Урок музыки в 7 классе по теме Музыкальный образ в творчестве Скрябина

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по музыке в 7 классе по теме:

« Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н.Скрябина в эпоху

« Серебряного века».

Учитель высшей квалификационной категории Пономарева И.Д


Цель: Познакомить с творчеством великого русского композитора А.Н.Скрябина,

- с передовыми идеями искусства « Серебряного века»;

-рассмотреть основные темы образа симфонической поэмы « Прометей».

Задачи: - научить разбираться в чертах стиля и творчества композитора А.Н.Скрябина;

- выяснить замысел симфонической поэмы « Прометей», -разобрать основные темы произведения;

- научить анализировать высказывания современников , находить главное и делать выводы ( новый Кейс- метод в обучении).

Оборудование: - использование презентации к уроку« Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н Скрябина в эпоху « Серебряный век», видеозапись концерта с свето-музыкальным инструментом.

Ход урока

Основные этапы урока

Ход урока

1 . Орг .момент

Слайд № 1

Задание( перед слушанием):

Исполняю песню О.Газманова « Мечта»


Вывод:

2.

Слайд №2

( на слайде появляется Портфель)

(идет показ на слайде№2

а) книга « Серебряный век»,

б)Портрет композитора А.Н.Скрябина;

в)Партитура « Прометея».

Задание:

( дети формулируют тему урока)

3.Основной этап работы. (Раскрытие темы урока)

Задания на слайде №3






4.Работа по рядам.









Играю « Прометеев аккорд».

( Ввожу первую тему Симфонической поэмы)

5.

Слайд №14



Слайд № 15






Вывод по творчеству ( слайд № 16…)

Пропеваю интонации темы « Воли» ( знакомство со второй темой симфонической поэмы)

6.

.Разбор основных тем произведения.

Слайд № 18

Слайд № 19,20

Слушание и просмотр исполнения « Прометея» Лондонским королевским оркестром.

Разбор и анализ произведения.

Слайд № 21

Использование КЕЙС- Метода на уроках музыки.


- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Прежде чем начать наш урок, я бы хотела исполнить песню, которая станет эпиграфом к нему.

- Послушайте, о чём эта песня?

-К какому времени она относится?

___________________________________________

-Итак, о чём эта песня? (о светлой мечте , о возможности претворить задуманное в жизнь) - ИДЕЯ

- К какому времени она относится? Классическая или современная? ( , т. к современная гармония и звучание) - ВРЕМЯ

- Автором этой песни является современный композитор Олег Газманов. - АВТОР

- Так вот, за такое короткое время мы смогли выяснить три главные вещи необходимые нам для разбора любого музыкального творения.( ВРЕМЯ написания, ИДЕЯ произведения, АВТОР -Личность композитора во времени)

-Усложняем задание!

- Внимание на экран:

-Что вы видите? ( портфель)

- Портфель - символ чего? (документы, знания, работа)

- Я неслучайно показала вам портфель, потому что поработав на уроке мы получим знания:

-об эпохе « Серебряный век»;

- о творчестве композитора А.Н.Скрябина;

-о музыкальном образе симфонической поэмы « Прометей».


-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока, начиная с 3- го( в) рисунка по 1(а).

Тема прозвучит так: « Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н.Скрябина в эпоху « Серебряный век»».

-Приступаем к работе:

- Чтобы облегчить и ускорить ход работы я разделила вас на 3 символические группы с названиями, взятыми из эпохи « Серебряного века».

1 группа: литературный салон « Башня»:

- по высказываниям современников, охарактеризовать «Серебряный век».

- Почему « Серебряный»?

-Что нового принёс в искусство?

2 группа: музыкальный салон « Благородное собрание»: (по высказываниям современников)

-Анализирует творчество А.Н.Скрябина.

-Делает вывод о личности А.Н.Скрябина в эпохе « Серебряный век».

3 группа: музыкальные критики(по высказываниям современников):

- рассмотрите идею симфонической поэмы «Прометей».

-Что нового явил А.Н.Скрябин миру в этом произведении?

- Время выполнения задания определит музыка А.Н.Скрябина « Этюд № 8»

( звучит «Этюд № 8»)

-Итак, музыка закончилась…

1ряд( Башня)- Постарайтесь дать нам представление о « Серебряном веке».

