Музыкально-литературная гостиная «Романса трепетные звуки»

Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и других проблем, как условие вхождения России в цивилизованное социально культурное мировое пространство. Поэтому основной задачей современной школы должно стать не только обучение, передача конкретных знаний, но и развитие подлинно гармоничной, разносторонней личности. Данное мероприятие знакомит обучающихся с творчеством великих композиторов прошлого, с их произведениями, формирует у ребят чувст...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАДЫМСКИЙ РАЙОН

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей « Детская музыкальная школа с. Ныда»

629750, ЯНАО, Надымский район, с. Ныда



Музыкально-литературная гостиная

«Романса трепетные звуки»


Преподаватель

МОУ ДОД «ДМШ с.Ныда»

Даньшина Валентина Александровна

с.Ныда, 2014г.

Тема: «Романса трепетные звуки»

Цель: совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, воспитание их музыкального и художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

- прививать любовь к романсу;

-развивать у учащихся музыкальные способности;

-содействовать развитию духовных, творческих начал обучающихся.

Контингент обучающихся: 1-7 классы.

Ожидаемый результат: в результате проведенного мероприятия обучающиеся узнают:

что такое романс, в чём его сущность, историю его возникновения. Познакомятся с композиторами и поэтами, писавшими романсы в России. Услышат стихи поэтов, посвященные романсу. Прослушают записи русских романсов в исполнении выдающихся исполнителей и учащихся школы.

Форма проведения: музыкально-литературная гостиная.

Оборудование: журнальные столики, вязанная салфетка, свеча, цветы, шаль, томик стихов Ф.И. Тютчева, портреты композиторов. Экран, проектор, компьютер, аудиокассеты.

Для реализации поставленной цели были использованы следующие методы:

- наглядный;

- словесный;

- практический.

Формы деятельности: слушание, говорение, аналитическая деятельность.

Приемы: «подражание по образцу».

Применяемые технологии:

- Технология музыкального образования Кабалевского Д.Б., Кирюшина В.В., Емельянова В.В.

- Закатов И.Н. Технология дифференцированного обучения по интересам детей.

- ИКТ технологии.

Учитель: Даньшина Валентина Александровна.




Ход мероприятия



Учитель:

Уважаемые гости!

Сегодня мы пригласили вас в нашу музыкальную гостиную, чтобы познакомиться с такими замечательным вокальным жанром, как романс. В течении вечера вы узнаете о рождении романса, прослушаете некоторые их них в исполнении наших девочек, познакомитесь с композиторами и поэтами. И я думаю, что сегодняшний вечер вам очень понравится.

Проблема формирования духовности выступает как важное условие разрешения социальных, политических и других проблем, как условие вхождение России в цивилизованное социально культурное мировое пространство. Поэтому основной задачей современной школы должно стать не только обучение, передача конкретных знаний, но и развитие подлинно гармоничной, разносторонней личности.

Человека во многом формирует и воспитывает окружающая среда. Так как мы живем в небольшом поселке, в котором нет театров, филармоний, концертных залов, и ребята имеют мало возможностей прикоснуться к прекрасному, в работе со старшеклассниками на протяжении нескольких лет мы используем такую форму работы как музыкально-литературная гостиная. При чем, песни и романсы на этих мероприятиях исполняют сами ребята. Традиционными у нас стали встречи, посвященные юбилейным датам, а также творчеству выдающихся писателей, поэтов и композиторов. Это "К нам Лермонтов сходит, презрев времена…" (Посвященный 170 - летию пребывания Лермонтова на Кубани), Встреча с творчеством В.Высоцкого "Я конечно вернусь", "А.С.Пушкин и музыка", "Романса трепетные звуки" и другие.


Ведущие вечера сидят за круглым столом. Гаснет свет, зажигается одна свеча.

Звучит романс «Зимняя ночь» на слова Б. Пастернака.


Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.



Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе

Свеча горела.


На озаренный потолок

Ложились тени,

Скрещенье рук, скрещенье ног,

Судьбы крещенья.


И падали два башмачка

Со стуком на пол,

И воск с слезами с ночника

На платье капал.


И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.



Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.


По окончании романса включается свет. На сцену выходит учитель.


Учитель.

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы встретиться с русским романсом, познакомиться с историей его возникновения.

