Методическая работа Применение инновационных технологий

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДМШ № 22 Приволжского района г.Казани










Применение инновационных технологий на уроках эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей









Преподаватель эстрадного вокала,

Зарипова Елена Владимировна








Применение инновационных технологий на уроках эстрадного вокала в условиях дополнительного образования детей.


Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию.

Проблема качества образования затрагивает содержание и музыкального образования, которое должно обязательно отслеживаться мониторинговыми процедурами, а также затрагивает музыкально - педагогический процесс, обеспечивающий ребёнку прохождение оптимального пути овладения знаниями.

Музыкальное образование нуждается в переоценке целей, методов, форм обучения и воспитания.Очевидна актуальность поиска инновационных технологий в области музыкального образования, обеспечивающих развитие целостной личности каждого ребёнка и качество его музыкального образования.

Инновационный прпоцесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом, под инновационным прцессом понимается комплексная деятельность по созданию ( рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В инновациях нуждаются все области музыкальных направлений, в том числе и одно из самых современных и «молодых» видов музыкального искусства - эстрадный вокал.

Пение - основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос-инструмент общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального искусства.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём её богатстве её форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении: «Голос», « Детский Голос», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское Евровидение» и т.д. По результатам таких мероприятий и, по мнению специалистов в этом направлении, стало очевидным, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.

Популяризация детского эстрадного вокала и достижение таких высоких результатов стало возможным благодаря применению различных инновационных технологий в области эстрадного вокала.

Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в разработке программ и методик по эстрадному направлению. И это неслучайно, т.к. эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта. Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от слияния народного и академического пения. Несмотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе голосового аппарата включены упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:

  • - дыхательной гимнастики индийских йогов,

  • - дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

  • - фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,

  • - методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.

  • -методики педагога - вокалиста Украины- Ирины Цукановой.

Перечисленные методики, применяемые на занятиях по эстрадному вокалу, являются инновационными, т.к. позволяют по-новому приобретать и развивать навыки эстрадного исполнительства.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приемами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов. На первом этапе осуществляется постановка голоса, причем это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). Далее происходит освоение подходящих для конкретного человека приемов эстрадного вокала. И, наконец, на последнем этапе осуществляется самое важное и в то же время самое сложное - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом. Надо отметить, что правильная постановка голоса является очень значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать, при правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно.

Вокал, кроме всего прочего, это ведь еще и просто хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм. Что касается профессионального пения, то это, прежде всего, тяжелый и упорный труд, сравнимый с работой профессионального спортсмена.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в практически любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок. Можно ли научиться петь? Конечно, есть люди, которых бог наделил природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту категорию? Нужно «идти» в этом направлении, набраться терпения и усиленно заниматься. Существует множество упражнений, которые укрепят певческое дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз "найди свой голос".

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата

Стоит отметить, что настоящей инновацией является обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни - его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.

Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо изучать, т.е. «снимать» чужие «фишки» и нюансы. Но, делать это надо адаптировано под свой голос. Это очень важно, т.к. в эстрадном пении ценится именно индивидуальность, открытие новых музыкальных «ниш», способность воздействовать на слушателя своей «энергетикой», легко узнаваемой манерой исполнения. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен быть девиз "найди свой голос".

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основе разработки инновационных технологий:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

подхода.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов:

- постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач;

- отбором высокохудожественных произведений отечественной и зарубежной классики;

- произведений местных, национальных композиторов;

- разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;

- учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Одним из основных принципов инновационных технологий является ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧЕНИКУ.

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.

Ещё одним важным принципом является ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» - голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.

Поэтому следующим важным принципом является ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.

Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения.

Академические и народные певцы поют в рамках «канона, определённых музыкальных правил и законов». Отклоняться от них не принято. Задача эстрадного исполнителя-поиск своей оригинальной манеры, характерной, узнаваемой.

Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлённая речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.

Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком).

Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

Далее будут изложены различные приёмы и упражнения, которые ПОЗВОЛЯТ ПОДГОТОВИТЬ ГОЛОС К ИСПОЛНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, которые будут полезны и применимы в работе не только со взрослыми, но и с детьми разного возраста и подростками, а также помогут развить все необходимые качества исполнения.

В настоящее время спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому сегодня существует большое количество вокальных студий, школ и клубов. Определиться и выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно трудно. Примечательно, что когда человек поет, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди, поэтому даже опытный вокалист не всегда может самостоятельно изучить и исправить свои ошибки. Для этого так важно участие профессионального педагога, который подскажет в нужный момент и укажет на ошибки. Огромное значение, конечно, имеет опыт и профессионализм преподавателя по вокалу. Дело в том, что неправильные занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует только под руководством опытного педагога. Также стоит сказать о том, что обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько уроков практически невозможно. Поэтому желающие взять уроки вокала должны быть готовы к трудной и кропотливой работе, которая, в конце концов, будет вознаграждена.




















© 2010-2022