Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кагальницкая детская школа искусств им.М.И.Глинки Азовского района Ростовской области











Открытый урок на тему:

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения







Подготовила преподаватель

Синягина И.А.













с.Кагальник



Тема урока: «Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения».

Цели урока:

Образовательная - приобретение навыка осознанного распределения смычка.

Развивающая - развитие двигательной координации.

Воспитательная - формирование музыкальных и скрипичных навыков, развитие творческого интеллекта.

Задачи урока:

Образовательная - а) научить ученика различать элементы движений смычка (скорость, параллельность подставке, игровую точку, прикосновение к струне).

б) приучать его к зрительному контролю за движениями смычка.

Развивающая - а) развитие слухового контроля.

б) развитие двигательного контроля.

в) развитие взаимодействия слухового, двигательного и зрительного восприятия.

Воспитательная - а) воспитание свободы в овладении игрового движения.

б) формирование мышления учащегося в области поиска удобных движений.





План урока:

1.Вступительная часть:

а) Подготовительные упражнения.

2. Основная часть:

а) Работа в отдельных частях смычка по открытым струнам.

б) Изучение правильного распределения смычка в простых комбинированных штрихах по одной открытой струне.

в) Распределение смычка в исполнении legato по одной струне с использованием пальцев левой руки.

г) Распределение смычка при переходах со струны на струну в разных простых ритмических вариантах по открытым струнам.

д) Работа над правильным распределением смычка при соединении 2-х, 3-х и 4-х открытых струн в legato.

е) Закрепление полученных навыков с использованием левой руки.

3. Домашние задание.

Содержание урока:

1а) Выполняем комплекс упражнений для расслабления плечевого пояса, корпуса и работаем с карандашом.

2а) Учащийся исполняет пьесу Т.Зебряк «Гром» рис.1 сначала в середине смычка, затем в верхней части, потом в нижней части смычка. Эта пьеса состоит из четвертных нот, т.е. однообразного ритмического рисунка, что является лучшим для воспитания зрительного контроля за движениями смычка в отдельных его частях. Побуждаем ребенка к зрительному контролю, чтобы смычок не выходил из необходимой зоны. Обращаем внимание на плавные смены движений смычка вверх и вниз и свободное сгибание и разгибание правой руки. Можно исполнить эту пьесу на всех струнах и подключить рулевое движение правого локтя. Исполняя пьесу, побуждаем ученика слушать звучание инструмента и обращаем его внимание на то, что при игре в верхней части смычка ведущее движение принадлежит предплечью, а при игре в нижней части смычка - плечу. После проработки частей смычка можно сыграть эту пьесу всем смычком и контролировать внимание учащегося на плавные смены смычка у колодки и доведение до конца смычка, на параллельность ведения смычка подставке и нажим на струну. Вся работа с учеником сопровождается показом педагога на инструменте.

б) Распределение смычка в комбинированных штрихах: предлагаем ученику исполнить пьесу «Как у нашего кота» В.Якубовская рис.2. Пьеса начинается с восьмых нот. Сначала пропеваем пьесу со словами, затем прохлопываем в ладоши. Усложняя ритмическую задачу, восьмые - хлопаем, а четверти - топаем. Теперь играем на скрипке. Начинаем пьесу с середины смычка и помним о зрительном и слуховом контроле. Четвертную доводим до конца и следующие восьмые играем в конце смычка. Происходит чередование движений: то весь смычок, то у конца, то у колодки. Побуждаем учащегося проверять свободу и плавность движений рук.

Еще одна пьеса для распределения смычка: «Барашеньки» рис.3. Эта пьеса начинается с четвертных, в отличии от предыдущей. Здесь необходимо следить за скоростью ведения целым смычком, игровой точкой, за свободой правого локтя при игре у колодки.

