УМК МДК 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»




Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

_______________________________ Заместитель директора по

«____» ________________ учебной работе

Протокол № ___________ Л.Е.Забейда

Заведующая кафедрой «_____» _________ 20

_________ _____________

подпись ФИО





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ


ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ


ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

44.02.02. Преподавание в начальных классах









Составитель: Пономарева Е.Н., преподаватель ГБПОУ ПО

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»


г. Опочка, 2014 г.


Учебно-методический комплекс по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения ПМ, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535.


Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) входит в ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования

и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии с примерной программой и ФГОС СПО.

Учебно-методический комплекс по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.


СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

3

2. Образовательный маршрут

8

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

8

4. Глоссарий

15

  1. Тематика выпускных квалификационных работ

15

6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

6.1. Текущий контроль

6.2. Итоговый контроль по МДК

15

7. Информационное обеспечение дисциплины

18

  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!


Учебно-методический комплекс по МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом является частью профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования и создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине/МДК включает теоретический блок, перечень практических занятий и лабораторных работ, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Приступая к изучению нового учебного МДК, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия, используемые при изучении содержания МДК, приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и лабораторным работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая написание сообщений, бесед, рефератов, конспектов, разработку проектов, составление презентаций.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения МДК проводится экзамен. Экзамен сдается по билетам, вопросы к которому приведены в конце УМКД.

В результате освоения МДК Вы должны уметь:

- выделять средства музыкальной выразительности, жанры и формы в процессе слушания музыкальных произведений;

- составлять конспект наблюдения при посещении уроков и занятий по музыке в начальной школе;

- анализировать уроки и занятия по музыке в начальной школе;

- организовать прослушивание музыкального произведения детьми;

- разучить мелодию песни с детьми;

- составить и провести беседу о творчестве композитора и его произведениях, о жанрах музыки, о музыкальных инструментах;

- составить презентацию;

- играть на детских музыкальных инструментах;

- исполнять репертуар для младших школьников;

- пользоваться звукозаписями, ИКТ;

- дирижировать.

должны знать:

  • Особенности музыки как вида искусства;

  • Элементы музыкальной грамоты, музыкальную систему, звукоряд, музыкальный алфавит.;

  • Средства музыкальной выразительности;

  • Стили в музыке, жанры музыкального искусства и их классификацию;

  • Формы музыкального искусства;

  • Певческие голоса, названия музыкальных инструментов;

  • Особенности урока музыки;

  • Формы организации музыкальной деятельности во внеурочное время;

  • Методы музыкального воспитания;

  • Виды музыкальной деятельности младших школьников;

  • Упражнения для развития голоса и слуха;

  • Методику разучивания песни на уроке и вокально-хоровые навыки;

  • Приемы обучения игре на простейших детских музыкальных инструментов;

  • Этапы (стадии) организации восприятия музыкального произведения;

  • Приемы пластического интонирования;

  • Виды творческих заданий

  • Основные положения и принципы программ по музыке;

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):


Название ОК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания УД/МДК (показатели)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

личная заинтересованность студента, творческий подход к обучению профессии учителя;

активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

своевременность сдачи всех видов работ;

рациональность распределения времени на решение профессиональных задач

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях;


обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

самостоятельность в поиске, анализе и оценке информации;


соблюдение требований к оформлению разных видов работ, составлению списка литературы

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

оптимальность включения информационно-коммуникативных технологий в процесс выполнения заданий;


соблюдение требований к содержанию и оформлению электронных презентаций при их создании и представлении

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

соблюдение норм и правил речевого этикета, профессиональной этики;


диалогизм и терпимость в отношениях

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

эффективность применения логики фактов и убедительность аргументации в диалоге с детьми;

использование технологии деятельностного подхода, обеспечивающего успешность, мотивированность учащихся в учебной деятельности

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

соответствие самооценки и оценки профессионально-личностных качеств;


активность и инициативность участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках, трансляции педагогического опыта на научно-практических конференциях

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

соответствие методических материалов условиям обновления целей, содержания, смены технологий в профессиональной деятельности;


выполнение заданий с использованием новых технологий обучения, инноваций в педагогической деятельности

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса;


своевременность определения рисков, предугадывание опасных для жизни и здоровья ситуаций в педагогической деятельности.


ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

соответствие профессиональной деятельности требованиям и нормам правовой культуры (принципы, убеждения, поведение);

соответствие поведения и профессиональной деятельности локальным актам ОУ

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в т. ч. с применением полученных профессиональных знаний(для юношей)

выполнение требований к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам будущего защитника отечества в военно-патриотической работе

Содержание МДК направлено на формирование профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования

В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.


В таблице приведены профессиональные компетенции, на формирование которых направлено содержание МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом


Название ПК

Результат, который Вы должны получить после

изучения содержания дисциплины/МДК (показатели)

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки

соответствие планирования уроков музыки требованиям стандарта начального общего образования и программе обучения;

соответствие целей и задач возрастным и индивидуальным особенностям детей;


ПК 1.2. Проводить уроки

соблюдение требований к строению, содержанию, последовательности изложения материала в проведении уроков и внеклассных занятий по музыке;

грамотность и эмоциональность исполнения и разучивания репертуара с детьми в соответствии с методическими требованиями;

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

соответствие результатов обучения заявленным целям и задачам обучения;

объективность оценивания музыкальной деятельности детей;

ПК 1.4. Анализировать уроки


глубина и полнота проведения анализа уроков и внеклассных занятий по музыке в устной и письменной форме;

адекватность оценки и анализа, самооценки и самоанализа в проведении уроков музыки и внеклассных занятий;

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

соответствие разработанных конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке образовательному стандарту, виду образовательного учреждения, особенностям класса;

методическая грамотность, оригинальность, нестандартность в разработке конспектов уроков и внеклассных занятий по музыке

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду


оптимальность выбора необходимых дидактических материалов по музыке, грамотное и эстетичное оформление материалов для создания предметно-развивающей среды в кабинете начального обучения с учетом педагогических, гигиенических, специальных требований;

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ясность и аргументированность в оценке педагогического опыта;

обоснованность критики сложившихся шаблонов, неоправдавших себя и устаревших идей, выдвижение новых;

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

грамотность, полнота раскрытия темы, точность формулировок при написании отчетов, рефератов, выступлений;

соответствие оформления отчетов, рефератов, выступлений предъявляемым требованиям;

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

активность, заинтересованность в исследовательской и проектной деятельности;

точность подбора и использования разных диагностик в исследовательской деятельности

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.


  1. Образовательный маршрут по дисциплине/МДК


Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

лабораторные занятия

8

практические занятия

29

Точки рубежного контроля

6

Итоговая аттестация (дифференцированный зачет)

2



Желаем Вам удачи!


  1. СОДЕРЖАНИЕ МДК


  1. Краткое содержание теоретического материала программы.

МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом направлен на подготовку к преподаванию музыки в начальной школе. Весь курс посвящен изучению основ теории и методики музыкального воспитания.

Работа учителя начальных классов требует, чтобы он стал человеком образованным и имел в числе прочих также умения и навыки музыкально-исполнительской деятельности, необходимые в дальнейшем для развития духовного потенциала учащихся. Целью занятий по МДК 01.08. является развитие художественных сторон личности студента посредством знакомства с основами музыкального искусства в теоретическом и методическом аспектах.



На уроках и занятиях Вы узнаете об организации музыкального воспитания младших школьников, о видах музыкальной деятельности, о программах обучения музыке. Освоение методики невозможно без практических занятий, где потребуется личная инициатива и творческая самостоятельность от Вас.

Перед изучением МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Вы учились играть на музыкальном инструменте, изучили дисциплину индивидуальные занятия музыкой. Это Вам поможет более глубоко освоить данный МДК.


Раздел 1 Музыка как вид искусства


Тема 1.1 Музыка как вид искусства.

Искусство. Особенности музыки как вида искусства.

Тема 1.2 Элементы музыкальной грамоты.

Музыкальная система. Звукоряд. Музыкальный алфавит. Октавы. Нотная запись.

Тема 1.3 Средства музыкальной выразительности.

Темп. Тембр. Динамика. Метроритм. Ладогармонический склад.

Тема 1.4 Стиль в музыке. Жанры музыкального искусства. Классификация жанров.

Первичные жанры. Вторичные жанры. Камерные и концертные жанры. Вокальные и инструментальные жанры.

Тема 1.5 Формы музыкального искусства.

