- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по дополнительному образованию по курсу Сводный хор
Рабочая программа по дополнительному образованию по курсу Сводный хор
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Cоловьева Н.Л. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»
___________________________________________________
Утверждаю
Директор АНО ЦО « Знак»
_______________ Е.В. Божедомова
«____» ___________20 г.
Рабочая программа
По дополнительному образованию
«Сводный хор»
Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна
Программа рассчитана на учеников 1 - 4 классов
В неделю:1 час
За год: 34 часа
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.
-
Авторская программа Володиной Е. Е.. «Церковное пение»для гуманитарных гимназий и общеобразовательных учебных заведений, утвержденная в учебно-методическом центре православной педагогики 2008 год
-
«Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского,2007 год, утвержденная министерством культуры РФ
-
утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В системе музыкального воспитания хоровое пение занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.
Это в большей степени относится и к церковному пению. Приобщение детей к культуре церковного пения и чтения, являющихся неотъемлемой частью музыкальной и духовной культуры России; формирование и закрепление понятий и связей с другими предметами.
Данные занятия несут в себе учебную, творческую и воспитательную нагрузку. На хоре дети получают возможность освоить азы нотной грамоты, обучиться сольному пению, правильной постановки голоса, умению петь в ансамбле, пению многоголосием.
Цель хоровых занятий - приобщение учащихся к хоровому исполнительскому искусству, к духовным ценностям Православия посредством церковного пения.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
• расширение эстетического кругозора учащихся; владение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами
-
воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;
-
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;
• развитие творческого потенциала учащихся;
• формирование исполнительской культуры учащихся.
Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений различных стилей и жанров. Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально-хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материале хоровых сочинений. Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий.
Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.
Основной формой реализации программы является хоровое занятие. Хоровое занятие можно условно разделить на следующие этапы:
1) распевание;
2) слуховые и ритмические упражнения;
3) вокальные упражнения;
4) разучивание новых произведений;
5) повторение выученных произведений;
6) «впевание» усвоенного материала.
Руководитель хора определяет содержание каждого хорового занятия, последовательность различных видов работы.
Формы контроля
-
выступление на концертах. Участие в конкурсах
-
участие в клиросной практике
-
пение на литургии и на молебнах
-
участие и выступление на школьных мероприятиях
На протяжении всех этапов обучения учитель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков:
• певческой установки;
• певческого дыхания;
• звукообразования и звуковедения;
• певческой артикуляции и дикции;
• ансамбля и строя;
• выразительного исполнения произведений.
Формирование универсальных учебных действий:
Посадка певца: прямое положение головы, прямое свободное положение корпуса, свободно лежащие на коленях руки.
Свободно опущенные руки при пении стоя.
Естественное состояние гортани и мышц шеи, свободная работа артикуляционного аппарата.
Состояние внутренней и внешней готовности к пению.
Дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Понимание дирижерских жестов и адекватное реагирование на них.
Три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох. Активный, бесшумный, небольшой по объёму певческий вдох и равномерный выдох. Дыхательные упражнения, направленные на единовременный вдох, на постепенное распределение воздуха при выдохе. Единый тип певческого дыхания с одновременным вдохом по руке дирижёра.
Мягкая атака звука.
Выработка ощущения сильной и слабой долей. Выделение сильной и слабой долей. Определение направления движения мелодии.
Унисон.
Дублирование ритмического рисунка мелодии хлопками и на ударных инструментах. Синхронное исполнение ритмического рисунка всей партией.
Исполнение одноголосия с сопровождением.
Выразительное чтение и пение текста. Ритмодекламация.
Мимическое выражение настроения.
Речевое, пространственное, двигательное и графическое моделирование элементов музыкального языка.
Звукоподражание. Подбор звукоизобразительных элементов в соответствии с содержанием произведения.
Создание шумового кластера.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
элементарную певческую установку;
три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох;
дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;
иметь представление об унисоне.
Учащиеся должны уметь:
выделять сильную и слабую доли;
определять движение мелодии;
дублировать ритмический рисунок мелодии хлопками или на ударных инструментах;
откликаться на музыку различного характера;
петь эмоционально, выразительно, исходя из содержания и характера музыки;
использовать преимущественно мягкую атаку звука;
реагировать на дирижёрские жесты.