в) Чтобы научиться распределению смычка в legato, необходимо зрительно поделить смычок на то количество частей, сколько требуется соединить нот на одно проведение смычка. На начальном этапе обучения на одно проведение смычка играется, обычно, 2-4 ноты. На данном этапе урока задача усложняется применением пальцев левой руки. Пьеса «Зарядка» В. Якубовская. Изначально её нужно спеть со словами, потом нотами, далее прохлопать ритмический рисунок, представить движение 1-го пальца левой руки. Далее можно исполнять сначала по 2 ноты легато на одно проведение смычка, потом по 4 ноты. Следить за движениями пальца левой руки, за плавным соединением движений смычка. Пьеса « Солнышко просыпается» Т.Л.Гуревич, Н.Зимина рис.4. В этом произведение нужно следить за скоростью ведения смычка, соединять звуки без толчков, соблюдать метро-ритмическую организацию, слушать интонацию и следить за движением 1-го пальца левой руки (постепенным ускорением его движений). Здесь особенно важна координация между движениями правой и левой рук.

г) На предыдущем материале учащийся применял распределение смычка по одной струне. В пьесе «Солнышко» Синягина И. рис.5 ставится задача соединения струн и распределения смычка в ритме: четверть, две восьмые. Педагог показывает эту пьесу на инструменте и объясняет механизм действий правой руки. Обязательно надо спеть её со словами и с нотами, усвоить ритмический рисунок. При игре ученика побуждать его к одновременному зрительному, слуховому и двигательному контролю. Переносить смычок плавно, без толчка и ведущая роль принадлежит предплечью правой руки. Локоть правой руки занимает среднее положение по отношению к двум струнам. Еще одно полезное произведение «Про Машу и кота» рис.6 из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н. Зимина. В нем точно такие же задачи, как и в предыдущем произведении, только начинается оно с восьмых нот.

д) «Слушай, мама!» Л.Гуревич рис.7. Задача: а) соединение струн в равномерном распределении смычка на две половины; б) при переходе смычка на другую струну не прекращать продвижения смычка и приближать его заранее к следующей струне. Главное добиваться цельности в сложном движении правой руки (сгибание-разгибание в локте и кисти и переносе руки в плоскость новой струны). Для соединения 3-х и 4-х открытых струн хорошо упражнение «Колесико» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина рис.8.

е) Для закрепления полученных навыков может подойти пьеса «Мелодия после дождя» Е.Подгайц рис.9. В ней чередуется 2 струны legato, две - отдельно и ставятся задачи распределения смычка в legato на весь смычок и скоординированного движения то в верхней части смычка две струны отдельно, то в нижней. Важна координация в движениях правой руки: свобода кисти, которая перенося смычок на новую струну, опускается или поднимается вслед за предплечьем. Упражнение «За рулем» рис.10 поможет закрепить умение распределять смычок в legato с использованием 1-го пальца левой руки, применять рулевое движение локтей правой и левой рук, активизировать внимание к скорости ведения смычка, к зрительному, слуховому контролю и их взаимодействию.

3. Домашнее задание:

Повторять пройденные пьесы и закреплять приобретенные навыки, следя за свободой рук и корпуса, за звуком и плавными сменами движений смычка.

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Рисунок

Работа над распределением смычка на начальном этапе обучения игре на скрипке

Музыкальное сопровождение концертмейстера:

1 «Гром» Т.Зебряк

2 «Как у нашего кота» В.Якубовская

3 «Барашеньки» В.Якубовская

4 «Зарядка» В.Якубовская

5 «Солнышко» Синягина. И

6 «Солнышко просыпается» из сборника «Скрипичная азбука» Л.Гуревич, Н.Зимина.

7 «Про Машу и кота» Л.Гуревич, Н.Зимина.

8 «Слушай, мама» Л.Гуревич

9 «Мелодия после дождя» Е.Подгайц

Методы, использованные на уроке:

1 Исполнительского показа.

2 Наблюдение.

3 Беседа.

4 Объяснительно-иллюстративный.

5 Сопоставление.

Учебная литература, использованная на уроке:

Гуревич Л., Зимина Н. «Скрипичная азбука»

Зебряк Т. «50 пьес на открытых струнах»

Якубовская В. «Вверх по ступенькам»

Использованная литература:

Берлянчик М. «О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки» Статьи.

Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке.

Флеш К. «Искусство скрипичной игры»



© 2010-2022