- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 8 класс. Науменко, Алеев
Рабочая программа по музыке 8 класс. Науменко, Алеев
Раздел | Музыка |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скуратова И.Г. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бичурская средняя общеобразовательная школа № 5»
Рассмотрено на заседании
МО гуманитарного цикла
МБОУ «Бичурская СОШ № 5»
Руководитель
________________
Г.Л. Колодежная
Протокол № _____ от
«___»__________ 20___г.
«Согласовано»
Зам. дир по УР МБОУ
«Бичурская СОШ № 5»
__________________
Г.Л. Колодежная
«___»__________ 20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Бичурская СОШ № 5»
__________________
Н.П. Нестерова
Приказ № ____ от
«___»__________ 20___г.
Рабочая программа
музыке.
8 класс.
Составил: Скуратова Ирина
Григорьевна, учитель музыки
первой квалификационной категории
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
-
Примерной программы основного общего образования «Музыка»;
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 -2016 учебный год;
-
учебного плана МБОУ «Бичурская средняя общеобразовательная школа № 5» на 2015-2016 учебный год.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании учащихся через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
-
научить учащихся воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
-
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-
способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
-
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
-
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
-
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
-
воспитывать культуру мышления и речи.
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Т.Н. Науменко, В.В. Алеев. «Музыка»: 8 класс, Дрофа, 2011.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «Бичурская СОШ № 5», количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Музыка» на учебный год составляет - 35 часов, (1 час в неделю).
Учебно-тематический план.
№ п/п
Разделы
Количество часов
1
Музыка «старая» и «новая»
1
2
Настоящая музыка не бывает «старой»
1
3
Живая сила традиции
1
4
Сказочно-мифологические темы
6
5
Мир человеческих чувств
10
6
В поисках истины и красоты
5
7
О современности в музыке
9
8
Обобщающий урок по теме года
1
9
Урок-концерт
1
Всего часов
35
Содержание тем учебного курса
-
Музыка «старая» и «новая» (1ч)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Условность деления музыки на «старую» и «новую». Разучивание А.Островского «Песня остается с человеком».
-
Настоящая музыка не бывает «старой» (1ч) ».
Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Разучивание песни Т.Хренникова «Московские окна».
-
Живая сила традиции. (1ч)
Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков.
«Стилевые направления музыкального искусства 20 века: Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов, Щедрин. Слушание музыки: М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие». Разучивание Ю.Чичков «Наша школьная страна».
-
Сказочно-мифологические темы (6ч)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка - ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси.
5.Мир человеческих чувств (10ч)
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко». Романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
6. В поисках истины и красоты (5ч)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор - уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
7. О современности в музыке (9ч)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок - музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.
8. Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (1ч)
9. Резервное время
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Должны знать:
-
знать специфику музыки как вида искусства;
-
знать основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
понимать особенности искусства различных эпох;
-
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;
-
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Уметь:
-
аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных на уроках в 5, 6, 7 классах);
-
обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
-
преломлять полученные знания в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
-
осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимания их неразрывной связи;
-
понимать концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
-
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Виды контроля
Дата проведения уроков
вид
форма
Традиция и современность в музыке (3 часа)
1
Музыка «старая»
и «новая» (1 )
Главная тема года - «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем.
1. Размышлять о значении
музыкального искусства в жизни
современного человека
2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества
Беседа
пение
1-я неделя
2
Настоящая музыка
не бывает
«старой» (1)
Урок - беседа
Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое и «новое». Лебрена).
1. Осваивать отдельные образцы,характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.
2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
2-я неделя
3
Живая сила
традиции (1)
комбинированный
Традиция как хранитель памяти и культуры человечества.
1. Рассуждать о роли и значении художественно-исторических традиций в произведениях искусства
2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
3-я неделя
Сказочно-мифологические темы(6 часов)
4
Искусство начинается
с мифа
(1 )
Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.
1.Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.
2. Воспринимать и выявлять
внешние связи между музыкой
и окружающим миром
природы.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
4-я неделя
5
Мир сказочной
мифологии: опера
Н. Римского-
Корсакова
«Снегурочка» (1 )
Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
5-я неделя
6
Языческая Русь
в «Весне
священной»
И. Стравинского (1)
Особенности тем и образов в музыке начала XX века.
1. Исследовать разнообразие музыки XX века.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
6-я неделя
7
«Благословляю
вас, леса...»
(2 ч.)1-й
Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа
1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
7-я неделя
8
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся (1 )
Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
8-я неделя
9
«Благословляю
вас, леса...» продолжение (1)
К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.
Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа
1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем его многообразии.
2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
9-я неделя
Мир человеческих чувств (10 ч.)
10
Образы
радости
в музыке (1)
Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
10-я неделя
11
«Мелодией
одной звучат
печаль радость» (1)
Изменчивость музыкальных настроений и образов -
1. Выявлять круг музыкальных
образов в произведениях крупных форм.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
11-я неделя
12
«Мелодией
одной звучат
печаль радость» (1)
Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях
1. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки.
