум"). Это формы совместного обсуждения проблемы и выработки общего решения. Они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

9

Заключение

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

10

Список литературы

1.Кашлев, С.С., Технология интерактивного обучения / С.С.Кашлев. - Мн., 2005.

2.Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996.

3.Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003.

4.Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.

5.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996.

6.Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

7.Щуркова, Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков и др. - М, 1993.



«Путешествие по симфоническому оркестру»

Автор: Франгова Наталья Владимировна

ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации

Предмет, по которому проводится урок

Музыка

Класс

5

Этап

Время, продолжительность этапа

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

3 минуты

Метод «Любознательная Людмила» (Копилочка АМО).

Цель: вспомнить названия музыкальных инструментов.

Группа: 10 участников (по желанию) становятся в полукруг.

Проведение: первый участник называет себя, представляясь каким-нибудь музыкальным инструментом («Я - весёлая балалайка»). Следующий повторяет услышанное, затем представляет себя другим инструментом.

Вхождение или погружение в тему

1 минута

Слушание музыки: Увертюра к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Дети, прослушав фрагмент произведения, определяют разновидность оркестра и определяют тему предстоящего урока.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр.

Формирование ожиданий учеников

5 минут

Метод «Импровизационные цели» (Копилочка АМО).

Цель: выразить цели обучения.

Техника: постепенное создание «карты» целей.

Материалы: плакат и фломастеры.

Проведение: в центре плаката пишется тема урока. Дети (по желанию) записывают цели урока на свободных местах плаката, соединяя их пунктирными линиями (при этом могут советоваться со всем классом).

Интерактивная лекция

12 минут

Презентация «Состав симфонического оркестра» (с аудио примерами звучания инструментов), видеоролики по теме «Приём игры на инструменте».

Презентация предлагает знакомство с инструментами оркестра по группам. Слайды содержат яркие фотографии (внешний вид и устройство инструмента), а так же встроенные звуковые файлы. Далее предлагаются видеоролики для изучения приёмов игры на инструментах.

Оборудование: компьютер, музыкальный центр, экран, медиапроектор.

Проработка содержания темы

10 минут



















Метод «Автобусная остановка» (Копилочка АМО).





Цель: определение собственных способов получения опыта на уроке, информирование об этом остальных учеников.

Малые группы: 5 человек.

Материалы: шаблоны-автобусы, ручки.

Проведение: каждая мини-группа получает автобус-вопрос по теме урока (время записи ответа 1, 5 минуты). Далее автобус передаётся другой группе и т.д. Когда все 5 автобусов побывают у каждой группы, зачитывается полный вариант ответа на вопрос.

Эмоциональная разрядка (разминка)

3 минуты

Метод «Пантомима» (Копилочка АМО).

Цель: встряхнуться, весело расслабиться.

Группа: весь класс.

Проведение: учитель выбирает одного ведущего - ученика и говорит ему на ухо название музыкального инструмента симфонического оркестра. Ученик показывает приём игры на инструменте. Первый правильно узнавший инструмент, становится ведущим и т.д.

Подведение итогов

2 минуты














4 минуты

Метод «Найди свою группу».




Метод «Цветовой коллаж - симфонический цветок».

Цель: распределение детей на группы.

Группа: весь класс.

Материалы: шляпа, разноцветные карточки.

Проведение: дети встают в один большой круг, а учитель, проходя внутри круга, предлагает каждому вытянуть карточку. Далее ученики распределяются по группам соответственно вытянутым цветам карточек.

Цель: определить эмоциональность восприятия тембровой окраски музыкальных инструментов.

Группа: весь класс.

Материалы: клей, кружки из цветной бумаги, заготовка - большой цветок с лепестками, магнитная доска, магниты.

Проведение: в центре доски серединка цветка с названием «симфонический оркестр». Лепестки-заготовки отдаются группам детей. Каждая группа учеников соответствует какой-либо группе инструментов симфонического оркестра и приклеивает цветные кружки на лепесток-заготовку соответственно своему цвето-звуковому восприятию данной группы инструментов. Когда работа в группах закончена, под звучание симфонического оркестра коллективно собирается «симфонический цветок».




© 2010-2022