Беседа на тему Путешествие в страну Симфония

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Путешествие в страну

«Симфония».



Беседа № 3

По авторской работе «Беседы о музыке»,



Утвержденной кафедрой эстетического развития

МИРОСа под руководством Сергеевой Г.П.



Составитель А.А. Рузина







Материал разделов методического пособия «Беседы о музыке» рекомендован к тиражированию опыта в ОМЦ Восточного округа





г. Москва, 2015г.

Беседа № 3.

Путешествие в страну «Симфония».



Сегодня мы совершим путешествие в страну «Симфония» - мир волшебных музыкальных звуков. Первое знакомство с симфонией всегда бывает трудным, так как симфония - большая, сложная и очень серьезная форма музыки. Поэтому для лучшего понимания симфонии наше «путешествие» начнём с разговора о песне, которая является основой симфонии.

Композитор Гайдн однажды сказал: «Самое главное в музыке - это мелодия. Если вы нашли хорошую мелодию, то и песня будет хорошей. Мелодия - это суть, смысл любой музыкальной композиции».

Итак, мелодия песни - душа музыки. Мы с вами знаем, что бывает песня весёлая, значит и мелодия её радостная, но бывает песня печальная, и мелодия её - грустная.

Мелодия песни выражает внутреннее содержание этой песни.

В симфониях всегда звучат песни, их мелодии выражают основную идею произведения.

Симфония - детище песни и произошла от песни.

Как возникла симфония?

Можно представить это так: человек сыграл на музыкальном инструменте одну за другой две совершенно разные песенные мелодии. Каждая из них была простой песней. Эти песни были разными по характеру: одна - весёлая, другая - печальная.

Слушая эти две разные мелодии, можно представить , что борются два чувства. Именно на такой музыкальной основе возникает музыкальный рассказ, основным «действующим лицом» которого является настроение человека. Таким образом, человек составляя разные мелодии, научился выражать определённую мысль, своё настроение. Затем человек стал усложнять музыку, составлять уже не две, а множество разных мелодий, соединяя их общей музыкой.

Появились произведения, состоящие из трёх и четырёх частей. Причём, в каждой части звучало уже по нескольку мелодий.

Далее форма произведений всё более усложнялась:

  • в некоторых произведениях одна и та же мелодия звучала сразу в нескольких голосах, но в каждой из них вступал с запозданием и получались сложные сплетения мелодий (одно из таких построений названа фугой);

  • в других произведениях одна и та же мелодия видоизменялась десятки раз (так возникли вариации).

И вот все эти элементы (противопоставление мелодий; разнообразное гармоническое их изложение; исполнение на различных инструментах и др.) органически вошли в симфонию.

«Симфония» по-гречески означает «созвучие». Это слово как бы подчёркивает звучание мелодических линий, образующих удивительные «созвучия».

Итак, мы установили, что симфония - это выражение настроения композитора, выраженное через мелодические созвучия.

Чтобы представить творческий процесс создания композитором симфонического произведения, вспомним, как Чайковский создавал «Итальянское каприччио».

В 1880 году Чайковский приехал в Рим (Италия) и остановился в гостинице «Костанци». В это время в Риме шла подготовка к народному карнавалу: развешивались украшения, готовились маски, игры, песни. Чайковский был в радостном ожидании народного гулянья. Но через несколько дней на Чайковского обрушилось горе: он получил известие о смерти любимого отца. И в этот же день в Риме начался карнавал. Так столкнулись два события: в одном - внутреннее глубокое личное горе; в другом - предельное народное гулянье. Как Чайковский воспринял карнавал?

В письме фон Мекк Чайковский пишет: «Мне это беснование мало понравилось. Может быть оттого, что я сегодня не здоров, и всё меня раздражает. Я получил письмо от брата Анатолия о болезни и смерти отца. Я много плакал, читая его, и мне кажется, что эти слёзы, пролитые по поводу исчезновения из этого мира чистого и одарённого ангельской души человека, имели на меня благодетельное влияние; я чу3вствую в душе просветление и примирение». Чайковский после этого «просветления» уже по-иному воспринял карнавал,- как радость народа.

Под воздействием этих контрастирующих событий, Чайковский создаёт новое драматическое симфоническое произведение со сквозным действием, в котором содержанием было: «Свет преобладает над тьмой и побеждает её».

Рассмотрим драматургию симфонии «Итальянское каприччио».

1 часть открывается мощными фанфарными звуками кавалерийского марша. И, вдруг, после нескольких глухих аккордов духовых инструментов и наступившей тишины, выплывает печальная мелодия. Эта мелодия скорбного раздумья нарастает. Но не давая ей развиться, возвращаются звуки марша.

2 часть начинается темой скорби, но звучит она уже по иному,- мягче, постепенно затихая. Из тишины возникает светлая мажорная песня (голоса гобоев и корнетов), которую подхватывает весь оркестр. Это первое столкновение скорбной мысли с картиной беззаботной, весёлой жизни улицы. И вот опять звучит певучая мелодия, человек снова остаётся наедине со своей болью. Но это в последний раз: жизнь требует от человека выйти на улицу и забыться среди людей. И человек попадает в головокружительную атмосферу: звучит огненная «Тарантелла», выражающая стихийное буйство.

Последний переход от «Тарантеллы» к народной песне как бы показывает переход от картин массового празднества к теме внутренней, личной: в человеке происходит перемена - просветление, примирение с жизнью.