Период. Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма. Вариации. Рондо. Сонатная форма. Имитация. Канон. Фуга. Гомофонные и полифонические формы.

Тема 1.6. Исполнительство. Певческие голоса(бас, тенор, альт, сопрано), хор(смешанный, мужской, женский, детский). Музыкальные инструменты, оркестр симфонический, оркестр народный.

.

Раздел 2 . Формы и методы организации музыкальной деятельности в начальных классах


Тема 2.1 Музыкальное воспитание в начальных классах.

Музыкальная культура. Виды музыкальной деятельности. Содержание программ по музыке.

Тема 2.2 Урок - основная форма организации музыкальной деятельности.

Особенности урока музыки. Структура. Типы и виды уроков. Условия, способствующие эффективности проведения уроков музыки.

Тема 2.3 Методы организации музыкальной деятельности.

Общепедагогические и специфические методы. Метод музыкального обобщения. Метод эмоциональной драматургии. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Метод сопереживания.

Тема 2.4 Музыкальное воспитание во внеклассной работе. Планирование.

Музыкальные кружи.

Тема 2.5. Музыкальное занятие как основная форма внеклассной музыкальной работы. Особенности. Структура. Виды внеклассных занятий.

Тема 2.6. Досуг как форма организации музыкального воспитания детей. Организация праздников.



Раздел 3 . Виды музыкальной деятельности младших школьников

Тема 3.1. Разносторонняя музыкальная деятельность - важное условие музыкального развития школьников.

Тема 3.2. Система развития музыкальных способностей. Понятие «способности», общие и специальные способности. Структура музыкальности.

Тема 3.3. Виды детской музыкальной деятельности. Психолого - педагогическая характеристика музыкальной деятельности. Специфика.

Тема 3.4 Слушание музыки.

Определение и значение восприятия музыки. Этапы (стадии) восприятия. Приемы развития музыкального восприятия. Словарь эмоционально-образного содержания музыки.

Тема 3.5 Хоровое пение. Особенности детского голоса. Развитие вокально - хоровых навыков. Вокально-хоровые упражнения. Этапы и приемы работы над песней. Разучивание песни на уроке. Приемы обучения пению.

Тема 3.6 Виды детских музыкальных инструментов. Ударные шумовые музыкальные инструменты. Ударные мелодические музыкальные инструменты. Русские народные музыкальные инструменты. Приемы обучения игре на простейших музыкальных инструментах. Методика развития музыкальных способностей в процессе коллективной исполнительской деятельности.

Развитие ладового, ритмического чувства и чувства формы.

Тема 3.7. Музыкально-ритмические движения. Приемы использования движений на уроке. Пластическое интонирование. Приемы активизации музыкально-ритмической деятельности.

Тема 3.8. Творчество школьников в музыкальной деятельности. Творческие задания в разных видах музыкальной деятельности. Задания для развития ладового чувства, ритмического чувства, чувства формы. Импровизация.

Тема 3.9. Музыкально - образовательная деятельность и развитие детей. Роль знаний о музыке в музыкальном развитии школьников. Методы и приемы формирования знаний о музыке.


Раздел 4. Учебно-программное обеспечение по музыке в начальных классах

Тема 4.1. Музыкальное воспитание в России. История становления программ по музыкальному воспитанию детей младшего школьного возраста.

Тема 4.2 Основные положения и принципы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского

Концепция музыкального образования Д.Б. Кабалевского. Тематическое планирование. Музыкальный репертуар. Поурочное планировании.

Тема 4.3 Основные положения программы по музыке, разработанной под руководством Ю.Б. Алиева. Основная идея, задачи. Музыкальный репертуар. Музыкальная грамотность.

Тема 4.4. Анализ программы «Музыка», учебников и рабочих тетрадей, разработанных Е.Д Критской, Г.П. Сергеевой и Т.С. Шмагиной. УМК «Школа России» (под ред. А. Плешакова).

Тема 4.5. Анализ программы «Музыка», учебников и рабочих тетрадей, разработанных Усачевой В.О. и Школяр Л.В.УМК «Школа 2100»(научный руководитель - Л.Г. Петерсон),. УМК «Начальная школа XXI века»(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова).

Тема 4.6. Анализ программы «Музыка», учебников и рабочих тетрадей, разработанных Г.С. Ригиной. Развивающая система Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В.Нечаева).

