Рабочая программа по музыке 3 класс

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Багаевский район. х.Ёлкин



Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Ёлкинская средняя общеобразовательная школа.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елкинской СОШ

Приказ от 1 сентября 2014 г № 32

______________ Крамаренко Е.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

3 класс

основного общего образования

Количество часов план - 3А- 34 часа

3Б - 34 часа

факт - 3А - 34 часа

3Б - 33 часа

Учитель Понамаренко Надежда Юрьевна







Программа разработана на основе

Рабочей программы Музыка. 3 класс:

Система уроков по учебнику Т.И. Науменко,

В.В.Аллеев. Издательство «Учитель» 2013г

РАЗДЕЛ 1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (статья 48) №273-ФЗ от 29.12.2012 года.

  2. Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвёрждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.09 г. № 373

  3. Государственная программа «Музыка» 1-4 классы ( Авторы: В.В. Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак)

  4. Приказ минобразования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 - 2015 учебный год»

  5. Учебный план МБОУ Елкинской СОШ на 2014-2015 учебный год.

  6. Положение МБОУ Елкинской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

  7. Образовательная программа общего образования МБОУ Елкинской СОШ

Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д.Б.Кабалевского. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации ( Москва 2012 г).

Цель предмета «Музыка» заключается в формировании основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят

в следующем:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность к музыкальным переживаниям;

  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

РАЗДЕЛ 2

Общая характеристика учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей)

Главная тема 3 класса - « О чём рассказывает музыка»- обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего. Здесь акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (трёхчастная, вариации, рондо).

Содержание программы базируется на нравственно- эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства( фольклор, духовная музыка, « золотой фонд» классической музыки) и их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

РАЗДЕЛ 3

Место учебного предмета, курса,

дисциплины (модуля) в учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе начального общего образования в 3 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; основная образовательная программа общего образования МБОУ Елкинской СОШ; учебный план МБОУ Елкинской СОШ на 2014-2015 уч. год. отводит 34 часа в год ( 1 час в неделю).

Настоящая программа рассчитана на 34 часа.

В соответствии с календарным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2014-2015 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2014-2015 учебном году

( 23.02,09.03,01.05,02.05,09.05.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа по музыке

во 3 классе в 2014-2015 уч.году будет реализована в объёме для 3А - 34 часа, 3Б - 33 часа

Количество часов в I четверти - 9

Количество часов во II четверти - 7.

Количество часов в III четверти - 11.

Количество часов в IV четверти - 7.

Последовательность изучения тем.

Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»

Картины природы в музыке.

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

В сказочной стране гномов.

Многообразие в единстве: вариации.

«Дела давно минувших дней...».

«Там русский дух... там Русью пахнет!».

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...».

Бег по кругу: рондо.

Какими бывают музыкальные интонации.

Знаки препинания в музыке.

«Мороз и солнце; день чудесный!..».

«Рождество Твое, Христе Боже наш...».

Колокольные звоны на Руси.

Музыка в храме. М. И. Глинка - основоположник русской классической музыки.

Что такое патриотизм.

Русский национальный герой Иван Сусанин. Прощай, Масленица!

Музыкальная имитация.

Композиторы детям.

Картины, изображающие музыкальные инструменты.

«Жизненные правила для музыкантов»

Р. Шумана. Струнные смычковые инструменты.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Вечная память героям.

День Победы.

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

Выдающиеся музыканты-исполнители.

Концертные залы мира.


РАЗДЕЛ 4

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

.

№ п/п

Раздел

кол-во час

Практические творческие работы

1

Картины природы в музыке.

2

2

0

2

Разнообразие музыкальных форм. В сказочной стране гномов

2

2

0

3

«Дела давно минувших дней…»

5

5

Музыкальная викторина

4

Какими бывают музыкальные интонации

3

3

Выполнение проблемно-творческих заданий.

5

Знаки препинания в музыке

1

1

0

6

«Мороз и солнце, день чудесный…»

3

3

0

7

Колокольные звоны на Руси

2

2

Самостоятельная работа по теме раздела.