текущий
Слушание
12-я неделя
13
«Слезы
людские, о слезы
людские...»
(1)
Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания.
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки
на человека.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
13-я неделя
14
Бессмертные
звуки «Лунной»
сонаты (1)
Чувства одиночества, неразделенной любви,воплощенные в музыке «Лунной» сонаты
1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки
на человека.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
14-я неделя
15
Два
пушкинских
образа
в музыке (1)
Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».
1.Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
15-я неделя
16
Два
пушкинских
образа
в музыке (1)
Радостный порыв, воодушевление в романсе
Пушкина - Глинки «В крови горит огонь желанья...».
1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
2. Воспринимать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
Текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
16-я неделя
17
Трагедия любви
в музыке.
П. Чайковский.
«Ромео и
Джульетта» (1)
Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-
ко на исхоженных дорогах».
1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
17-я неделя
18
Подвиг
во имя свободы.
Л. Бетховен.
Увертюра
«Эгмонт» (1)
Пафос революционной борьбы в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.
1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных
произведениях.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
18-я неделя
19
Мотивы пути
и дороги
в русском искусстве
(1)
Понятия путь и дорога, как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства.
«Метель» (слушание);
1.Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
19-я неделя
В поисках истины и красоты (5 часов)
20
Мир духовной
музыки (1)
Мир красоты и гармонии в духовной музыке. Великие композиторы - авторы духовных сочинений.
М. Глинка. Херувимская песнь (слушание);
1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
20-я неделя
21
Колокольный звон на Руси (1)
Роль колокольного звона в жизни русского человека.
Музыка
утренних колоколов во Вступлении к опере
«Хованщина» М. Мусоргского.
1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
21-я неделя
22
Рождественская звезда (1)
Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве
(образы, символы, атрибуты).
А. Лядов. «Рождество Твое,
1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
22-я неделя
23
От Рождества
до Крещений (1)
Рождественские праздники на Руси: Святки. Обряд колядования (на примере фрагмента из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).
П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).
1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.
2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
23-я неделя
24
«Светлый
Праздник».
Православная
музыка сегодня
(1)
Празднование Пасхи на Руси. Содержание увертюры
Н. Римского-Корсакова
«Светлый праздник».
1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.
2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
24-я неделя
О современности в музыке (9 часов)
25
Как мы понимаем современность (1)
Трактовка понятия музыке. Новые темы в искусстве начала XX века.
А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент (слушание);
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
25-я неделя
26
Вечные
сюжеты (1)
Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»
А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Понимать характерные особенности музыкального языка.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
26-я неделя
27
Философские
образы XX века (1)
Многоаспектность философских выражений
специфика музыкального языка).
О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
27-я неделя
28
Диалог Запада
и Востока, в творчестве отечественных современных композиторов (1)
Взаимодействие культурных традиций Запада и Востока в современной музыке (на примере балета Ц. Чжень-Гуаня «Течет речка»).
Адажио Авей и Принца. Из балета «Течет речка»
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Наблюдать за сопоставлением
образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
28-я неделя
29
Новые
области в музыке
XX века
(джазовая музыка) (1)
Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности.
Д. Гершвин. Привет, Долли!
А. Лепин, стихи В. Коростылева. Песенка о хорошем настроении
1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.
2. Высказывать собственное мнение
о художественной ценности джазовой музыки.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
29-я неделя
30
Лирические
страницы советской музыки (1)
Мотивы памяти, грусти, любви в музыке Второй симфонии А. Эшпая.
А. Эшпай. Симфония № 2. II часть. Фрагмент (слушание);
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
30-я неделя
31
Диалог времен
в музыке
А. Шнитке (1)
Полистилистика в музыке А.Шнитке: противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов из «Cоnсеrtо grоssо» № 1).
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Высказывать собственное мнениео художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
31-я неделя
32
«Любовь ни-
когда не переста-
нет (1)
Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла
слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет»
1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.
2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
32-я неделя
33
Подводим
итоги (1 ч)
Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,
миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.
И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева (пение)
1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.
2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в музыкальном искусстве.
текущий
Слушание
Музыкально-творческое задание
беседа
пение
33-я неделя
34
Заключительный урок (1)
Обобщение музыкальных впечатлений за 4 четверть и год
Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся
продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,
итоговый
Викторина
тест
34-я неделя
35
Резервное время
35-я неделя
Список литературы
1. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 11-е изд., стереот. - М.: Дрофа, 2012г.
2. Музыка. 8 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012г.
3. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (1 диск) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. - М.: Дрофа, 2012
Использование медиаресурсов
Музыкальная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: music-dic.ru/
Музыкальный словарь. - Электронный ресурс. Режим доступа: dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. - Электронный ресурс. Режим доступа: classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. - Электронный ресурс. Режим доступа: bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны - Электронный ресурс. Режим доступа: predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. - Электронный ресурс. Режим доступа: days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86