Тема 4.3 Анализ программы «Путешествие в страну музыки», разработанной Б.С.Рачиной.


Раздел 5. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе

Тема 5.1 Организация стадий восприятия.

Подготовка к восприятию музыки. Подбор материала для проведения беседы. Подбор наглядности. Включение приемов активизации.

Тема 5.2 Упражнения для развития голоса и слуха.

Диапазон и регистры голосов. Основные свойства певческого звука. Развитие вокально-хоровых навыков. Упражнения на развитие дыхания, напевного звучания, отчетливой артикуляции.

Тема 5.3 Этапы работы над песней.

Последовательность разучивания песни. Определение трудностей в исполнении.

Тема 5.4 Дирижирование, руководство ансамблем, хором. Дирижирование в размере 2/4; 3/4;4/4. Показ приемов вступления и окончания. Подготовка учителя к разучиванию песни.

Тема 5.5 Озвучивание ритмической партитуры. Показ приемов игры. Разбор партий. Прослушивание аккомпанемента. Игра в ансамбле.

Тема 5.6 Приемы пластического интонирования.

Тема 5.7 Творческие задания. Творческие задания, направленные на развитие ладового, ритмического чувства, чувства формы.


  1. Лабораторные работы (темы, содержание)

лабораторной работы

Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

Тема 8.2.

Формы и методы организации музыкальной деятельности в начальных классах

1

Посещение внеклассного занятия по музыке с целью наблюдения и анализа целей, содержания и структуры.

2

Анализ и проверка дневников

2

Посещение урока музыки с целью наблюдения и анализа целей, методов, содержания и структуры.

2

Анализ и проверка дневников

Тема 8.3.

Виды музыкальной деятельности младших школьников

3

Посещение внеклассного занятия по музыке с целью наблюдения и анализа этапов разучивания песни.

2

Анализ и проверка дневников

4

Посещение урока музыки с целью наблюдения и анализа методики ознакомления с детской инструментальной классикой.

2

Анализ и проверка дневников


  1. Практические занятия (темы, содержание)

практического

занятия

Формы и методы контроля

Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

Тема 1.1. Музыка как вид искусства


1

Определение элементов музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, жанров, форм музыкальных произведений

1

Письменный опрос

Тема 8.2.

Формы и методы организации музыкальной деятельности в начальных классах

2

Составление сообщения о музыкальном произведении

2

Письменный опрос

Тема 8.3.

Виды музыкальной деятельности младших школьников

3

Методика ознакомления с детской инструментальной классикой.

2

Устный опрос, выполнение заданий

4

Методика разучивания песни с детьми

2

Устный опрос, выполнение заданий

5

Методика проведения бесед о творчестве детских композиторов-песенников.

2

Устный опрос, выполнение заданий

6

Методика проведения бесед о музыкальных инструментах

2

Устный опрос, выполнение заданий

7

Проведение занятий, посвященных танцевальным жанрам и балетному искусству.

2

Устный опрос, выполнение заданий

Тема 8.5.

Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе

8

Организация стадий восприятия.

2

Устный опрос, выполнение заданий

9

Упражнения для развития голоса и слуха.

2

Устный опрос, выполнение заданий

10

Этапы работы над песней.

2

Устный опрос, выполнение заданий

11

Дирижирование, руководство ансамблем, хором.

2

Устный опрос, выполнение заданий

12

Озвучивание ритмической партитуры.

2

Устный опрос, выполнение заданий

13

Приемы пластического интонирования.

2

Устный опрос, выполнение заданий

14

Творческие задания.

2

Устный опрос, выполнение заданий


  1. Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)

1. Написать высказывания о музыке, пословицы и поговорки о музыке и музыкантах.

Проверка тетрадей.

Методические рекомендации:

Найдите материал в литературе, Интернете. Запишите их в тетрадь.


2. Определять ноты скрипичного ключа в нотном тексте.

Проверка тетрадей.

Методические рекомендации:

Подберите мелодию одной песни. Запишите ее в тетрадь. Определите ноты и длительности в тексте.


3. Описать средства музыкальной выразительности в музыкальном произведении.

Проверка тетрадей.

