- Преподавателю
- Музыка
- Интегрированный урок Праздник Пасхи
Интегрированный урок Праздник Пасхи
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравченко Е.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ВНЕКЛАССНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ
ЗАНЯТИЕ В 5 КЛАССЕ
«ПАСХА - ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ»
ПОДГОТОВИЛИ:
УЧИТЕЛЬ ИЗО И.В. АНОХИНА (II КАТЕГОРИЯ),
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ Е.Н. КРАВЧЕНКО (I КАТЕГОРИЯ),
УЧИТЕЛЬ ОПК О.А. ЛОЗОВАЯ (II КАТЕГОРИЯ).
2013г.
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ПАСХА - ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ».
Задачи:
Образовательная.
-
Повторить и обобщить знания учащихся о празднике Пасхи в русской православной культуре, фольклоре и искусстве.
Развивающая.
-
Формировать и развивать художественно-эстетический вкус, уровень исполнения русских народных песен, развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать художественную фантазию, воображение и память.
Воспитательные.
-
Формировать интерес и воспитывать уважение к русским народным традициям, русской духовной культуре.
-
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся.
Оборудование.
-
Оформленный «Красный угол» русской избы (атрибуты русской избы).
-
Выставка пасхальных открыток, расписанных яиц.
-
Русские народные инструменты (ложки, бубны).
-
Компьютер, мультимедиапроектор.
-
Презентация «Пасха - праздник праздников».
-
Фрагмент документального фильма «Пасха православная».
-
Синтезатор «Ямаха».
-
Сигнальные карточки.
-
Пазлы для игры «Собери яйцо».
Используемая литература.
-
Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты. Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД Издательство. Мир книги, 2008.
-
Русские песни. Никогосов С., Ростов-на-Дону: Феникс,1997.
-
Энциклопедия народной мудрости. Воскобойников В., СПб: Респекс, 1997.
-
От улыбки хмурый день светлей! И.В. Михалева, СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
-
Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Г.М. Науменко, Молодежная эстрада, 1991.
-
Народные промыслы.
-
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для ООУ 5 класс. Б.М. Неменский, 2010.
-
Основы православной культуры. Л.Л. Шевченко, Просвещение, 2010.
-
Презентация подготовлена с помощью ресурсов интернет.
(Вход в русских народных костюмах с веточкой вербы под весеннюю закличку)
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей
Приходи, приходи!
Солнцем, светом озари!
Жавороночки, перепелушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Учитель музыки:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости, приглашенные!
- У нас сегодня внеклассное занятие по ИЗО, музыке и православной культуре. Тема занятия - «Пасха». Пасха всегда празднуется весной. Вы зашли в класс под весеннюю закличку. Скажите, как вы исполняли ее, с каким настроением? (Весело, радостно, протяжно)
- А какие музыкальные инструменты помогали вам в исполнении? (Не было инструментов)
-Как называется пение без музыкального сопровождения? (a capella)
Учитель ОПК:
- Кого вы закликали во время пения этой заклички? (Прилет птиц)
- Каких перелетных птиц часто зазывают песни-веснянки? (Жаворонков, куликов, перепелов)
- Что еще делали на Руси, закликая весну? (В старину во всех домах пекли жаворонков из теста, закликая весну)
На христианской Руси обычай выпекания «жаворонков» связывался с днем памяти о 40 севастийских мучениках, во время которого предпасхальный пост обычно облегчался и приобретал ритуально-праздничные черты.
- Какие вы знаете весенние православные праздники? (Пасха, Вербное воскресение, Благовещение)
-Что означает слово «Пасха»? (Слово означает исход, воскресение)
- С каким событием связан праздник Пасхи? (Христос воскрес из мертвых)
- Кто такой Христос и почему его называют спасителем? (Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христова)
Читает стихотворение Перепелкина Екатерина:
Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! - несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: (все вместе) воистину воскрес!
(А.Вельк)
Учитель музыки:
- Перед праздником Пасхи все православные люди постятся, а на Пасху идут в церковь и там звучат православные молитвы, одну из них мы сейчас послушаем - это «Пасхальный канон».
СЛУШАНИЕ «Пасхальный канон».
-Какие чувства вызвала у вас эта молитва? Что вы представили?
Учитель ИЗО:
- А в народе, ребята, Пасха праздновалась по-особому.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма о том, как готовятся к приходу Пасхи.
ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА. (35м18с-38м18с)
- На Руси нет такой семьи, которая не отмечала бы этот праздник Пасхи. Я думаю, что и в вашей семье тщательно готовятся к приходу праздника: пекут куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. И сегодня мы с Вами будем готовиться к Пасхе: расписывать яйца в традициях народных промыслов.
- Какие вы знаете народные промыслы? (Гжель, городецкая роспись, хохломская роспись)
- Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки. Но самым интересным занятием было изготовление писанок.
На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.
Мы будем расписывать пасхальные яйца простой гуашью,
но не забывайте проявлять выдумку и фантазию. Помните! Яйцо - символ жизни и весны, вложите в его роспись любовь, доброту, нежность и красоту.
- Я предлагаю вам и нашим гостям расписать яйцо в натуральном виде или пасхальную открытку. (Работают 10 минут под музыку народную)
-Давайте украсим праздничный стол в нашей избе вашими писанками.
