Конспект урока музыки Русь православная. Колокольные звоны

Конспект урока музыки "Русь православная.Колокольные звоны." УМК "Планета знаний". С использованием методических приёмов для проведения рефлексии на современном уроке в условиях реализации ФГОС.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.Задачи: 1.Обучающая- научить детей...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проверка Д/з



Загадки





Била

Легенда о колокольчике









Виды колокольного звона









Музыкально -ритмическая игра «Дружные колокола»



рефлексия





Распевка «Дон-дон-дон» («Кошкин дом»)





Викторина «Виды колокольного звона»







Работа с учебником.

Царь-колокол





Колокола в симфонической музыке



С.В.Рахманинов

Сюита для двух

ф-но



























Песня «Колокола России»

рефлексия

Тема прошлого урока, проверка Д/з (пересказ параграфа), музыкальный словарь- полифония, дискант.

Сегодня мы продолжаем раздел «Русь православная».

Попробуйте угадать, о чём сегодня пойдёт речь:

- Давным-давно, иностранцы, путешествуя по России и видя это чудо, говорили: «Ничего подобного в мире нет, и не будет».

Ну, а на Руси, в народе о этом национальном чуде говорили так:

- За уши повесят, да за язык подёргают - станет петь.

- Из земли взяли, на огне грели,

А как вынули - стали бить, чтобы мог говорить.

Это колокол. Символом единства на Руси были колокольные звоны.

Под звон колоколов на Руси протекали все важные события - как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождении, венчание, свадьба. Свадьбы на Руси были немыслимы без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создаёт праздничное настроение, но и даёт молодым здоровье, детей и богатство.

Первоначально , до появления на Руси колокола, для созыва всех верующих использовали Била - это деревянные доски, а затем и металлические пластины, по которым ударяли деревянными молотками. (слушание)

И только в конце X века появились колокола.

По преданию, в те далёкие времена, заболел один монах. Он пошёл в лес за целебными травами, прилёг на траву, задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, точнее сказать перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь отступает, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок - колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

Где в наше время можно увидеть и услышать колокола? (ответы детей)

Они помещались и сейчас помещаются на крыше храма, в башнях куполов, при входе в церковь или в особых зданиях, называемых «колокольня», «звонница».



Виды колокольного звона:

Благовест (от слова «благая весть»). Как вы понимаете эти слова?

Добрая, хорошая, радостная весть, новость. Это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном возвещается благая весть о начале богослужения в храме (слушание)

Набат - непрерывные удары в большой колокол, которые предупреждают об опасности. Такой звон применяется для сбора войск или населения и объявления тревоги (слушание)

Перезвон (что такое? опрос детей) - это звон колоколов от самого большого до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (слушание)

Колокольные звоны на Руси люди пытались изобразить и голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола. Как это можно сделать?

( дон-дон; дзинь-дзинь; бом-бом и т.д.)

А давайте у нас в классе устроим звонницу, поиграем в игру «Дружные колокола»

( 3 группы - большие колокола, средние и маленькие.

1 группа большие колокола: поют бом - бом - бом

2 группа средние колокола: бим - бом, бим - бом

3 группа маленькие колокола: тили - бом, тили - бом

1)Звонарь - учитель, изображаем пением

2) Затем звонарь - ребёнок

3) исполнение при помощи колокольчиков разных размеров.

Выбери 1 фразу для соседа по парте по итогам музыкальной игры:

На экране:

Ты - молодец!

Я доволен твоей работой на уроке!

Ты мог бы поработать лучше.

Будь внимателен, не отвлекайся!



К какой сказке эта иллюстрация? А где в этой сказке можно использовать колокольный звон и какой?

- Когда загорелся кошкин дом. Набат. Призыв об опасности, о пожаре.

Вы уже знаете, как голосом можно показать колокольный звон.

Исполняем распевку:

Дон-дон-дон-дон

Дон-дон-дон-дон

Загорелся кошкин дом!

Как движется музыка набата? ( остаётся на месте, на одной ноте)

Работа в парах. Звучит колокольный звон, определить вид и записать в карточку.

А - набат

Б - благовест

В - перезвон

(проверка, показывают карточки те пары, которые выполнили правильно

Звон колоколов любого вида воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал - это значило, что Родину постигло несчастье.

Секрет литься колоколов тщательно скрывали. Чем больше был колокол, тем ниже был его звук. Большие колокола лить трудно, но русские люди были непревзойдёнными мастерами.

В учебнике, на стр.44 вы видите иллюстрацию самого большого колокола в России, он находиться в Москве.

- Как он называется?

Царь - колокол.

За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его «Царь - колокол». Колокол немного повреждён. В 18в. Колокол - великан стал жертвой большого пожара в Москве. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскалённый метал треснул, и от колокола отвалился кусок.

