Классный час Возвращаясь к музыке П. И. Чайковского

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЦЕНАРИЙ

Классного часа, посвященного «Детскому альбому»

П.И.Чайковского.

ДМШ Березники 23 апреля 2014 года.

Петр Ильич Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Очень часто в концертных залах, по радио, в телепередачах звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые нам фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов.

«Детский альбом» - это 24 легкие пьесы для фортепиано. Считается, что «Детский альбом» - сочинение, обращенное к детям, и отражает мир ребенка. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник легких пьес для детей…» Кто такой В. Давыдов и почему ему посвящается «Детский альбом»?

В 1877 г. П.И. приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым в сельцо Вербовка, где его маленький племянник в отведенные для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, П.И. слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл легких фортепианных пьес, разнообразных по характеру. Получилась своеобразная фортепианная сюита, где в небольших по объему пьесах перед юным пианистом последовательно ставятся разные художественно - исполнительские задачи. Пьесы отличает мелодическая выразительность, простота гармонического языка, отсутствие фактурных сложностей. Самая первая редакция была сделана с учетом возможностей маленького Володи.

Считается, что в пьесах «Детского альбома» изображены события одного дня ребенка, начиная с момента пробуждения и до момента, когда его укладывают спать. День насыщен разнообразными событиями и настроениями.

Итак, мы начинаем концерт, и вы расскажете о той музыке, которую будете исполнять.

«Зимнее утро» (исполняет Чернявская Настя)

Тревожная музыка этой пьесы словно наполнена зимним ветром, облаками, летящими по пасмурному небу. Это очень русский музыкальный пейзаж. Мне он напоминает картины художника Левитана. В пьесе трудная мелодия. Она разделена паузами. Много аккордов, быстрый темп, пунктирный ритм. Трепетная певучесть, задумчивые интонации этой музыки напоминают русские плачи:

«Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому,

По небу низкому…»

«Марш деревянных солдатиков» (Паршаков Лев)

Здесь изображены бравые деревянные солдатики. Они идут тесным строем «плечом к плечу»:

«Ать-два, левой - правой,

Ать-два, левой - правой.

Марширует бравый наш отряд».

Что же для тебя здесь показалось трудным?

Самое трудное - подражать тембру деревянных духовых инструментов, исполнять дробь барабанщика. Все аккорды должны звучать легко и тихо.

«Болезнь куклы» (Федосеева Кристина)

Это пьеса для девочек. Грустная девочка баюкает «заболевшую куклу». В мелодии много «вздохов» нисходящих секунд, пауз. Здесь две мелодии: в верхнем голосе, в басу. Между ними - гармонии. Соединить все это очень трудно. Нужно выразительно сыграть обе мелодии и тихо аккорды. Еще у меня очень долго не получалась педаль.

«Комаринская» (Косикова Даша)

По форме пьеса представляет тему с тремя маленькими вариациями. В теме слышна народная песня - пляска, удалой, задорный характер. Кульминация пьесы находится во второй вариации. Плотные, массивные аккорды, изложенные в двух октавах, создают тяжеловесное впечатление. Они напоминают звучание гармошки. А дальше слышатся и переборы балалайки.

«Пляшет кошка, пляшет кот,

Пляшет Жучка у ворот,

И кадка, и ушат,

И грабли, и ухват…»

Сложность - в остром, коротком, щипковом стаккато в правой руке и энергичные аккорды в левой.

«Полька» (Ашихмина Полина)

В этой пьесе чувствуется атмосфера шумного веселья, праздничного «бала для маленьких». Можно представить, как маленькие племянники и племянницы Чайковского на детском балу в доме Давыдовых танцуют веселую польку. Пары движутся по кругу, танцуют то изящно и грациозно, то немного неуклюже, комично - неловко. Это слышится в задорных форшлагах, акцентирующих вторую долю такта. В кульминации прыжки становятся как бы все выше, веселее.

Очень важно выразительно сыграть мелодию, «расцветить» ее «вилочками». Также выразительно нужно сыграть басовую линию и хорошо опираться на первую долю.

«Итальянская песенка» (Довженко Диана)

П.И. рассказывал, как во Флоренции в Италии на улице он однажды услышал пение под гитару десятилетнего мальчика. Пение его поразило. Петр Ильич переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.

Сыграть мелодию в этой пьеске нужно как бы подражая итальянскому пению. Значит, акценты на кульминационных звуках будут не динамическими, а, как бы подражая пению, это небольшие ферматы - «остановки» на высоких нотах. Исполнять пьесу нужно негромко, 16-е ноты играть мягко, «вокально». А в левой руке в аккомпанементе наоборот требуется острое стаккато. Сыграть, подражая гитаре.

«Немецкая песенка» (Скиаветти Кристина)

В этой пьесе много юмора. Музыка передает атмосферу немецкого хорового застолья. В музыке слышны некоторые особенности тирольской песни (йодля). Для него характерны частые переходы от грудного регистра к высокому горловому (фальцету).

Мелодия 1 части построена на коротких интонациях, которую нужно объединить в длинную фразу. В средней части мелодия более распевная. Вальсовый аккомпанемент придает ей танцевальность. Динамика mf и f придает мелодии «шумное» звучание, поэтому педаль - более длинная.

«Старинная французская песенка»

Исполняет Шерстобитова Тамара

В этой пьесе очень нежная и печальная, выразительная мелодия. П. Чайковский использовал подлинную французскую мелодию. Очень важно правильно фразировать ее, окончания коротких лиг не всегда нужно играть тихо. Играть нужно, подражая скрипке. В средней части левую руку нужно играть тихо и легко.

«Баба - Яга» (Журавлева Полина)

У Чайковского Баба - Яга - страшная злая колдунья, ведьма. Зловещие «вскрики» диссонирующих, акцентирующих аккордов в начале пьесы - словно хриплый жуткий голос Бабы - Яги, сказочные заклинания, угрозы. Короткие мотивы на стаккато в средней части передают ужас, беспомощность ребенка перед злой силой.

«… Кто

Там?

Кто там летит над землей?

Чей

Там

Слышится хохот и вой?

Это Баба - Яга, костяная нога

Над землею кружит

Темный лес сторожит…»

Пьеса очень драматична. В этой угловатой, резкой по звучности музыке большое значение имеют акценты. Значение их разное, каждый следующий акцент сильнее предыдущего. Напряжение нарастает, странное видение постепенно приближается.

«Баба - Яга» - виртуозная пьеса. Она требует цепких пальцев в стаккато, хорошей координации, гибкости руки, умения быстро переключаться. Необходимо ясно представлять строение мотивов. В триолях на одно движение руки приходится три звука.

«Песнь жаворонка» (Коровина Ирина)

Это музыкальный пейзаж. Чтобы верно передать характер произведения необходимо иметь представление о трелях и руладах жаворонка, а также познакомиться с нежным и звонким тембром флейты, которая могла бы исполнить мелодию этой пьесы. Мелодию, также как и аккорды в левой руке необходимо проучить отдельно. В пьесе много технических сложностей, динамических.

В концерте принимали участие:

Паршаков Лев 1кл.

Федосеева Кристина 2кл.

Довженко Диана 2кл.

Шерстобитова Тамара 2кл.

Скиаветти Кристина 2кл.

Косикова Даша 4кл.

Ашихмина Поля 4кл.

Коровина Ирина 5кл.

Журавлева Поля 5кл.

Чернявская Настя 7кл.



© 2010-2022