Если бы меня спросили, что я больше люблю музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Я беру со стола томик стихов И. Тютчева и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое его стихотворение:

Я встретил вас-

И все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка и стихи эти хочется петь.


Исполнение фрагмента музыки романса "Я встретил вас»


Ведущий 1.

Вслушайтесь в мелодию, пропойте эту мимолетность ведения, чистую красоту в его напеве, мягкую светлую грусть. Возникает чувство, что музыка и слова создавались одновременно одним и тем же человеком настолько они кажутся созданными друг для друга.

Ведущий 2.

На стихи Ф. И.Тютчева создано много красивых, лирических романсов.

В 1823 г. поэт находился на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с шестнадцатилетней Амалией фон Лерхенфельд, и влюбляется в юную красавицу. В1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полон…», посвященное Амалии. В нем есть строки:

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье…

В 1825 году поэт уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева - А.С. Круденера. Поэт по-прежнему любит её и всю свою жизнь будет дружить с ней. В 1870 г. в немецком городе Карлсбаде произойдет встреча Ф.И.Тютчева и Амалии Круденер. После этой встречи поэт написал стихотворение « Я встретил вас…» положенное на музыку, оно стало популярным романсом.


Исполнение романса на стихи Ф.И. Фета "Я встретил вас"


Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…



Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас,-


Так, весь овеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…



Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…


Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье,

Т аж в душе моей любовь!..


Ведущий 1.

Вот мы с вами и подошли к главной теме сегодняшнего вечера. Что же такое романс?

Романс - это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь инструментальным сопровождением. Романс… он полон очарования и светлой грусти. Не однажды проклятый то за банальность, то за примитивность, не единожды приговоренный к забвению, всякий раз, как феникс возрождается из пепла.


Чтец читает стихотворение М.Ю.Лермонтова "Звуки".


Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ, милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.



Ведущий 2.

Знаете ли вы, что означает слово "романс"? Вернее, как появилось это слово? Родилось оно в Испании. Когда-то, очень давно там называли "романсами" народные стихотворения и песни. Удивлены? Ну что ж, давайте разберемся, в чем тут дело.

Ведущий 1.

Дело в том, что в те далекие времена, кроме обычного повседневного языка во многих странах существовал еще и другой язык. На нем писали ученые книги. Он был признан официальным языком католической церкви. Это язык-латынь. Сейчас на нем выписывают только медицинские рецепты. Так вот, в отличии от этих малопонятных сочинений с латинскими текстами, песни и стихи народного склада, которые исполнялись на повседневном, близком и понятном романском наречии, стали называть романсами. Позже в Испании романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента (чаще всего - гитары).

Ведущий 2.

Во все века во всех странах существовали лирические песни, песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки и нежные городские барышни; дочери аристократов и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми и у тех и у других, особенно в "галантном" 17 веке. Аристократам того времени особенно недопустимым казались "плебейские" простонародные песни. Даже само название "песня" и то, казалось, говорило о чем-то совершенно невозвышенном.

Ведущий 1.

Вот тогда-то по всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием, в отличии от простонародных стали называться красивым иностранным словом"романс". Исследователь русской музыкальной культуры М.Ливанов пишет: "Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало музыкальной грамотности".

Ведущий 2.

В Россию романс пришел из Франции и преобразился. Первыми стихи-романсы стали писать: Жуковский, Пушкин, Баратынский, а Глинка, Алябьев, Даргомыжский начали писать на них музыку. Романсы писали образованнейшие люди, знавшие языки, поэзию и при этом полностью состоявшиеся в самых разных областях. В русском романсе в первую очередь заключается душа, суть русского дворянства с его понятиями о чести, трепетным отношением к женщине, готовностью к жертве.

Ведущий 1.

В чем же сущность русского романса? Почему он то уходит в тень, и начинают говорить о закате этого жанра, то опять возрождается? О нем можно смело сказать: русский романс бессмертен. В нем загадочность русской души, российский менталитет и национальный характер. Русский романс обращен прямо к сердцу, к душе слушателя. В этом его очарование и притягательная красота.


Исполнение романса А.Варламова «На заре ты ее не буди»

На заре ты ее не буди

На заре она сладко так спит

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.