8

М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

3

3

Музыкальная викторина

9

Прощай, Масленица!

3

3

Инсценирование.

10

Композиторы детям

1

1

0

11

Картины, изображающие музыкальные инструменты

2

2

Определение муз. инструментов по слуху.

12

Струнные смычковые инструменты

3

2

0

13

Вечная память героям. День Победы

1

1

0

14

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

3

3

Тест за второе полугодие.


РАЗДЕЛ 5

Тематическое планирование.

№ п/п

Раздел

Кол. Час.

Базовый и повышенный уровни образования

УУД

1

Картины природы в музыке.

2

2

Узнают, в каких произведениях выражены образы природы. Получат возможность научиться определять лад исполняемой песни.

Р: Самостоятельно выражать своё эмоциональное отношение к искусству.

П: различать звучание муз.инструментов, использованных в мелодиях

К: Интонационно исполнять сочинения разных жанров.

2

Разнообразие музыкальных форм. В сказочной стране гномов

2

2

Узнают музыкальную форму. Из каких муз. средств складывается. Получат возможность научиться определять муз. форму на слух, исполнять песни используя театрализацию.

Р:Самостоятельно выражать эмоциональное отношение к муз. произведениям.

П: Различать аккомпанемент мелодии.

К: Выполнить творческое задание.

Л:оценивают результаты деятельности

3

«Дела давно минувших дней…»

5

5

Узнают устное народное творчество, эпические произведения и композиторов. Получат возможность научиться определять характер произведения, темп, инструментальную окраску.

Р:Знать песни о героических событиях истории Отечества.

П: Познать выразительность музыкальной и поэтической речи.

К:Исполнение фрагментов из оперы.

Л:Интонационно осмысленно исполнять песни о героических событиях.

4

Какими бывают музыкальные интонации

3

3

Узнают какие бывают муз. интонации. Средства выразительности, определяющие интонации. Получат возможность научиться стучать ритмический рисунок.

Р: Самостоятельно определять музыкальные интонации.

П: самостоятельно проследить и сравнить музыкальный язык композиторов.

К: Исполнение главных мелодий произведений.

Л:Различать формы композиции и особенности муз. языка.

5

Знаки препинания в музыке

1

1

Узнают длительности пауз. Получат возможность научиться читать их.

Р: Самостоятельно определять длительность паузы в музыке.

П: самостоятельно называть паузы.

К: выполнение творческого задания.

Л: оценивают результаты деятельности.

6

«Мороз и солнце, день чудесный…»

3

3

Узнают изобразительность муз. картин, традиции празднования праздника. Получат возможность научиться исполнять мелодию с правильными интонациями.

Л: оценивают результаты деятельности.

К: осваивают диалоговую форму общения.

П: Формулируют ответы на вопросы, строят рассуждения.

Р: выбирают средства реализации поставленных целей и применяют их на практике.

7

Колокольные звоны на Руси

2

2

Узнают определение набата, перезвона. характер и напевность духовной музыки. Получат возможность научиться различать колокольный звон, петь двухголосье.

Р: Самостоятельно ориентироваться в Православных праздниках.

П: иметь представление о песнопении, религиозных праздниках, богослужении и молитвах .

К: исполнять песни .

Л: Ценить и уважать православные традиции.

8

М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

3

3

Узнают основные события биографии, произведения композитора. Получат возможность научиться исполнить патриотическую песню торжественно, величественно.

Р: Самостоятельно

определять муз. темы главных героев.

П: называть и объяснять основные термины оперы.

К: интонационно узнавать образы героев.

Л: Развивать ассоциативную связь музыки и художественного произведения.

9

Прощай, Масленица!

3

3

Узнают элементы обряда празднования. Получат возможность научиться исполнять песню с танцевальными движениями в сопровождении муз. инструментов.

Р: Самостоятельно сравнивать взаимосвязь музыки и художественного произведения.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: разучивание масленичных песен.