- Почему « Серебряный»?

-Что нового принёс нам этот замечательный век?

( Хаотично переплетаются течения, творческие школы индивидуальны, рождаются принципиально новые нетрадиционные стили, контрастные, модные художественные направления)

- В каких областях культуры и науки произошли открытия?

( « Серебряный век»- век рассвета русской духовности, давший миру блистательные научные и художественные открытия физиков, биологов, писателей, деятелей театров, кино и ,конечно, Музыкантов)

- В искусстве появляются новые модернистские течения. Назовите их?

( символизм, футуризм, мироискусстничество…)

-Всемирную известность получили русские композиторы. Назовите их…

( И. Стравинский, С. Рахманинов, А.Скрябин)

- Как понимали музыку символисты - музыканты?

( Для символистов- музыкантов музыка- не система звуков, а универсальная метафизическая система, первооснова всякого творчества, передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств, смелость , новизна, эстетика эксперимента, творение искусства будущего)

- В то трудное время для России , творцам кисти пера невозможно было открыто выражать свои мысли, поэтому появляется понятие « абстракция», « символ».Символ понимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается другое.

И ещё одной особенностью « Серебряного века» было то, что « Жизнь и Искусство - неразделимы!»

-Созвучен ли этот аккорд времени, о котором шла речь? Если бы вы были художниками, каких тонов краски вы подобрали к нему?(Холодные и мрачные)

- Почему?

- В связи с этим, переходим к рассмотрению творчества А.Н.Скрябина.

-Что нового вы узнали о творчестве композитора?

- Что отразил в своём творчестве А.Н. Скрябин?

( Скрябин своеобразно отразил в своём творчестве духовный мир современной ему интеллигенции. Будучи сам представителем её, он терзался мучительными исканиями смысла жизни, был обуреваем порывами к свету, счастью)

- Он был первооткрывателем новых форм и гармоний. Освоив мировоззрения символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир. Разработал свою философскую этико-эстетическую концепцию: суть которой - проведя человека сквозь все этапы « биографии духа», заставив его пережить основные состояния души - от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности, через надежду и всепоглощающее пламя борьбы -искусство способно привести его к свободе, к свету.

Оптимизм: « Я жить хочу. Я хочу творить. Я действовать хочу и побеждать!» А.Н.Скрябин.

Если в современной песне О.Газманова ( …Но красок нет, чтоб возвратить рассвет….),то у А.Н.Скрябина и краски нашлись, т.к. обладая мощнейшей интуицией и тончайшим слухом, он видел звук в цвете, и разработал свою собственную цвето - музыкальную систему.

Сверхзадачей композитора - воплотить

« биографию духа» в музыкальных звучаниях, в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности.

- Итак, мы видим, что А.Н. Скрябин - это уникальный композитор….( далее по слайду№16…)

- Послушайте, ребята, что вы слышите в интонации следующей мелодии?

( интонацию призыва, взлетающая интонационно вверх)

-Можем ли мы сказать, что она похожа на творческие искания Скрябина?

( Конечно)


- Симфоническая поэма « Прометей» была написана в 1910 году. В этом году ей исполнилось ровно 100 лет. Это программное произведение, навеянное образом титана Прометея из греческой мифологии.

_ Расскажите, пожалуйста, Музыкальные критики, какова основная идея этого произведения?

- Что нового явил композитор миру в своём Прометее? (Слайд № 18)

- Вместо привычного сюжета разворачиваются основные темы.

- Скажите, что для человека важнее Воля или РАЗУМ? ( слайд № 19)

( слайд № 20)

Вывод:- Можем ли мы назвать А.Н.Скрябина - « Прометеем» русской музыки?

-конечно.

Вывод по уроку:

- Мы сегодня получили знания:

- об эпохе « Серебряного века»;

-О творчестве композитора А.Н. Скрябина;

- о музыкальном образе симфонической поэмы « Прометей»;

- Давайте сложим наши знания в наш символический портфель, и будем пользоваться ими по мере необходимости на наших уроках.

- Наш урок закончен, До свидания!!!



© 2010-2022