• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по специальности «Выразительное исполнение вступительной части Ариозо из кантаты «Москва» П. И. Чайковского» (фагот)

Урок по специальности «Выразительное исполнение вступительной части Ариозо из кантаты «Москва» П. И. Чайковского» (фагот)

Это урок черновой работы над экзаменационным произведением. В этом году широко отмечается 175 –летие Петра Ильича Чайковского, одного из величайших русских композиторов. Одно из красивейших произведений Чайковского – кантата «Москва». Для фагота существует переложение Ариозо Воина из кантаты, созданное Д. Ерёминым. «Ариозо» было включено нами в программу государственных экзаменов по специальности.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока по специальности:

«Выразительное исполнение вступительной части Ариозо из кантаты «Москва» П.И. Чайковского».

Дата проведения: 18.03.2015 Учащийся: Сараев Я.С., IV курс

Место урока в системе занятий по специальности: урок черновой работы над экзаменационным произведением.

В этом году широко отмечается 175 -летие Петра Ильича Чайковского, одного из величайших русских композиторов. Одно из красивейших произведений Чайковского - кантата «Москва». Для фагота существует переложение Ариозо Воина из кантаты, созданное Д. Ерёминым. «Ариозо» было включено нами в программу государственных экзаменов по специальности.

Тип урока: индивидуальный.

Цели и задачи урока:

обучающая: корректировка работы исполнительского аппарата учащегося, работа над атакой звука, чистотой интонирования, динамическими оттенками исполнения;

развивающая: закрепление навыков разбора и анализа музыкального произведения, развитие умения грамотного использования средств музыкальной выразительности, планирование деятельности учащегося по воплощению художественного замысла композитора; развитие навыков ансамблевой игры;

воспитательная: формирование личностного отношения к рассматриваемому произведению, профессиональное мотивирование эмоциональной проникновенности исполнения.

Учебные пособия и ТСО:

  1. Ариозо (из кантаты «Москва») П.И. Чайковского (переложение Д.Ерёмина для фагота и фортепиано).

  2. Neukirchner V. 23 bassoon exercises (intermediate)/ Edited by Rudas Imre. Budapest, Editio Musica, 1958.

  3. Аудиозапись Irina_Arhipova_-_ariozo_Voina_iz_kantaty_P.I.CHajkovskogo_MOSKVA_(iPlayer.fm).

  4. Компьютер, Google, проигрыватель Windows Media, Handy Recorder H2.

Разделы урока (ход урока):

  1. Разыгрывание в начале урока состоит из трёх этапов:

    1. Кварто-квинтовый круг по всему диапазону фагота. Каждая нота - на полное дыхание.

    2. Исполнение гаммы ми-минор (гармонический и мелодический минор).

    3. Арпеджио трезвучий.

  2. Работа над этюдом № 21 из сборника Neukirchner V., стр. 36 - 37. Этюд взят с изменением темпа в соответствии с изучаемым произведением (Ариозо), тональность та же самая (ми-минор). Диапазон этюда шире исполняемого произведения в целях упражнения исполнительского аппарата (для выработки гибкости и выносливости). По штрихам: в этюде staccato поменяли на détaché, также присутствует штрих legato, как в Ариозо. Интервальный состав соответствует произведению.

  3. Беседа с учащимся об эмоциональной наполненности музыкального произведения с использованием интернет-поиска.

    1. К какому жанру относится кантата Чайковского? (Вокально-симфоническое произведение.) Для справок: belcanto.ru.

    2. Что является смысловой основой Ариозо? (Это молитва молодого ратника.)

    3. Что означает авторское указание molto espressivo в нотном тексте?

Из шести частей кантаты наиболее популярна №5, ариозо «Мне ли, Господи, мне ль по силам ли» для меццо-сопрано с оркестром. Глубоко выразительное, с распевной мелодией удивительно широкого диапазона, оно сопровождается мерными аккордами оркестра. После небольшого более взволнованного среднего эпизода, возвращается начальная мелодия. Номер этот написан в es-moll - тональности сосредоточенности и светлой печали, в которой создана одна из самых выразительных прелюдий и фуг Баха. Ерёмин Д. изменил тональность своего переложения на ми-минор, но эмоциональная наполненность музыки сохранена.

  1. Проигрывание фрагмента учащимся на инструменте и запись на Handy Recorder H2. Разбор ошибок и работа над их исправлением.