Л: Хранить традиции русского народа.

10

Композиторы детям

1

1

Узнают ,какие композиторы писали детскую музыку. Получат возможность научиться определять средства выразительности.

Р: Самостоятельно различать музыкальную речь разных композиторов.

П: определять особенности построения формы муз. сочинений.

К: исполнение песен.

Л:Исполнять муз. сочинения разных жанров и стилей.

11

Картины, изображающие музыкальные инструменты

2

2

Узнают название картин , и инструментов. Получат возможность научиться охарактеризовать тембр инструмента.

Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать тембры муз.инструментов.

Коммуникативные: понимать смысл терминов.

12

Струнные смычковые инструменты

3

2

Узнают группы инструментов, характерную тембровую окраску. Получат возможность научиться рассказать о муз. образах сказки.

Р: самостоятельно определять тембр муз. инструмента.

П : высказывать свое мнение о возможностях инструмента.

К: разучивание и исполнение песни.

13

Вечная память героям. День Победы

1

1

Узнают песни военных лет. Получат возможность научиться их исполнять.

Р:самостоятельно рассуждать о жанровых особенностях музыки военных лет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:творческое задание.

Л: Гордиться подвигом своего народа.

14

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

3

3

Получат возможность научиться исполнять песню с ритмическими движениями и элементами театрализации.

Р:Самостоятельно ориентироваться в терминах.

П: различать жанры музыки.

К: выполнить творческое задание.

Л:Гордиться полученными музыкальными знаниями.



Раздел 6

Календарно- тематическое планирование 3А класс

№ п/п

Дата

Тема

кол-во час

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату


План

Факт

Картины природы в музыке.

2



1

3.09


Картины природы в музыке.

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятии «прелюдия».

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер.

2



10.09


Может ли музыка «нарисовать» портрет?

1

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Узнают о понятиях: звукоподражание, музыкальный портрет.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.




Разнообразие музыкальных форм.

2



3

17.09


В сказочной стране гномов

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают о понятиях: контраст, трёхчастная форма.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

4

24.09


Многообразие в единстве: вариации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают о понятиях: тема, вариации.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер.




«Дела давно минувших дней…»

5



5

1.10


«Дела давно минувших дней…»

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятии ария.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

6

8.10


«Там русский дух… там Русью пахнет!»

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятиях: устное народное творчество, былины, эпическое произведение.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества.

7

15.10


«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

1

Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения.

Узнают понятие: кантата.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности

8

22.10


Бег по кругу: рондо

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают понятия: рондо, рефрен, эпизод.

Получат возможность научиться давать вербальную характеристику прослушанного произведения; воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении.

9

29.10


Бег по кругу: рондо

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают понятия: рондо, рефрен, эпизод.

Получат возможность научиться определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции.




Какими бывают музыкальные интонации

3



10

12.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают понятия: драматическое произведение; музыкальные интонации мужественные, решительные, волевые; пунктирный ритм.

Получат возможность научиться сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

11

19.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Проявлять оригинальность при решении творческой задачи; нахождение ошибок в работе и их исправление.

Узнают понятия: лирическое произведение; музыкальные интонации светлые, спокойные, возвышенные, благородные.

Получат возможность научиться выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; воплощать собственные эмоциональные состояния.

12

26.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают понятия: остинато; музыкальные интонации убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые.

Получат возможность научиться сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.




Знаки препинания в музыке

1



13

3.12


Знаки препинания в музыке

1

Выявление с помощью сравнении я отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают понятия: паузы, фермата; понимать как они влияют на характер произведения.

Получат возможность научиться сравнивать нотные и поэтические тексты в связи с применением в них знаков препинания.




«Мороз и солнце, день чудесный…»

3


14

10.12


«Мороз и солнце, день чудесный…»

1

Элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают понятия: пейзаж в музыке, цикл.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

15

17.12


«Рождество Твоё, Христе Боже наш…»

1

Сопоставлять, элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают рождественские песни: колядки, щедровки, авсеньки, таусеньки.

