• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование духовно-нравственной личности школьника через приобщение к традициям и культуре русского народа на основе применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Формирование духовно-нравственной личности школьника через приобщение к традициям и культуре русского народа на основе применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание системы работы по теме:

«Формирование духовно-нравственной личности школьника через приобщение к традициям и культуре русского народа на основе применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе».

Актуальность темы.

На сегодняшний день стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях русское образование должно стать той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д.Ушинскому.

Учитывая фундаментальные основы педагогики, сообразуясь с непростым состоянием нравственности подрастающего поколения, я считаю, необходимо без формализма, заполнить пробел в духовно-нравственном воспитании, дать толчок к духовному развитию и создать для каждого ученика условия для самореализации.

В результате поисков, раздумий и практической деятельности над этой проблемой я попыталась поставить перед собой цель, задачи и обозначить несколько основных принципов воспитания и обучения.

Цель: создание условий, способствующих формированию духовно-нравственной личности через приобщение к традициям и культуре русского народа на основе применения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

- объединить учебный и воспитательный процесс;

- улучшить качество образования через приобщение к глубинным основам отечественной и православной культуры;

-раскрыть духовные и физические дарования детей, с помощью современных образовательных технологий;

-возродить духовно-нравственные традиции семьи.

На протяжении трех лет на базе нашей школы успешно реализуется экспериментальная площадка по введению в школьный компонент предмета Основы Православной Культуры. Один из принципов построения предмета - обеспечение преемственности культуры, семейных, народных традиций через уклад жизни ребенка, семьи, общества.

В основу системы моей работы легло учение великого педагога К.Д.Ушинского. В основе его педагогики лежит принцип единства обучения и воспитания. Стержневым является принцип народности. Народность образования имеет глубокий философско-исторический смысл: это источник жизни народа. К.Д.Ушинский писал: «…народ без народности - это тело без души, которому остается подвергнуться только разложению и уничтожению…»

Реализация принципа народности в современной школе, на мой взгляд - это передача от поколения к поколению национально-исторических традиций. Фундаментом для реализации являются уроки Основ Православной культуры. Эти уроки хранят в себе неограниченные возможности воспитания ребенка и погружения в мир русской культуры, в реализации духовно-нравственного воспитания.

Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что активными педагогическими средствами в реализации принципа народности являются современные образовательные технологии.

Новизна моего опыта заключается в создании условий, способствующих реализации принципа народности, на основе современных образовательных технологий.

Использование мною современных образовательных технологий в совокупности с принципом народности способствует активизации познавательной деятельности на уроке, формированию духовно-нравственных качеств, обеспечивается личностное развитие ребенка, снижаются нагрузки учащихся, повышается качество образования, развиваются творческие способности.

Большое внимание я уделяю на уроках Основ Православной культуры здоровье сберегающим технологиям. Работаю по трем направлениям:

- укрепление физического здоровья;

- укрепление психического здоровья;

- восстановление духовно-нравственного здоровья.

Уделяя внимание всем направлениям, на моих уроках создается благоприятный психологический климат, атмосфера успешности.

Для того чтобы снять физическое напряжение и усталость детей, на уроках я провожу физкультминутки, упражнения для снятия напряжения глаз. Систематическое использование мною этих упражнений приводит к улучшению состояния учащихся. Отдельно провожу работу с детьми с ослабленным здоровьем, исключаю те факторы, которые негативно влияют на их здоровье.

С целью сплочения учащихся я практикую в своей работе технологию «Утреннего сбора». Ребята приходят в класс задолго до звонка, и мы вместе с ними проводим различные конкурсы, викторины в форме игры в которых ребята узнают о своих одноклассниках много доброго. Эта форма работы благоприятно сказывается на отношениях ребят.

Восстановлению духовно-нравственного здоровья я уделяю особое внимание. Происходит тесное сотрудничество с семьей. Я считаю, что когда традиции воспитания ребенка в школе совпадают с традицией воспитания в семье и в социуме - личность растет полноценной.

Чтобы личность росла полноценной, стараюсь тесно сотрудничать с родителями учащихся. Родители получают от меня рекомендации, советы, я часто посещаю родительские собрания на определенную тематику. Наиболее яркими были темы: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Влияние средств массовой информации на сознание ребенка», «Как воспитывать в ребенке правдивость и послушание».

Вместе с родителями ученики начальных классов ведут тетради добрых дел, куда записывают свои добрые дела и поступки. А затем дома за круглым столом анализируют, дают положительную оценку тому или иному поступку.

Для родителей устраиваю открытые уроки и совместные внеклассные мероприятия. Это «Пасха Христова», «Масленица», «Православный фестиваль», «Мама, папа, я - православная семья».

Неоднократно совершались православные поездки в Храмы и к святым источникам. Ребята с удовольствием общались в поездках со своими родителями. Как правило, после таких поездок, по словам родителей, в семье становилось меньше ссор и раздоров. Они сближают и сплачивают семьи.

