• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств

Методическая разработка Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мендикова Наталья Александровна

преподаватель МОУ ДОД «ДШИ р.п.Тельма»



Использование проблемного метода обучения на уроках музыкальной литературы в детской школе искусств

Детская музыкальная школа, как известно, является начальным звеном системы музыкального образования . Воспитание такого навыка, как умение сознательно и эмоционально слушать музыку, составляет одну из центральных задач предмета музыкальной литературы. Другой существенной задачей предмета является приобретение умения грамотно излагать впечатления и мысли о музыке. Таким образом, музыкальная литература представляется тем самым предметом, который в наибольшей степени решает задачи расширения слушательской аудитории, воспитания ее вкусов и потребностей.

Проблема совершенствования методов обучения музыкальной литературе в школе искусств составляет одну из актуальных задач улучшения всей системы музыкального образования.

Важнейшими задачами совершенствования методов обучения музыкальной литературе в детской школе искусств представляются следующие:

  1. Развитие познавательной самостоятельности , то есть умения самостоятельно добывать и усваивать знания из области музыкального искусства;

  2. Воспитание творческой активности, то есть потребности и умения делиться в любой форме полученными знаниями с окружающими.

Для решения этих задач актуальным является привлечение метода проблемного обучения. Итак, одной из важных задач, стоящих перед педагогом , является развитие у своих воспитанников познавательной самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью мы понимаем умение самостоятельно добывать и усваивать знания. Особенно сложно выработать такое умение по отношению к знаниям из области музыкального искусства, так как получение таких знаний предполагает часто наличие определенного слушательского и исполнительского опыта, также осведомленности в основах теории и истории музыки. Кроме того, произведения музыкального искусства не предполагают порой однозначной трактовки, сведения о них подчас противоречивы. Поэтому так важно, чтобы уже на первом этапе обучения учащиеся, особенно те, кто желает в дальнейшем продолжить музыкальное образование на теоретическом отделении музыкального училища, смогли научиться не только правильно, но и самостоятельно постигать смысл услышанного. Это качество является необходимой предпосылкой воспитания эстетического вкуса.

Осуществление задуманного можно достичь при помощи проблемного обучения. В отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения, где учитель сообщает и обобщает фактический материал, а учащимся следует лишь запомнить и при необходимости воспроизвести его, «при проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их в учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют с помощью учителя определения понятий или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации или художественно отражают действительность: пишут стихи, сочинения, рисуют, играют. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной деятельности ученика самостоятельно и развитие его творческих способностей.

Проблемное обучение может осуществляться разными методами. Один из них - это метод проблемного изложения, предполагающий постановку проблемы и раскрытие доказательного пути решения самим педагогом. Это наиболее простой из всех методов, ибо от учеников здесь требуется, кроме восприятия знаний, пока только осознание проблемы, внимание к последовательности и «контроль» за степенью убедительности ее решения. Сами же учащиеся пока проблемы не решают, а лишь учатся решать ее, внимательно следя за ходом рассуждений учителя.

«Противоречие» - основное звено проблемной ситуации. Находить, ставить перед учащимися и решать проблемы, возможно как при изучении биографии композитора так и при объяснении отдельного произведения. Проблемные ситуации возникают при столкновении противоречивых мнений великих людей, ученых, писателей и музыкантов.

Проблемное изложение можно применить и в рассказе о музыкальном произведении. Так, например, в основу проблемы может быть положено противоречие между уже сложившимися в сознании учеников представлением о четырехчастном строении симфонического цикла и полученными сведениями о двухчастном строении «Неоконченной симфонии» Шуберта. Всвязи с этим встает проблема: можно ли считать это сочинение Шуберта симфонией? В процессе решения этой проблемы педагог может, во-первых, еще раз выделить общие черты сонатно-симфонического цикла как схемы, а во вторых, разбирая характерные черты «Неоконченной симфонии» Шуберта, доказать принадлежность ее к жанру симфонии, не смотря на двухчастность. Важно, чтобы такой анализ опирался на слуховые представления учащихся, а не был сухим теоретизированием.

Использование метода проблемного обучения возможно и при опросе, так как одним из способов создания проблемной ситуации является «варьирование задачи, переформулировка вопроса», а формой реализации этого способа может быть «применение сочетания слов и наглядности».

Постепенно надо совсем исключить из опросов простой пересказ текста учебника. Каждое задание должно содержать маленькую проблему, задачу, загадку. Урок музыкальной литературы должен быть обязательно двойственным: с одной стороны, это яркое, увлекательное действо, где у каждого ученика своя непассивная роль, а учитель - это незаменимый, но и незаметный руководитель - «режиссер», с другой стороны, это очень концентрированный, до предела уплотненный, насыщенный процесс, в котором каждый из учащихся принимает такое участие, на какое он способен. И чем перспективнее ученик, тем больше он получит от урока, тем шире должен быть горизонт, открываемый ему. Готовясь к очередному уроку, надо всегда помнить о том, что кому-то из учеников он обязательно пригодится в дальнейшем. Чем насыщенее урок, тем дольше след от него, тем полнее его роль в общем курсе музыкальной литературы.

Используемая литература

  1. Документы жизни и деятельности И.С. Баха.,М.,1980

  2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке ., М., 1985

  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 1981г.

  4. Медушевский В.В. Потребности музыкальной культуры и воспитание музыкантов. Сов.музыка, 1979г.

  5. Фролова Т. Пробудить художника в каждом, Сов музыка, 1980.



© 2010-2022