Получат возможность научиться сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки; разыгрывать народные песни.

16

24.12


«Рождество Твоё, Христе Боже наш…»

1

Сопоставлять, элементарное обоснование высказанного суждения.

Получат возможность научиться сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки; разыгрывать народные песни.




Колокольные звоны на Руси

2


17

14.01


Колокольные звоны на Руси

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают о значении колокольного звона на Руси; связь колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека; канон.

Получат возможность научиться применять полученные знания в творческой деятельности.

18

21.01


Музыка в храме

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают главные правила церковного пения; понятия кант, аккорд.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке.




М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

3



19

28.01


М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

1

Участвовать в диалоге.

Узнают имя выдающегося отечественного композитора М.И. Глинка; понятия народная музыка, церковная музыка, светская музыка; классика, классический.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.

20

4.02


Что такое патриотизм?

1

Участвовать в диалоге.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.

21

11.02


Русский национальный герой Иван Сусанин

1

Элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают о значении слова «патриотизм».

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.




Прощай, Масленица!

3



22

18.02


Прощай, Масленица!

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края.

Получат возможность научиться передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.

23

25.02


Музыкальная имитация

1

Участие в диалоге.

Узнают понятия имитация, фуга.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

24

4.03


Музыкальная имитация

1

Участие в диалоге.

Узнают понятия имитация, фуга.

Получат возможность научиться применять полученные знания в творческой деятельности.




Композиторы детям

1



25

11.03


Композиторы детям

1

Использование простейших логических выражений; элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают ,какие композиторы писали музыкальные произведения для детей.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.




Картины, изображающие музыкальные инструменты

2

26

18.03


Картины, изображающие музыкальные инструменты

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения.

Узнают названия инструментов лютня, виола да гамба, гитара; понятия «бард», «бардовская песня».

Получат возможность научиться выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями живописи.

27

25.03


«жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана

1

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Узнают «жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Получат возможность научиться применять их в своей деятельности.




Струнные смычковые инструменты

3

28

8.04


Струнные смычковые инструменты

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса; понятие ансамбль.

Получат возможность научиться сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

29

15.04


С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают деревянные духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот; медные духовые инструменты - валторна.

Получат возможность научиться сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

30

22.04


С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают ударные инструменты - большой барабан, литавры.

Получат возможность научиться сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.




Вечная память героям. День Победы

1



31

29.04


Вечная память героям. День Победы

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества; выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.




Легко ли быть музыкальным исполнителем?

3



32

6.05


Легко ли быть музыкальным исполнителем?

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Получат возможность научиться передавать настроение музыки и его изменение; использовать приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

33

13.05


Выдающиеся музыканты- исполнители

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают выдающихся музыкантов-исполнителей С. Рихтера, Д. Ойстраха, И. Козловского.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

34

20.05


Концертные залы мира

1

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Узнают названия изученных произведений и их авторов.

Получат возможность научиться узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их

авторов.

Раздел 6

Календарно- тематическое планирование 3Б класс

№ п/п

Дата

Тема

кол-во час

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату


План

Факт

Картины природы в музыке.

2



1

5.09


Картины природы в музыке.

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятии «прелюдия».

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер.

2

12.09


Может ли музыка «нарисовать» портрет?

1

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Узнают о понятиях: звукоподражание, музыкальный портрет.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.




Разнообразие музыкальных форм.

2



3

19.09


В сказочной стране гномов

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают о понятиях: контраст, трёхчастная форма.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

4

26.09


Многообразие в единстве: вариации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают о понятиях: тема, вариации.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер.







«Дела давно минувших дней…»




5



5

3.10


«Дела давно минувших дней…»

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятии ария.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

6

10.10


«Там русский дух… там Русью пахнет!»