Личностные результаты должны отражать:
-
опора в исполнении на русские певческие традиции;
-
наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;
-
уважительное отношение к культурному наследию;
-
ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;
-
наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.
Метапредметные результаты характеризуют:
-
правильное понимание отношений знания и веры;
-
совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;
-
умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;
-
умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;
-
овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.
Предметные результаты должны отражать:
-
овладение певческими основами пения в хоре и ансамбле;
-
развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;
-
наличие навыков концертного и клиросного пения.
Учебно-тематический план
-
№
Тема
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Певческая установка и дыхание:
- постановка корпуса
- обучение дыханию
- виды дыхания
3
3
Звуковедение и дикция.
Различные виды атак:
- звукообразование и звуковедение
- развитие артикуляционного аппарата
-развитие дикционных навыков
5
4
Ансамбль и строй:
- выработка унисона
- устойчивое интонирование
одноголосного пения
5
5
Формирование исполнительских
навыков
3
6
Сольфеджирование
6
7
Работа над репертуаром
11
Итого
34 часа
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой, основными темами, ритмом работы, правилами личной гигиены хориста.
Певческая установка и дыхание.
Хоровая посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное и быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Звуковедение и дикция.
Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное исполнение диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосного пения, в том числе и при сложном аккомпанементе.
Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, фразы, предложения. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики.
Сольфеджирование:
- Понятие о высоте и протяжённости звука
- Графическое изображение коротких мелодий
- Название звуков, пение звукового ряда
Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста («внимание», «дыхание», «начало», «окончание пения»), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
Работа над репертуаром. Закрепление понятий «певческая установка» и общих правил пения на практике. Отработка исполнительских умений: пения в унисон, единства произношения текста, реагирования исполнителем на дирижёрский жест, чистота интонирования, мягкое звукоизвлечение.
Концертная деятельность. Более свободное сценическое ощущение певцом на концертной эстраде (культура поведения и исполнения). Передача характера и музыкального образа исполняемого произведения. Ясное понимание жеста дирижёра во время концерта и реакция на него.
Контролируемые умения и навыки:
- Воспитание понимания дирижёрского жеста
- Понимание и исполнение динамических оттенков и нюансов
- Развитие слуховых навыков
- Вхождение и передача музыкального образа (эмоциональная отзывчивость)
- Знание и передача текста и мелодии произведения
Примерный музыкальный материал:
-
«Богородице , Дево» - знаменного распева
-
«Достойно есть» - напев Оптиной пустыни
-
Похвала Пресвятой Богородице. Св Н. Эгинский
-
О.Всепетая мати - обиходный распев
-
Канон Рождества Христова
-
Рождественские колядки «Христос родился», «небо и земля»,
«Как в Иерусалиме»
-
Канон Пасхи
-
Тропари Пасхи
-
Задостойник Пасхи.
-
Э. Ханок , М. Рощин «Моя армия»
-
Б. Пастернак «песенка про ангелов»
-
Гладков - Юнгин Гр., сл. А. Кушнера «Песня о картинах».
-
Иршаи Е., сл. М. Яснова «Горести - печалести».
-
Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка».
-
Минков М., сл. В. Татаринова «Отчего, почему?»
-
Парцхаладзе М., сл. В. Семернина «Барабанщик - воробей».
-
Пахмутова А., сл. Н. Шемятенковой «Песенка о смешном человечке».
-
Пинегин А., сл. А. Усачёва «Зимняя сказка».
-
Попатенко Т., сл. М. Ивенсен «Урок».
-
Птичкин Е., сл. М. Пляцковского «Не дразните собак».
-
Разин А., сл. М. Пляцковского « Музыкальный сверчок».
-
Сидельников Л., сл. З. Петровой «Песенка Болтовни».
-
Сидельников Л., сл. З. Петровой «Песенка Лени».
-
Синенко В. «Полон музыки весь свет».
-
Сл. Е. Стюарт «Волшебная палочка».
-
Сл. П. Синявского «Пряничная песенка».
-
Сл. Э. Успенского «Третья песенка Дядюшки Ау».
-
Сл. и муз. О. Яценко «Учителя».
-
Соловьёв - Седой В., сл. Е. Долматовского «Песня о танкистах»
-
Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день».