• Преподавателю
  • Музыка
  • Опера Г. Г. Вдовина «В шесть часов вечера после войны» в контексте культурно-образовательного процесса

Опера Г. Г. Вдовина «В шесть часов вечера после войны» в контексте культурно-образовательного процесса

Категориям «культурно-образовательный процесс», «культурно-образовательное пространство» в последнее время педагоги-ученые уделяют повышенное внимание. Развитие культуры и развитие образования – процессы, которые происходят параллельно, синхронно и взаимосвязано. Умножение духовного потенциала подрастающего поколения, повышение его интеллектуального, нравственно-эстетического уровня через глубокий интерес к духовным ценностям национальной культуры – важнейшая задача современной педагогики. Приоб...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день!

Тема доклада: «Опера Г.Г. Вдовина «В шесть часов вечера после войны»

в контексте культурно-образовательного процесса»


Категориям «культурно-образовательный процесс», «культурно-образовательное пространство» в последнее время педагоги-ученые уделяют повышенное внимание. Развитие культуры и развитие образования - процессы, которые происходят параллельно, синхронно и взаимосвязано.

Умножение духовного потенциала подрастающего поколения, повышение его интеллектуального, нравственно-эстетического уровня через глубокий интерес к духовным ценностям национальной культуры - важнейшая задача современной педагогики. Приобщение молодежи к традициям национальной музыкальной культуры через систему музыкально-эстетического воспитания сегодня приобретает особое социальное и культурологическое значение.

Народное музыкальное творчество и произведения композиторов Мордовии гармонично воспринимаются в контексте современного поликультурного пространства и способствуют выявлению диалоговых связей разных этносов, воспитанию уважительного отношения к искусству других народов.

С творчеством Г.Г. Вдовина - первого профессионального композитора нашей республики, автора более 200 произведений почти во всех жанрах, основоположника сложных форм профессиональной музыки связано становление профессиональных музыкальных традиций мордовской композиторской школы, музыкального образования и просветительства.

За именем Гавриила Григорьевича Вдовина - море музыки, покоряющей красотой и гармонией, сочным национальным колоритом.

В 1944 году на экраны вышел музыкально-поэтический фильм режиссера Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны», который до сих пор привлекает своей лирической непосредственностью и мягким юмором. Самоотверженность, духовная чистота, обаяние героев старого военного фильма вдохновили в далеком 1975 году Гавриила Вдовина на создание одноименной оперы.

Стихи поэта-драматурга Виктора Гусева, положенные в основу фильма, а также стихотворение Николая РылЕнкова «Опадает с яблони белый цвет» оказались созвучны эмоциональному состоянию Гавриила Григорьевича. Умение выбирать текст для своих сочинений - ценное качество Вдовина-композитора. Поэтическая основа для него очень важна. Он бережно относится к пластике слова, стремится подчеркнуть его выразительную силу.

Автор либретто оперы - М.И. Фроловский - друг и коллега Гавриила Григорьевича, свидетель и непосредственный участник работы композитора над сочинением, дирижер первой постановки оперы.

Написанная в год празднования 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, опера и сегодня, спустя 40 лет после своего появления, не только не теряет эмоциональной свежести, но и находит слушателя разной аудитории.

Опера «В шесть часов вечера после войны» - поэма о любви и верности, о тех, кто, проявляя силу духа и мужество, ждал возвращения с войны своих любимых. Это история о нелегкой судьбе героев - артиллериста Василия и зенитчицы Вари, на чью долю выпали суровые испытания. Но они дали друг другу обещание встретиться в Москве в условленном месте в шесть часов вечера после войны.

Об этой встрече думал и сам композитор. Неслучайно первое название оперы - «Встреча». Лирические страницы оперы наполнены душевной теплотой, в них таится что-то сокровенное, личное, что вносит в музыку момент исповедальности, так характерной для всего творчества Г. Вдовина.