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают о понятиях: устное народное творчество, былины, эпическое произведение.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества.

7

17.10


«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

1

Выявлять с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения.

Узнают понятие: кантата.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества; определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности

8

24.10


Бег по кругу: рондо

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают понятия: рондо, рефрен, эпизод.

Получат возможность научиться давать вербальную характеристику прослушанного произведения; воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении.

9

31.10


Бег по кругу: рондо

1

Договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Узнают понятия: рондо, рефрен, эпизод.

Получат возможность научиться определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции.





Какими бывают музыкальные интонации



3



10

14.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают понятия: драматическое произведение; музыкальные интонации мужественные, решительные, волевые; пунктирный ритм.

Получат возможность научиться сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

11

21.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Проявлять оригинальность при решении творческой задачи; нахождение ошибок в работе и их исправление.

Узнают понятия: лирическое произведение; музыкальные интонации светлые, спокойные, возвышенные, благородные.

Получат возможность научиться выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; воплощать собственные эмоциональные состояния.

12

28.11


Какими бывают музыкальные интонации

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают понятия: остинато; музыкальные интонации убаюкивающие, тихие, нежные, неторопливые.

Получат возможность научиться сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.




Знаки препинания в музыке

1



13

5.12


Знаки препинания в музыке

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают понятия: паузы, фермата;

Получат возможность научиться сравнивать нотные и поэтические тексты в связи с применением в них знаков препинания.




«Мороз и солнце, день чудесный…»

3


14

12.12


«Мороз и солнце, день чудесный…»

1

Элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают понятия: пейзаж в музыке, цикл.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

15

19.12


«Рождество Твоё, Христе Боже наш…»

1

Сопоставлять, элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают рождественские песни: колядки, щедровки, авсеньки, таусеньки.

Получат возможность научиться сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки; разыгрывать народные песни.

16

26.12


«Рождество Твоё, Христе Боже наш…»

1

Сопоставлять, элементарное обоснование высказанного суждения.

Получат возможность научиться сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки; разыгрывать народные песни.




Колокольные звоны на Руси

2


17

9.01


Колокольные звоны на Руси

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают о значении колокольного звона на Руси; связь колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека; канон.

Получат возможность научиться применять полученные знания в творческой деятельности.

18

16.01


Музыка в храме

1

Анализ результатов сравнения.

Узнают главные правила церковного пения; понятия кант, аккорд.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке.




М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

3



19

23.01


М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки

1

Участвовать в диалоге.

Узнают имя выдающегося отечественного композитора М.И. Глинка; понятия народная музыка, церковная музыка, светская музыка; классика, классический.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.

20

30.01


Что такое патриотизм?

1

Участвовать в диалоге.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.

21

6.02


Русский национальный герой Иван Сусанин

1

Элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают о значении слова «патриотизм».

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, основные интонации.




Прощай, Масленица!

3



22

13.02


Прощай, Масленица!

1

Уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Узнают образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края.

Получат возможность научиться передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.

23

20.02


Музыкальная имитация

1

Участие в диалоге.

Узнают понятия имитация, фуга.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

24

27.02


Музыкальная имитация

1

Участие в диалоге.

Узнают понятия имитация, фуга.

Получат возможность научиться применять полученные знания в творческой деятельности.




Композиторы детям

1



25

6.03


Композиторы детям

1

Использование простейших логических выражений; элементарное обоснование высказанного суждения.

Узнают ,какие композиторы писали музыкальные произведения для детей.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.




Картины, изображающие музыкальные инструменты

2

26

13.03


Картины, изображающие музыкальные инструменты

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения.

Узнают названия инструментов лютня, виола да гамба, гитара; понятия «бард», «бардовская песня».

Получат возможность научиться выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями живописи.

27

20.03


«жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана

1

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Узнают «жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Получат возможность научиться применять их в своей деятельности.