Вместе с родителями в нашей школе мною был налажен выпуск православных рукописных журналов «Свет православия». В этих журналах ребята с мамами и папами рисуют рисунки, пишут рассказы о своих впечатлениях, побывав на том или ином мероприятии. Пишут стихи, собственного сочинения.

Недавно в нашей школе мы с ребятами провели акцию «Теплые ножки». Ученики нашей школы вместе с мамами и бабушками своими руками вязали теплые носки для детского дома №3 города Самары. А затем лично в руки передали их детям-сиротам.

Все это, сближает, сплачивает семьи.

Технологию личностно-ориентированного обучения я реализую на уроке для того, чтобы каждый ученик достиг собственных высот. Уроки строю так, чтобы каждый ученик был занят на протяжении всего урока. На уроках использую индивидуальные задания разных уровней и типов. Разноуровневые задания помогают мне найти индивидуальный подход к каждому. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются мною как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление помогает создать условия для того, чтобы каждый ребенок на уроке был успешен.

В создании ситуации «успеха» реализую технологию компетентностно-личностного обучения, использую метод проектов и технологию портфолио. Организация работы учащихся по технологии портфолио позволяет учитывать достигнутые результаты в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Использование данной технологии помогает мне решить важные задачи:

- поддерживать высокую мотивацию;

- поощрять активность и самостоятельно расширить возможности обучения

и самообучения;

- содействовать индивидуализации образования школьников.

Формируя ключевые компетентности, я включаю учащихся в проектную деятельность по музыке, основам православной культуры. Основная тема проектов связь с культурой народа. На уроках ребята выполняют проекты «Я сочиняю сказку», «Герои отечества», «Мое родословное древо». В настоящее время ребята собирают словарь устаревших слов.

Использование мною на уроках игровых технологий дает возможность включить в процесс каждого ученика. Дидактические игры, которые я использую, занимают особое место на моих уроках, т.к. это важное средство воспитания умственной активности учащихся. Она развивает у детей внимание, память, общение друг с другом, речь. Во время проведения игр я подбираю богатый материал из устного народного творчества. Детям предлагаю кроссворды, ребусы, задания олимпиадного характера. В прошлом году мои ребята приняли участие в первой Всероссийской олимпиаде по ОПК, где в муниципальном туре заняли 2-первых, 2- вторых и одно третье место.

Живыми, интересными и наглядными становятся уроки с помощью информационных технологий. Невозможно представить современный урок без использования мультимедийных презентаций. С их помощью я готовлю самостоятельные работы и тесты по разным темам, демонстрационный наглядный материал. Проверочные работы на компьютере помогают получить мне объективную оценку знаний и навыков, осуществить взаимно и самопроверку деятельности учащихся. Также использую в своей работе компьютерные образовательные программы, информационные ресурсы медиатеки, ресурсы сети Интернет.

Эффективное и творческое использование современных образовательных технологий совместно с реализацией принципа народности позволяет мне добиться активизации познавательной деятельности и воспитанию высоконравственных личностей.

Раскрыть духовные и физические дарования детей и улучшить качество образования, с помощью современных образовательных технологий мне помогают интегрированные уроки.

Преимущества интеграции на моих уроках заключается в следующем:

Они дают моим ученикам достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке, на мой взгляд, приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Но воспитание должно осуществляться в ходе всего учебного процесса. Поэтому в учебно-воспитательном процессе я осуществляю интеграцию предмета Основ Православной культуры в предметы музыка, МХК. В атмосфере добра и нравственности растут яркие и интересные личности. Погружая в мир традиций Православия и национальных традиций народа, на мой взгляд, дети становятся дружелюбнее, меньше конфликтуют, соблюдают культуру общения со взрослыми, больше заботятся о родных и близких, знакомятся с историей Отечества, бережнее относятся к родному языку. Проведение подобных уроков позволяет детям ощутить русскую культуру, окунуться в этнокультурную ситуацию и почувствовать ее. Все это помогает ощутить свою связь с предками, почувствовать себя связующим звеном в вечном потоке времени от прошлого к будущему.

Широко и творчески использую в своей работе принцип народности на основе современных образовательных технологий. С опытом работы делюсь с преподавателями района, области. Выступаю с докладами на методических объединениях, педагогических форумах, участвую в областных заседаниях круглых столов, конференциях. Разработка моего урока «Жизнь дана на добрые дела» вошла в двадцатку лучших уроков III Международного конкурса «Уроки благотворительности».

Проводимая мною работа по данному направлению дала положительные результаты:

- позитивная динамика учебной деятельности;

- формирование интереса к учебным предметам;

- сохранение положительной мотивации учащихся на протяжении всего учебного периода;

- способность к саморазвитию;

- проявление духовно-нравственных качеств в стандартных и нестандартных условиях;

- высокий уровень общественной активности и как следствие, наличие победителей в различных конкурсах, олимпиадах;

- улучшение культуры речи и межличностного общения, проявление уважения к окружающим.

В.А.Сухомлинский считал, что детство - это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнилась красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связь с другими «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».









© 2010-2022