В 19в. Царь - колокол был поднят и установлен на гранитном пьедистале. На все века остался он самым тяжёлым (более 200тонн) из всех колоколов, отливавшихся когда -либо в мире.

Ребята, как вы думаете, можно ли услышать колокола в симфонической музыке? ( можно)

Неужели настоящие колокола можно поместить в оркестр? Конечно, нет. Для этого используют специальный оркестровый инструмент, который имитирует звучание настоящего колокола.

Он состоит из 12-18 труб разной величины, а звук извлекается ударом колотушки, обтянутой кожей.

Но бывают такие ситуации, когда и такого инструмента нет, а композитор очень хочет передать звучание колокольного звона своей музыкой так, как он это чувствует и умеет. И вот тогда рождается такая музыка, которую мы сейчас послушаем.

Вслушайтесь в произведение, я думаю, что вы сможете легко определить и инструменты, которые звучат и настроение музыки.

- Какие звучали инструменты, изображающие колокольные звоны? Фортепиано.

- Сколько колоколов вы услышали? ( Два)

- Какие у них были голоса? (один - высокий , другой - низкий)

- Как мог композитор, у которого было только фортепиано так мастерски изобразить звучание настоящих колоколов?

(один голос звучал легко, быстро, звонко; другой - медленно, тяжело, серьёзно. Они как бы разговаривали друг с другом).

Это произведение называется «Сюита для двух ф-но» и написал его композитор С.В.Рахманинов

Детство С.В.Рахманинова прошло в Новгородской губернии, которая славилась своими церквями, соборами, звонницами и будущий композитор сердцем и душой полюбил колокольную музыку. Для него колокола были символом России, символом родной земли.

В 1917г., в тяжёлое революционное время, композитор был вынужден покинуть Россию. Он увидел, что его творчество революционерам не нужно, а воевать, убивать он не умел и не хотел, он умел только дарить людям радость своей музыкой.

И в это время, вдали от родины, он создаёт одно из своим ярких и знаменитых произведений «Концерт для ф-но с оркестром».

Это произведение начинается очень необычно: не оркестровым, а фортепианным вступлением, напоминающим колокольный звон, из которого уже вырастает главная мелодия. (слушание фрагмента)

- Какие инструменты ведут главную мелодию? ( струнные)

- Какой инструмент исполняет вступление и изображает колокольный звон? ( фортепиано)

- К какому виду колокольного звона вы бы отнесли мелодию вступления? ( Набат)

- Что такое набат? (колокольный звон, который звучит, предупреждая об опасности)

- Почему вы решили, что звучит набат а не праздничный перезвон? ( он звучит тревожно, суровыми аккордами, медленно, резко, тяжело, нарастая, как будто показывая, что беда приближается).

- Как вы думаете, почему композитор начал своё произведение с набата, что он этим хотел сказать? ( Что тревожно на Руси, начинается война и композитор очень переживает за свою Родину).

Полностью это произведение мы послушаем в старших классах.

Композитор С.В. Рахманинов выразил любовь к Родине в своих произведениях, а мы с вами можем выразить подобные чувства через песню.

Вокально - хоровая работа над песней «Колокола России».



Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте оценим свою работу,

Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске ):
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…


Я думаю всё, о чём вы сегодня узнали на уроке, пригодится вам в будущем. Сохраните в своей памяти всё хорошее, доброе, созданное нашим народом, чтобы потом передать это своим детям.

Ну, а пока вы ученики 4 класса, то Д/З вам будет рассказать о том, что мы сегодня узнали - дома, а подсказкой вам послужат буклеты, которые я вам хочу подарить.

Пусть чаще в нашей жизни звучит - благовест!

Спасибо за прекрасную работу!


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Педагогическая цель: знакомство с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов. Осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.

Задачи:

  1. Обучающая- научить детей различать виды колокольных звонов по звучанию и по нотной записи. Научиться имитировать зучание колоколов с помощью вокальных упражнений. Закрепить виды музыкально- выразительных средств.

  2. Развивающая- развивать вокально- хоровые способности обучающихся, чувство ритма. Развивать способности к исследовательской деятельности.

  3. Воспитывающая: воспитывать чувство патриотизма,эстетический вкус, любовь к духовной музыке.

  4. Развивать навыки ассоциативного мышления, навыки двухголосного пения.

  5. Закрепить понятия: концерт, набат, а капелла.

  6. Познакомить с творчеством С. В. Рахманинова.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, характеризуют и исследуют полученную информацию.

Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.

Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала.Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.

Основное содержание темы, понятия и термины: Виды колокольных звонов , музыкальное звучание звонов, историко- музыкальный анализ колокольных звонов.





Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске



© 2010-2022