«Итальянское каприччио» является программным симфоническим произведением, ибо оно содержит драматическое содержание - «Борьбу человека с судьбой-роком».

При этом необходимо отметить, что Чайковский не любил словесно раскрывать программу своих симфонических произведений. Чайковский не хотел, чтобы слушатель понимал эту музыку точно как он сам, композитор. Чайковский сознательно расширял возможности своих произведений, которые могли воскресить в человеке что-то его личное, сокровенное.

Но некоторые композиторы раскрывают словесно программу своего симфонического произведения, направляя слушателя на то, что хотел выразить в произведении сам композитор.

Примером программного симфонического произведения является Пятая симфония Бетховена. Программа Пятой симфонии определяется так: «От тьмы к свету, через борьбу - к победе!»

1 часть начинается с мощных ударов, напоминающих удары грома с наступлением грозы. «Это судьба стучится в дверь» - говорил Бетховен.

Страшной судьбе противостоит другая сила - человеческая, выраженная тёплой, ясной мелодией (исполняемая скрипками). Удары страшной судьбы нарастают. И вдруг возникают звуки человеческого стона. Но человек не сдаётся, упорен в борьбе, - и звуки судьбы начинают стихать.

И, кажется, что это борьба самого Бетховена с судьбой, сделавшего его - композитора, глухим. Бетховен сказал, когда стал глухим: «Я не сдамся, я схвачу судьбу за горло, но не отступлю!..».

2 часть начинается спокойной, величественной мелодией.

(И представляется деревня, лес, дубравы - любимое место Бетховена, где он отдыхал, творил и забывал свой недуг - глухоту.)

И, вдруг, возникает мелодия, напоминающая «Марсельезу» - гимн борьбы.

(Бетховен как бы вспоминает юные студенческие годы, когда он приветствовал революцию во Франции, боролся за свободу народа. И мы слышим голос Бетховена: «Люби свободу больше жизни!..»).

И в финале звучит марш, который символизирует победу народной революции. И, вдруг, снова, хотя и тихо, звучат звуки страшной судьбы, которые затихают. (Бетховен напоминает людям, что за счастье надо бороться).

Насколько велика по силе Пятая симфония Бетховена говорит факт, что во все времена с её звуками люди шли на борьбу. Так в годы Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Фучик был взят в плен фашистами и брошен в одиночную камеру. Но и в одиночке он продолжал борьбу: каждое утро и вечер он отстукивал на стене товарищам в соседних камерах два такта из Бетховена, звуки борьбы. 1 мая 1943 года Фучику сообщили о казни. Весь день он передавал товарищам два такта из Бетховена. Утром Фучика увели на казнь. В своём последнем письме на волю товарищам Юлиус Фучик писал: «Завтра я умру. Но это не лишает меня радости, я не одинок, со мной люди, со мной Бетховен! Человек не становится меньше от того, что ему отрубят голову. Человек сильнее фашизма! От тьмы к свету, через борьбу к победе!»

Обратите внимание - Юлиус Фучик заканчивает письмо программой Пятой симфонии Бетховена «От тьмы к свету, через борьбу к победе!»

Симфоническую музыку часто называют «Царицей музыки». И это действительно так, ибо симфоническая музыка очень серьёзная музыка, вызывающая человека на глубокие размышления, и понимать эту музыку могут в основном музыканты.

Возникает вопрос: «Человек без специального музыкального образования может понимать симфоническую музыку?»

Да, может, но при выполнении трёх условий.

1 условие. Человек должен быть художественно-образованным, то есть должен обладать определённым уровнем знаний в области музыки: познавать формы произведений, законы композиции и др.

2 условие. Человек должен уметь слушать музыку.

Поэт Гёте однажды сказал: «Часто со мной случается, что сразу я не получаю удовольствия от музыкального произведения, потому что оно для меня велико; тогда я стараюсь определить его основные достоинства и всегда нахожу новые черты в произведении и новые качества в себе». Значит, надо быть и настойчивым. Не охватив произведения в первый раз, прослушать его через какой-то определённый срок. Это позволит слушателю получить новые впечатления от музыки.

3 условие. Необходимо знакомство с композитором перед прослушиванием его произведения. Значительно легче понимать замысел композитора, если знать его биографию, эпоху в которой он жил, время создания произведения и др.

Говорят, что музыкальное произведение рождается два раза:

  • первый раз, когда композитор создаёт произведение в виде нотных знаков,

  • второй раз, когда музыкант исполняет произведение с помощью инструмента.

Теперь мы можем сказать, что каждое произведение рождается ещё и в третий раз - в сердцах и душе слушателя в процессе восприятия музыки.







РЕКОМЕНДОВАННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ



  1. Чайковский (фрагменты из симфоний № 1, № 5, № 6)

«Итальянское каприччио»;



  1. Бетховен Симфония № 5;



  1. Моцарт Симфония № 40 (g-moll).

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Барсова И. Симфонический оркестр и его инструменты. М., 1962.



  1. Владыкина-Бачинская Н. П.И.Чайковский. М., 1964.



  1. Нестьев И. И песня и симфония. М., 1964.



  1. Цукер А. И рок и симфония. М., 1993.



  1. Чайковский П.И. о программной музыке. М.-Л., 1952.



  1. Эррио Э. Жизнь Бетховена. М., 1968.



© 2010-2022