Методические рекомендации:

Выберите одно из произведений из «Детского альбома», прослушайте его. Дайте ему эмоционально-образную характеристику. Охарактеризуйте средства музыкальном выразительности: темп, тембр, динамику, метроритм, ладогармонический склад.


4. Подобрать музыкальные произведения в определенном жанре и форме.

Проверка тетрадей.

Методические рекомендации:

Напишите список из 5 музыкальных произведений в одном жанре, указав их точное название и авторов. Послушайте их. Определите общие черты


5. Составить беседу о музыкальном произведении, композиторе, исполнителе, инструменте, подготовить к ней презентацию.

Проверка в электронном или распечатанном виде беседы и презентации.

Методические рекомендации:

Найдите материал в литературе, Интернете. Составьте беседу, включающую следующие сведения: история создания инструмента, устройство, выдающиеся исполнители, композиторы, которые сочиняли музыку для этого инструмента, биографические сведения о композиторе, его выдающиеся произведения, история создания отдельных произведений. Беседа предназначена для детей младшего школьного возраста, ее объем 1-2 страницы. Текст должен быть составлен очень понятно, доступно, логично, последовательно. См. изложение материала в «Энциклопедическом словаре юного музыканта».

К этой беседе подберите 8-10 слайдов и составьте из них презентацию. Презентация предназначена для детей начальной школы и не должна быть перенасыщена текстом. Включите в нее портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, текст, музыку, видеофрагменты.


6. Составить композицию движений под музыку.

Проверка тетрадей.

Методические рекомендации:

Найдите в методических пособиях или Интернете описание композиций движений под музыку. Подберите любой из танцев для детей. Послушайте музыкальное сопровождение. Составьте описание композиции движений под эту музыку.


7. Выучить упражнение для развития голоса и слуха.

Устный опрос.

Методические рекомендации:

Разберите нотный текст упражнения. Разучите его на музыкальном инструменте и голосом. Повторите многократно. Попробуйте исполнить без сопровождения на инструменте. Если не получилось, повторите еще раз с музыкальным инструментом.


8. Разучить мелодию песни на музыкальном инструменте.

Устный опрос.

Методические рекомендации:

Разберите нотный текст песни. Разучите песню (начинаю с припева, потом куплеты) на музыкальном инструменте и голосом. Повторите многократно. Попробуйте исполнить без сопровождения на инструменте. Если не получилось, повторите еще раз с музыкальным инструментом.


9.Разобрать ритмическую партитуру музыкального произведения.

Устный опрос.

Методические рекомендации:

Разберите нотный текст партии. Разучите на музыкальном инструменте, точно следуя ритму. Повторите многократно.


10. Написать реферат, посвященный творчеству одного из композиторов, исполнителей.

Проверка в распечатанном виде реферата.

Методические рекомендации:

Составляя реферат, включите в него несколько разделов:

  1. биографические сведения о музыканте;

  2. его достижения (победы в конкурсах, участие в фестивалях и т.п.)

  3. его лучшие произведения;

  4. впечатления публики от его музыки;

  5. сведения о его инструменте, технике игры на нем;

  6. ваши впечатления от прослушивания звукозаписей музыкальный произведений им написанных или сыгранных.

Реферат - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников. Основным отличием реферата является наличие мыслей самого автора, отражающих его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Реферат должен быть объемом 10-15 стр. Используйте разнообразную литературу, в том числе статьи из журналов «Музыка в школе», «Музыкальная жизнь», интернет-ресурсы. Учитывайте, что текст должен быть вами изложен грамотно, аргументировано, со ссылками на авторов.


  1. Разработать проект для начальной школы по музыке.

Защита проекта

Методические рекомендации:

Познакомьтесь с проектами в периодических изданиях, в Интернете для начальной школы. Изучите мнения детей по поводу их отношения к музыке, урокам музыки, кружкам, ТВ и радиопередачам, посвященным музыке. Обозначьте выявленные проблемы. Выберите одну проблему, сформулируйте ее как противоречие. Например, с одной стороны, мы хотим, чтобы наши дети знали русские народные инструменты и играли на них, а с другой стороны, их нет у наших детей. Таким образом, можно сформулировать проблему так: отсутствие русских народных инструментов приводит к утрате национальных культурных традиций. Сформулируйте примерную тему своего проекта, которая бы решала эту проблему.