- В конце 19 века знаменитые мастера- ювелиры фирмы Карла Фаберже создавали пасхальные яйца для императорской семьи, всего было
создано 56 пасхальных яиц, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо. Посмотрите на эту коллекцию. (Презентация)
Учитель музыки:
- В старину было принято весело встречать праздник Пасхи; люди играли в различные игры, дарили друг другу пасхальные яйца, зазывали в гости.
- Какие пасхальные игры вы знаете? (Катание яиц, бой крашенками)
- В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры-пляски, веселые и задорные, под гармошку.
Давайте, поиграем. Игра «Передай платочек» - одна из традиционных русских игр. Будем передавать с поклоном платочек. У кого он останется, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать танец. А мы похлопаем. (ИГРА «Передача платочка» под русскую народную разнохарактерную музыку.)
- Настроение в игре было все время одинаковое или нет? (Да)
- Каким было настроение? (веселое, задорное, радостное)
-Если представить, что наша игра - это одно музыкальное произведение, то что можно сказать о форме его? (Игра в форме рондо).
-Совершенно верно. Рондо: рефрен - передача платочка, эпизоды - ваши танцевальные импровизации.
Учитель ОПК:
- Какие народные пасхальные приметы, пусть даже самые причудливые, вы знаете?
Приметы:
Для стариков. Старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Для старух. Старухи умывались с золота и серебра в надежде разбогатеть.
Девицы не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор - чтобы быть крепкими.
В первый день Пасхи примечали:
на Пасху небо ясное - к хорошему урожаю, на святой дождь - добрая рожь
на 2-й день Пасхи ясная погода - лето дождливое, если пасмурная - лето сухое.
Пасхальные верования
Пасхальное яйцо
-
помогает при тушении пожаров. Если праведный человек возьмет такое яйцо и 3 раза обежит вокруг горящего здания со словами «Христос воскрес!», то пожар утихнет, а затем и прекратится;
-
помогает в земледелии. Пасхальное яйцо во время молебна зарыть в зерно, потом выехать с этим зерном и яйцом в поле на посев, чтобы обеспечить урожай;
-
пшеницу и рожь, где была спрятана крашенка, хранили до посева;
-
впервые после зимы прежде, чем выгнать лошадей на пастбище, яичком «прокатывали» коня от гривы до хвоста, приговаривали: «Как яичко кругло и гладко, так лошадушка будь кругла и сыта».
Ученик 5 класса Микуляк Сергей:
- А у нас в семье на Пасху дедушка загадывает загадки.
Загадки :
-
На поле стожок - золотой вершок, около фигурки серебряные, маковка - позолоченная. /церковь/
-
Стоит столб от земли до неба, в этом столбе 12 горшков, в каждом горшке по дитенку. /колокольня/
3. Стоит столб, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев. /свеча/
4. Бык железный, хвост конопляный, коса до полу, голос до неба. /колокол/
5. Катится бочка, на ней ни сучочка. /яйцо/
Учитель музыки:
- На Пасху после храмового праздника в быту повсюду звучала музыка. Играли на разных русских народных инструментах. А какие знаете вы инструменты? (ложки, балалайка, гармошка, гусли)
Выходите, музыканты, поскорей!
В Святу Пасху нам сыграйте веселей.
(Русская народная песня «Пойду ль я»)
-Ребята, какой характер русской народной песни?
- Какая форма? (куплетная)
- Музыка танцевальная или песенная? (и танцевальная, и песенная)
УЧИТЕЛЬ ОПК:
- А сейчас, чтобы проверить ваши знания мы предлагаем вам сесть за компьютеры и ответить на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА
-
Что означает праздник Пасхи?
-
наступление весны;
-
воскресение Иисуса Христа;
-
вход господень в Иерусалим.
-
В какой день недели празднуется Пасха?
-
четверг;
-
суббота;
-
воскресенье.
-
Что является основными блюдами праздничного стола?
-
яйца, куличи, рыба;
-
яйца, пасха, куличи;
-
пасха, курица, куличи
-
Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?
-
холст;
-
камень;
-
ветки.
-
Каким было первое пасхальное яйцо?
-
красным;
-
желтым;
-
зеленым.
- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
УЧИТЕЛЬ ИЗО:
- Ребята, праздник пасхи светлый и радостный, с ним ассоциируется много хороших слов. И я предлагаю вам из представленных слов-осколков выбрать те, которые наиболее подходят для характеристики этого праздника. Правильно выбрав и сложив осколки - вы соберете пасхальное яйцо. Прошу выходить вас по очереди.
Игра «Собери яйцо».
Праздник Пасхи особенный, он несет выздоровление и сострадание, любовь и преданность, веселье и дружбу.
Как видите главное в празднике Пасхи добро и радость, которую принес в этот мир Иисус Христос.
Итог урока и релаксация:
- Когда наступит праздник пасхи в этом году? (В Воскресенье, 5 мая, наступит этот радостный праздник.)
- Какое у вас сейчас настроение? Поднимите карточку с вашим настроением.
Учитель ОПК:
- Что вы запомнили и узнали нового на уроке?
- Мы благодарим Вас за сотрудничество на сегодняшнем уроке. Желаем Вам отметить праздник Пасхи дома с вашей семьей в добре и любви друг к другу.
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ:
- Ребята, вы были молодцы.
- Мы благодарим вас за работу и дарим эти маленькие пасхальные сувениры, а вы, ребята, поблагодарите и поздравьте с наступающим праздником наших гостей.
-На этом наше занятие окончено, предлагаю выйти вам из класса под веселую, задорную музыку.
Урок окончен.
11