Недопонимание учеником цели своей работы, смысла произведения, отсутствие эмоционального проникновения в замысел композитора.

Характер вступления фагота задают аккорды фортепиано.

У ученика начало звука идёт не сразу, с запозданием («хта»), не попадает в долю. Рекомендация: следить за постановкой языка и исполнительским дыханием, согласовывать вступление с характером аккордов фортепиано.

Темп - одно из основных условий, определяющих верность композиторскому замыслу. Неправильно выбранный темп приведёт к тому, что трактовка исполнителя в целом окажется неудачной. Темп Ариозо - andante molto sostenuto.

Если исполнитель с первых звуков всецело поглощён музыкой, то и внешне он будет спокоен. Пассивность, несобранность и нервозность отвлекают и мешают исполнению.

Вступление солиста только в том случае будет органичным, когда он внимательно следит за развёртыванием общей музыкальной линии всего произведения, хорошо знает аккомпанемент, а не только свою сольную партию. Динамические оттенки у фаготиста должны соответствовать исполнению фортепианной партии. Начало с piano, а ученик играет на mezzo forte, избирая удобную для своего исполнения динамику. Рекомендация: точное исполнение указанного динамического оттенка, выстраивание ансамбля с концертмейстером.

Во втором такте интонационный ход соль - фа-диез (залиговано) - ми звучит фальшиво. Переход на си звучит нечисто (интервал квинта).

В третьем такте третья и четвёртая доли. Ученику необходимо использовать дополнительную аппликатуру, так как основная аппликатура имеет погрешности по строю.

Четвёртый такт. Также требуется дополнительная аппликатура. Регистр повышается, нужно автоматически делать crescendo, что и обозначено в нотах.

В пятом такте скачок с ноты ми первой октавы на малую октаву осуществляется с помощью дополнительной аппликатуры.

В шестом такте смена длительностей. Мелодия идет вниз - нужно делать diminuendo (указано в нотах как сольной, так и фортепианной партии).

В седьмом такте разрешение ноты ми в тонику, на этом звуке надо сделать филировку звука, а не прерывать звучание. (При попытке филировать звук данную ноту ученик завышает, не получается окончание звука.)

После детального разбора ошибок исполнения во фразах дана рекомендация работать над соединением фраз в предложение.

  1. Прослушивание аудиозаписи Irina_Arhipova_-_ariozo_Voina_iz_kantaty_P.I.CHajkovskogo_MOSKVA_(iPlayer.fm) для подкрепления эмоциональной мотивации выразительного исполнения Ариозо (на проигрывателе Windows Media). Анализ представленной вокальной интерпретации (удалось ли воплотить замысел композитора?).

  2. Итоги. Мотивация творческой интерпретации.

Рассматриваемое нами Ариозо из кантаты «Москва» Чайковского даёт широкое поле для работы над средствами выразительности. Исполнительское искусство обладает творческой сущностью, оно всегда в какой-то степени импровизационное и непосредственное. И степень выразительности исполнения зависит от того, насколько музыкант проникнется общим замыслом композитора и эмоционально-образным строем произведения, обретёт гармонию и слаженность при совместной игре с другими музыкантами.

  1. Задание для самостоятельной работы дома: работа над исправлением выявленных на уроке ошибок в исполнении вступительной части, использование в игре дополнительных аппликатур, работа над ансамблем с концертмейстером, над фразировкой.

Литература

  1. Ефремов И.В. Работа над художественной выразительностью исполнения в специальном классе фагота azbyka.kz/rabota-nad-hudozhestvennoy-vyrazitelnostyu-ispolneniya-v-specialnom-klasse-fagota

  2. Ефремов И.В. Разбор и анализ первой части Концерта B-dur для фагота с оркестром В.А. Моцарта. Акцентуация трудностей исполнения

azbyka.kz/razbor-i-analiz-pervoy-chasti-koncerta-b-dur-dlya-fagota-s-orkestrom-va-mocarta-akcentuaciya

  1. Ефремов И.В. Рекомендации учащимся колледжа по чистоте интонирования при игре на фаготе azbyka.kz/rekomendacii-uchashchimsya-kolledzha-po-chistote-intonirovaniya-pri-igre-na-fagote

  2. belcanto.ru/or-tchaikovsky-moscow.html


© 2010-2022