Струнные смычковые инструменты

2

28

10.04


Струнные смычковые инструменты

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают выразительные возможности скрипки, альта, виолончели и контрабаса; понятие ансамбль.

Получат возможность научиться сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

29

17.04


С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают деревянные духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот; медные духовые инструменты - валторна.

Получат возможность научиться сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.




Вечная память героям. День Победы

1



30

24.04


Вечная память героям. День Победы

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Получат возможность научиться размышлять о музыкальных образах Отечества; выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.




Легко ли быть музыкальным исполнителем?

3



31

8.05


Легко ли быть музыкальным исполнителем?

1

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Получат возможность научиться передавать настроение музыки и его изменение; использовать приобретённые знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

32

15.05


Выдающиеся музыканты- исполнители

1

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов.

Узнают выдающихся музыкантов-исполнителей С. Рихтера, Д. Ойстраха, И. Козловского.

Получат возможность научиться высказывать свои размышления о музыке, определять её характер, средства музыкальной выразительности.

33

22.05


Концертные залы мира

1

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Узнают названия изученных произведений и их авторов.

Получат возможность научиться узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Раздел 7

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Для учащихся:

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 3 класс Учебник

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 3 класс Рабочая тетрадь

Для учителя:

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 1-4 классы Программа для

общеобразовательных учреждений

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 3 класс Учебник

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 3 класс Рабочая тетрадь

В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» 3 класс Нотная хрестоматия и методические

рекомендации для учителя

В.В. Алеев «Музыка» 3 класс Фонохрестоматия





Литература

  1. Владимиров В.Н. Музыкальная литература 2010г

  2. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов ООО « Золотой век» 2009г

  3. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я 2011г

  4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий Глобус 2010г

  5. Затямина Т.А. Современный урок музыки. Глобус 2011г

Интернет- ресурсы

  1. Википедия: ru.wikipedia.org/wiki

  2. Классическая музыка : music-dic.ru

  3. Музыкальная энциклопедия : dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music

  4. Музыкальный словарь: dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music


Информационные - коммуникационные средства

1

« Антология русской симфонической музыки» CD


2

« Шедевры музыки» мультимедийная энциклопедия .CD


3

« Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» CD


Наглядно-печатные пособия.

1

Комплект портретов композиторов.


2

Комплект демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.



Технические средства обучения.

1

Компьютер

2

Мультимедийный проектор

3

Экран проекционный

4

DVD

5

Музыкальный центр


Учебно-практическое оборудование.

1

Музыкальный инструмент

2

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Раздел 8

Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета,

дисциплин и система их оценки

В области личностных результатов:

-наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

-наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка своих музыкальнотворческих способностей.

В области метапредметных результатов:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;

-умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);

-умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

-умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

-владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;

-умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);

-подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);

-наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

-участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области предметных результатов:

-наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);

-умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;

-знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);

-умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

-умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов (с учетом требований учебника для 3 класса);

-умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы - трехчастная, рондо, вариации);

-знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;

-проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия- подголоски).

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении,умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок. «пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование,ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное,иногда фальшивое исполнение,есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное,фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы ,который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию»(фрагментарный калейдоскоп из произведений,звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки,поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения

учителей начальных классов ______________

МБОУ Елкинской СОШ Прилукина Светлана Николаевна

от 28 августа 2014 года № 1 29 августа 2014года

_________________________

(подпись рук. МО)

Янченкова Татьяна Владимировна


ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе

по музыке

3 класс

Раздел 9

Контрольно-измерительные материалы

ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1 вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи настроение музыки

А.героическое

Б.задушевное

В.печальное

2

Какое время дня изображает музыка?

А.вечер

Б.полдень

В.утро

3

Кто автор музыки

А. М.И.Глинка

Б. С.С.Прокофьев

В. П.И.Чайковский

4

Деревянно-духовой инструмент

А.альт

Б.виолончель

В.флейта

5

Что обозначает слово «полонез»?

