Конспект урока по теме Что за прелесть эти сказки

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок музыки

в 5 классе по теме:

«Что за прелесть эти сказки!»

Подготовлен и проведен. Учителем музыки высшей категории МАОУ лицея №5 города Ставрополя Филиновой И.А.



Урок разработан в рамках программы по музыке для общеобразовательных учебных заведений:

Музыка . Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева 2012г. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Место данного урока в системе указанной выше программы:

5 класс 2 четверть 3 урок (20 ноября 2015г.)

Цели урока:

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной "слушательской" культуры

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Музыкальный материал: Н.Римский -Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"; Мир, в котором мы живем» вокально-хоровая работа.

Наглядный материал: музыкальные инструменты - треугольник, бубенцы .

На учебной доске: тема, эпиграф урока, портреты композитора Римского -Корсакова , поэта А.С.Пушкина, иллюстрации к сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане», карточки с эскизами сказки (3 чуда)

Литературный материал: "У Лукоморья" А.С.Пушкин; Фрагменты из "Сказки о царе Салтане".

Ход урока

I. Вход в кабинет: "Мир, в котором мы живем"

Приветствие.

Рада я видеть сегодня всех вас,

Рада я видеть все умные лица,

К музыке в гости пришли вы сейчас.

Сказка чудесная здесь состоится.

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: "Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?" (вопрос прописан на учебной доске)

- Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Произнести (с подсказками детей)

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

- Любите ли Вы сказки?

- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные - в которых музыка также является главным действующим героем. Итак, давайте вместе произнесем мелодично волшебные слова, которые откроют перед нами сказочный мир: "крибли, крабли, бумс".

Произносим

- Если бы эти слова произносили музыкальные инструменты, то какие бы это были инструменты на Ваш взгляд? (волшебные...колокольчики, треугольник, арфа и т.д.)

Произносим с помощью музыкальных инструментов (открывается учебная доска).

II. Итак, тема нашего урока звучит так: "Что за прелесть эти сказки!"

- Кто является автором этого сказочного высказывания? (А.С.Пушкин)

- В доме Пушкиных часто проходили музыкально - литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов - сказочников, таких как: П.Чайковского, Н.Римского - Корсакова, А.Бородина.

- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?

На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ и сама музыка к сказкам А.Пушкина.

Звучит увертюра к опере «Сказка о царе Салтане"

3. Анализ оперы.

Что такое увертюра?

Запись в тетради: увертюра- это вступление к опере, начало.

Какие инструменты симфонического оркестра вы узнали?

анализ отрывка.

Учитель: В этой опере много волшебного, как и в сказке. Давайте вспомним сказку, какое волшебство вы помните.

(белочка)

Бека песенки поет , да орешки все грызет

Слушаем 1 чудо.

- какие средства использовал композитор, чтобы передать маленькую волшебную белочку? (инструменты, ритм, мелодия),(запись терминов в тетради)

-В чешуе, как жар горя 33 богатыря?

-О ком говорит Пушкин?

Посмотрите, как Римский -Корсаков изобразил этих богатырей.

Слушаем 2 чудо.

-Опишите, ребята, музыку отрывка (много духовых, трубы. Рисуют картину моря и сильных богатырей)

-Последнее чудо в этой опере-это царевна-лебедь.

Слушаем 3 чудо.

Ответы ребят о прослушанном отрывке.

-Какой отрывок вам понравился.

Карточки с эскизами и карандаши. Выбрать ребятам понравившуюся карточку и раскрасить.(звучит фоном еще раз увертюра)



IV. Анализ работ и музыки

- Чему учит сказка?

- Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: "Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок" (учитель произносит выражение с помощью ребят)

V.Вокально-хоровая работа .

Р.К. Распевка «Ставропольский край»

разучивание песни «Мир , в котором мы живем»

работа над дикцией.

Итог урока.

VI. Обобщение

- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?

- Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?

- Что они дают друг другу?

Пожелание учителя.

Выход из кабинета: "В мире много сказок" (со словами)



© 2010-2022