Сформулируйте свою проблему и тему. Опишите содержание этапов работы над проектом и заполните таблицу №2 перед началом проекта и после его окончания.

Таблица 2. Этапы работы над проектом

Содержание этапа работы над проектом

Результаты работы над проектом на данном этапе

  1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» проблемы участниками проекта

(в чем заключается личностный смысл проблемы для участников проекта. Ответ на вопрос «Зачем?»)


  1. Целеполагание:

А) формулировка цели

(докажите, что достижение этой цели позволит решить проблему проекта)

Б) создание образа ожидаемого результата- проектного продукта

(докажите, что данный проектный продукт позволит достичь цели проекта)

В) формулирование названия (темы) проекта

(оно должно в краткой форме выражать проблему проекта. Формулировка темы должна иметь проблемный характер)

А)

Б)


В)

  1. Планирование

А) постановка задач, исходящих из цели (ответ на вопрос: «что делать?»)

Б) выбор способов работы (технологии)

(ответ на вопрос: «как делать?»)

В) определение последовательности предстоящих шагов и сроков (ответы на вопросы: «в какой последовательности делать?» и «когда делать?»)

А)

Б)

В)

  1. Реализация

(какие предположительно проблемы могут возникнуть у участников проекта, как их можно преодолеть, какая помощь понадобиться с вашей стороны)


  1. Рефлексия

(какую пользу принесла работа над проектом, какие выявлены ошибки, каковы перспективы работы, с какими трудностями столкнулись участники проекта)

Исходя из разработанного плана, продумайте задания для детей. Все это опишите в таблице. Смоделируйте воображаемую ситуацию с детьми по реализации этого проекта (если это возможно, то проведите проект на практике) и заполните таблицу до конца. Напишите отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной вами работе представьте по следующей схеме:

  1. Обоснование выбора проекта, его цели.

  2. Ожидаемые изменения в подготовленности детей после этого проекта.

  3. Обоснуйте выбор типа проекта, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  4. Опишите, как выявили проблему.

  5. Докажите, что достижение цели проекта решит исходную проблему.

  6. Опишите проектный продукт. Является ли данный проектный продукт оптимальным решением проблемы проекта?

  7. Опишите, как осуществлялось планирование, выполнялся график работы над проектом.

  8. Оцените деятельность в проекте всех участников, свое участие.

  9. Докажите обоснованность применения проектного метода в решении проблемы.

Форма контроля самостоятельной работы: проверка тетрадей, устный опрос, проверка реферата, проверка беседы, проверка презентации, устный опрос, защита проекта.



  1. ГЛОССАРИЙ

Музыка, искусство, интонация, темп, тембр, динамика, лад, ритм, песня, танец, марш, рондо, вариации, ария, опера, балет, симфония, альт, сопрано, бас, баритон, песня, маракас, бубен, треугольник, ксилофон, металлофон, румба, гомофонный и полифонический склад музыки, фортепиано, клавиатура, штрихи, аппликатура, скрипичный ключ, басовый ключ, октава, диез, бемоль, бекар, ритм, метр, длительность звука, пауза, реприза, интервал, аккорд, forte, piano, mezzo, diminuendo, crescendo, мелизм, реприза, дирижирование, импровизация, мелодия, аккомпанемент, ансамбль, гамма, арпеджио, этюд, пьеса, метод, прием, средство, показ, содержание урока, структура урока, восприятие, композитор, исполнитель, слушатель, куплетная форма, полька, вальс, кадриль, краковяк, менуэт, сарабанда, классическая музыка, эстрадная музыка, джаз.


  1. ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ


  1. Музыкальные сказки как средство знакомства младших школьников с миром музыки.

  2. Методика подготовки и проведения музыкальных праздников в начальной школе.

  3. Значение музыкального восприятия в усвоении практических навыков пения, движения, музицирования.

  4. Творческие задания по музыке для младших классов.

  5. Особенности организации внеклассной музыкальной деятельности младших школьников.