И подушка её горяча

И горяч утомительный сон

И чернеясь бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.



А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру.

Что скользя затевал луна.


И чем ярче играла луна,

И чем громче играл соловей

Все бледней становилась она

Сердце билось больней и больней.


Оттого-то на юной груди

На ланитах так утро горит

Не буди ж ты, её не буди,

На заре она сладко так спит.


Ведущий 2.

В раннюю пору жизни, как солнце утром,

Восходит в душе человека любовь! Первая!

Прекрасная, юношеская, святая, боящаяся, разочарований, обнадёживающая.

Много поэтических строк посвящено этому романтическому чувству, очарованию чудному мгновению встречи с Ней или с Ним.

Они встретились очень давно,

И, казалось, давно все забыто,

Но, достав эту шаль из комода,

Она вспомнила снова его.

Было счастье так близко, так ясно,

И от нежности пела душа

Он уехал, любимый

На долго?.. Навсегда.


Звучит старинный русский романс «Тёмно - вишнёвая шаль»

слова и музыка неизвестного автора


Я о прошлом теперь не мечтаю,

И ме прошлого большего не жаль.

Только много и много напомнит

Эта темно - вишневая шаль.


В этой шали я с ним повстречалась,

И любимой меня он назвал,

Я стыдливо лицо закрывала,

А о нежно меня целовал.


Говорил мне: «Прощай, дорогая,

Расставаться с тобою ме жаль.

Как к лицу тебе, слышишь, родная,

Эта темно- вишневая шаль!»


Я о прошлом теперь не мечтаю,

Только сердце сдавила печаль.

И я молча к груди прижимаю

Эту темно- вишневую шаль


Ведущий 1.

Интересна история романса «Белой акации гроздья душистые».

До революции это был известный салонный романс. А затем, взяв его мелодию и сочинив новый текст, создали революционную песню «Смело мы в бой пойдем…» И только в настоящее время старинный романс вновь вернулся к нам.


Исполнение старинного романса «Белой акации гроздья душистые»


Белой акации гроздья душистые

Вновь аромата полны,

Вновь разливается песнь соловьиная

В тихом сиянии чудной луны!


Помнишь ли лето: под белой акацией

Слушали песнь соловья?

Тихо шептала мне чудная, светлая:

«Милый, поверь мне!.. Навеки твоя».


Годы давно прошли, страсти остыли,

Молодость жизни прошла,

Белой акации запаха нежного,

Верь, не забыть мне уже никогда…


Ведущий 1.

Поэт Константин Слуцкий писал о романсах:

"Что-то в вас есть бесконечно хорошее…
В вас отлетевшее счастье поет…
Словно весна подойдет под порошею,
В сердце истома, в душе - ледоход!"


Ведущий 2.

В романсе много тайн, загадок. Исследователи все это изучают, но не поддается никаким формулировкам само очарование русского романса. Его надо слушать, его надо петь и душой постигать его сокровенные глубины и тайны.


Учитель:

Наш вечер подходит к концу. И вы ребята, наверно почувствовали, что музыка, а в том числе и романс, как друг может разделить с человеком горе, помочь ему в трудную минуту, передать то или иное настроение, чувства, мысли, нарисовать тот или иной образ. А как хорошо пели наши девочки! А вам, ребята понравились романсы в их исполнении? (какой?)

Самое главное, ребята, прослушанные вами романсы помогли вам стать взрослее, умнее, лучше и добрее друг к другу. И нам бы хотелось увидеть вас снова в нашей музыкальной гостиной.

До свидания, до новых встреч!







Литература


Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы.- М., 1978.

Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985.

Ассоциация "Издатель" Музыки букет прекрасный. - Краснодар 1993.

Васина-Гроссман В.А. Мастера советского романса.- М.., 1980.

Кленов А.В. "Почему?" в концертном зале.- (Рассказы о музыке).- М..,1981.

Книга о музыке: Рассказы для школьников.- М.1974.

Там шепчутся белые ночи мои. Избранные стихи поэтов серебряного века. Л.: Детская литература, 1991.

Музыка и ты: Альманах для школьников.- М..., вып.4., 1984.

Тарасов. Музыка в семье муз. Ленинград, 1985.











































© 2010-2022