В марте 2015 года силами коллектива Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова состоялась постановка сцен оперы «В шесть часов вечера после войны». Она уже представлена на площадках Морд.Гос.Пед.Института им. М.Е. Евсевьева и Морд.Гос.Университета им. Н.П. Огарева, в ближайшее время планируется показ спектакля для учащихся общеобразовательных школ Саранска. Цель постановки - патриотическое воспитание молодежи на материале музыки композитора-земляка, чей 75-летний юбилей совпал с юбилейной датой в истории Отечества - 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Будучи ведущей спектакля, могу с уверенностью сказать, что музыка Вдовина никого в зале не оставила равнодушной. Студенты с вниманием и неподдельным интересом следили за перипетиями сюжета и исполнением музыкальных фрагментов оперы коллективами Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова - симфоническим оркестром, женским и смешанным хорами, солистами Мордовского государственного театра им. И.М. Яушева.

Постановка была дополнена видео-презентацией с демонстрацией кадров из фильма Пырьева, стихами Виктора Гусева. Бесспорно, сочиняя оперу, Гавриил Григорьевич не стремился использовать заданную сценарием кинематографичность. Сопровождая сочинение Вдовина видео-рядом мы задавались единственной целью - сделать постановку отдельно взятых сцен оперы более понятной для молодежной аудитории. Считаю, что в условиях современного общества, когда использование новых технологий уже вошло в норму, подобная постановка музыкально-сценических сочинений оправдана.

Подобным образом возможно изучение оперы Вдовина «В шесть часов вечера после войны» в общеобразовательных учреждениях Республики, музыкальных школах и школах искусств.

Композитор не стремится к новаторству в опере, трансформации жанра под влиянием современных музыкальных тенденций. Традиционность композиционных приемов, вокальных форм, простота музыкального языка, стремление быть доступным для любого слушателя делают сочинение Вдовина цельным, демократичным, звучащем «на одном дыхании».

Говоря о музыкальном языке оперы необходимо отметить общность музыкальных культур народов, населяющих Мордовию, в частности русских и мордвы. Единство жанров, взаимопроникновение интонаций, манеры исполнения свидетельствуют о диалоге наших культур.

Это наглядно представлено в опере Г. Вдовина. Важно заметить, что следуя русским классическим традициям, композитор раскрывает образы своих героев не в действии, а в чувстве. Мелос композитора проникнут интонациями русских протяжных лирических и эпических песен (хор девушек «На закате в саду заброшенном» из 2 картины, песня Полины Сергеевны «На вольном, на синем, на тихом Дону» из 3 картины). Главной формой изложения избирается монолог - как размышление героя, излияние чувств (речитатив и ария Кудряшова «Она так чиста, так прекрасна» из 3 картины) и песня-описание, рассказывающая о переживаниях, невозможности соединения двух любящих сердец (Песня Вари «Опадает с яблони белый цвет» из 5 картины). Вместе с тем, гармонический язык композитора современен, он придает звучанию простых, казалось бы, интонаций особый колорит - терпкость, глубину, проникновенность. Судьбы главных героев показаны в атмосфере трудных военных лет, они олицетворяют силу и мужество советских людей. Торжественно и приподнято звучит заключительный хор «Победа!», передающий атмосферу того времени - как символ веры людей в Победу и мирную жизнь.

У оперы Гавриила Григорьевича Вдовина «В шесть часов вечера после войны» в этом году тоже юбилей - 40 лет. Спектр чувств может пережить слушатель при погружении в ее музыку - светлое созерцание, печаль, сосредоточенное раздумье, радостный порыв. За всем этим человеческое обаяние Гавриила Григорьевича, его искреннее сопереживание, участие в судьбе героев.

Обращение к опере Г.Г. Вдовина в контексте изучения национальной музыкальной культуры в культурно-образовательном процессе, способствует нравственно-эстетическому и художественному воспитанию молодежи, обогащению ее эмоционального и духовного потенциала.



Спасибо за внимание!

© 2010-2022