  6. Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

МДК


  1. Текущий контроль


Перечень точек

рубежного контроля


Охват тем

разделы

Форма контроля

5 семестр 5 урок

1.1 Музыка как вид искусства


Тестирование

5 семестр 10 урок

1.1 Музыка как вид искусства


Специальные контрольные задания

Музыкальная викторина


5 семестр 28 урок

1.2 Формы и методы организации музыкальной деятельности в начальных классах


Письменный опрос

6 семестр 40 урок

1.3. Виды детской музыкальной деятельности

Специальные контрольные задания

Исполнение репертуара из программы начальной школы

7 семестр 75 урок

1.4.Учебно-программное обеспечение по музыке в начальных классах

Тестирование

7 семестр 90 урок

8.5 Практикум по методике музыкального воспитания

Специальные контрольные задания

Исполнение и разучивание вокальных упражнений, дирижирование, составление ритмической партитуры, композиции движений



  1. Итоговый контроль по МДК


Вопросы и задания к дифференцированному зачету.


  1. Цель и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

  2. Формы массовой и кружковой работы в организации внек­лассных музыкальных занятий.

  3. Музыкальное занятие - форма внеклассной работы в начальной школе. Виды музыкальных занятий.

  4. Урок - основная форма организации музыкальной деятельности.

  5. Развитие музыкальных способностей на примере организации

и проведения музыкально - дидактических игр.

  1. Виды музыкальной деятельности младших школьников.

  2. Восприятие музыки. Организация стадий восприятия.

  3. Методика ознакомления с инструментальной классикой (на примере знакомства с циклом «Детский альбом» П. Чайковского).

  4. Методика ознакомления с инструментальной классикой (на примере знакомства с пьесами «Утро», «Вечер» С. Прокофьева).

  5. Методика ознакомления с инструментальной классикой (на примере знакомства с произведением «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига).

  6. Хоровое пение. Методика разучивания народной песни с детьми.

  7. Методика проведения бесед о творчестве детских композиторов-песенников.

  8. Организация беседы, разучивание и анализ песни из репертуара для начальной школы.

  9. Хоровое пение. Упражнения для развития голоса и слуха.

  10. Хоровое пение. Этапы работы над песней.

  11. Исполнительство. Виды детских музыкальных инструментов.

  12. Методика проведения бесед о музыкальных инструментах.

  13. Музыцирование. Озвучивание ритмической партитуры на примере русской народной песни « На горе-то калина».

  14. Исполнительство. Музыкально-ритмические движения.

  15. Методика разучивания ритмических движений. Приемы пластического интонирования.

  16. Сформулируйте задачи, составьте структуру, определите методы и проанализируйте содержание урока музыки из программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского.

  17. Сформулируйте задачи, определите структуру, методы и проанализируйте содержание внеклассного мероприятия «Музыкальный альбом».

  18. Особенности программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского.

  19. Особенности программы по музыке, разработанной под руководством Ю.Б. Алиева.

  20. Учебники и рабочие тетради по музыке как средства обуче­ния школьников.


  1. 7. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МДК


Основные источники


  1. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 272 с.

  2. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 368 с.

  3. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 128 с.

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 416 с.

Дополнительные источники


  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 336 с.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.- 336 с.

  3. Давыдова М.А. Уроки музыки:1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010.- 250 с.

  4. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций отечественного музыкального образования: история и современность.- Методическое пособие для учителей музыки/ Авторы-составители: С.М. Едунов, Г.А. Праслова.- СПб.- Издательство СПбГУПМ, 2010.- 140 с.

  5. Музыка.2 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др. / Под науч. руководством Д.Б. Кабалевского/ Авт.-сост. Т.С. Максимова.- Волгоград: учитель, 2006.-170 с.

  6. Музыка.3 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др. / Под науч. руководством Д.Б. Кабалевского/ Авт.-сост. Т.С. Максимова.- Волгоград: учитель, 2006.- 153 с.

  7. Музыка.4 класс: Поурочные планы (по программе Э.Б. Абдуллина и др. / Под науч. руководством Д.Б. Кабалевского/ Авт.-сост. Т.С. Максимова.- Волгоград: учитель, 2006.- 142 с.

Периодические издания:

  1. «Начальная школа» (2008-2013гг.)

  2. «Начальная школа плюс До и после» (2008-2013гг.)

  3. «Музыка в школе» (2008-2013гг.)

Интернет-ресурсы:

  1. ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml республиканский портал «Профессиональное образование».

  2. metodsovet.su/dir/musik/ Методический портал.

  3. orpheusmusik.ru Культурно-образовательный портал.


По состоянию на 01.02.2015г.





© 2010-2022