А.танец-шествие

Б.торжественная песня

В.военный марш

6

Какой народ сочинил эту песню?

А.белорусский

Б.немецкий

В.французский

7

Определи движение мелодии

А.стоит на месте

Б.движется вверх

В.движется вниз

8

В симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева тему птички исполняет…

А.гобой

Б.фагот
В.флейта

9

Что обозначает слово «форте»?

А.быстро

Б.громко

В.тихо

10

В каком балете звучит бой часов?

А. «Золушка»

Б. «Конек-горбунок»

В. «Щелкунчик»

11

Вступление к опере или балету

А.ария

Б.речитатив

В.увертюра

12

Какие черты характера девочки выразила музыка?

А.доброта

Б.злость

В.жадность

13

Какие чувства выражает музыка?

А.гнев

Б.веселье

В.печаль

14

Симфоническую сказку «Петя и волк» написал

А.Л.Бетховен

Б.М.Глинка

В.С.Прокофьев

15

Из какого балета эта музыка?

А. «Лебединое озеро»

Б. «Спящая красавица»

В. «Щелкунчик»

16

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

3 класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

2

Определи темп музыки

А.быстрый

Б.медленный

В.стремительный

3

Где звучит ария?

А.в балете

Б.в опере

В.в симфонии

4

Струнно-смычковый инструмент

А.гобой

Б.контрабас

В.флейта

5

Что обозначает слово «хота»?

А.русский танец

Б.испанский танец

В.украинский танец

6

Определи настроение музыки

А.беззаботная

Б. печальная

В.мужественная

7

Назови звучащий инструмент

А.скрипка

Б.флейта

В.фортепиано

8

В симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева тему дедушки исполняет

А.гобой

Б.кларнет

В.фагот

9

Что обозначает слово « тембр»?

А.высота звука

Б.окраска звука

В.сила звука

10

На каком инструменте играл герой в песне «Сурок» Л.Бетховена?

А.балалайка

Б.гармонь

В.шарманка

11

Музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а танцуют?

А.балет

Б.опера

В.мюзикл

12

Выбери название этой музыки

А. «Злюка2

Б. «Резвушка»

В. «Плакса»

13

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

14

Оперу « Иван Сусанин» написал

А. Л.Бетховен

Б.М.Глинка

В.Ф.Шопен

15

Назови автора этой музыки

А.Ж. Бизе

Б.Р.Щедрин

В.П.Чайковский

16

Определи настроение музыки

А.грустная

Б.радостная

В.мужественная

3класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови композитора, который написал сюиту «Пер Гюнт», назови части этой сюиты.

18

Назови имена и фамилии 5-ти композиторов.

3класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови автора сказки и композитора, написавшего балет «Конёк-горбунок».

18

Назови 5 инструментов симфонического оркестра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

  1. Ф.Шопен. Прелюдия №20 (з.1).

  2. Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро» (з.2).

  3. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин», ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» (з.3).

  4. Белорусская народная песня «Перепёлочка» (з.6).

  5. Ф.Шопен. Прелюдия №7 (з.7).

  6. Д.Б.Кабалевский «Три подружки», «Злюка» (з.12).

  7. А.Попатенко. «Скворушка прощается» (з.13).

  8. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», марш у новогодней ёлки (з.15).

  9. Л.Бетховен. Симфония №5, часть3 (з.16).

КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

А

В

А

В

А

А

Б

В

Б

А

В

Б

В

В

В

Б

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

А

Б

В

А

А

А

Б

В

В

3КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17

10б.

Эдвард

Григ

Норвежский композитор

Утро

В пещере горного короля

2б.

2б.

2б.

2б.

2б.

18

20б.

Фридерик

Шопен

За другие имена

Возможны варианты

2б.

2б.

2б.

2 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17

10б.

Родион

Щедрин

Пётр

Ершов

3б.

2б.

3б.

2б.

18

20б.

За каждое название

Возможны варианты

4б.


8


© 2010-2022