Образовательная программа по дополнительному инструменту Фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание


1.Введение………………………………………………………………….…2


2.Пояснительная записка…………………………………………………….3


3.Содержание программы………………………………………………… 11


4.Учебно-тематический план …………………………..…………………...13


5.Методическая литература ………………………………………………...32


6.Нотная литература ………………………………………………...............35







































Введение


«Система образования в РФ представляет собой совокупность, взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности». (Закон РФ об образовании).

В систему образования входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования, в том числе- ДМШ. Основное предназначение которых- «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образований, программ и услуг в интересах личности, общества, государства» («Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образовании детей»).

Музыкальное искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания- тем необходимым дополнением к общему образованию, которое способствует гармоничному развитию личности.

Принципы развития обучения и воспитания и все формы обучения ДМШ призваны воспитывать грамотных музыкантов- любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер «боязни» открытых выступлений, развивать возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения (разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору). Реальная же функция ДМШ состоит в том, чтобы помочь обучающимся выявить меру своего таланта и сделать выбор. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости и желания сделать музыку профессией обнаруживается в первые же годы обучения.

Важно учитывать такие явления, как демографический спад, распространение у детей дошкольного возраста нарушений психологического и двигательно- моторного характера, неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствия гармонично развитой звуковой окружающей среды, а также уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства, как одного из важнейших средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к эстетическому образованию усиливают неоднородность контингента обучающихся в ДМШ по уровню способностей сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения образовательных программ. Поэтому вопрос обновления программы является назревшим и весьма актуальным.

В связи с выше сказанным, цель программы - обеспечение условий для индивидуального подхода к воспитанию и обучению всех детей, исходя из их музыкально-слуховых и психофизических возможностей в соответствии с современными требованиями, предъявленными к музыкальной педагогике, способствующих гармоничному развитию личности. Творческое осмысление и применение преподавателями идей, заложенных в данной программе, ускорит реальное применение метода дифференцированного подхода к обучению в современной педагогической практике и будет способствовать оптимизации учебного процесса для его главных участников: Ученика и Учителя.


Пояснительная записка.

Данный вариант программы составлен на основе

1.Программы «Музыкальный инструмент (фортепиано) для ДМШ, музыкальных отделений ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. Москва, 1991 г.);

2.Типовой программы по предмету «Фортепиано», утвержденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, 2006г.;

3.«Программа. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс» Т.И.Смирнова (Москва, 2002г.),

4. На основе многолетней практической работы фортепианных отделов ДМШ г. Карасука, ДМШ г. Лангепаса, с обширным контингентом учащихся, разных по возрасту, музыкальным и физическим данным, складу психики и типу нервной системы.

Предмет «Общее фортепиано» в системе комплексного музыкального образования - по сути второй музыкальный инструмент, которым обучающимся предлагается овладеть. Каждый предмет в этом комплексе по - своему развивает способности учащихся. Роль предмета «общее фортепиано» давно определена:

1.С помощью фортепиано обучающиеся овладевают такими понятиями,

как «тон», «полутон», «интервал», «регистр», «аккорд» и т.д., т.е многим

из того, что предлагается понять на уроках сольфеджио и теории

музыки;

2.С помощью фортепиано осуществляется более гармоничное развитие

исполнительского аппарата музыканта - рук, пальцев;

3.Овладение игрой на фортепиано помогает развить музыкальный слух:

при игре на некоторых музыкальных инструментах (скрипке, духовых,

народных инструментах), развивается преимущественно линеарный

слух, а овладевая игрой на фортепиано, обучающийся развивает у себя

полифонический и гармонический слух;

4. Овладение игрой на фортепиано позволяет обучающимся

инструментальных отделений лучше слышать и понимать роль

аккомпанемента на концертмейстерских уроках и концертных

выступлениях

5.Уроки «общего фортепиано» - ещё одна возможность развивать

общемузыкальный общеэстетический уровень обучающихся.

Данная программа опирается на концепцию музыкального образования в стране, которая предполагает создание системы массового (общего) музыкального воспитания и образования, которое делится на общеэстетическое и профессиональное. Система эстетического воспитания сводится к нескольким направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

- пробуждение глубокого интереса к музыке как части духовной культуры

человека;

- развитие собственных творческих способностей обучающихся;

- расширение музыкального кругозора;

- воспитание мировоззрения и моральных качеств;

- воспитание воли и характера;

- воспитание работоспособности и дисциплины;

- воспитание изящества и благородства жестов и осанки;

- воспитание открытости, правдивости и приветливости;

- воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

- воспитание культуры речи.

Новизна программы заключается в том, что она

- разработана как самостоятельный предмет для обучающихся на

народном, струнно- смычковом, духовом отделениях, в которой

обоснование содержания обучения игре на фортепиано определено по

каждому классу;

- включает такие учебные элементы в образовательный процесс как история фортепианного искусства, художественная работа над классическим, джазовым, эстрадным репертуаром, работа над техникой исполнения;

Актуальность программы определяется решением в образовательном процессе тех современных художественно - эстетических, духовно-нравственных задач, которые определены:

- в ФЗ РФ «Об образовании»;

- в Концепции модернизации дополнительного образования до 2010 г.;

- в Государственном Стандарте воспитания;

- в Концепции развития художественного образования РФ;

Предложенная программа актуальна, так как сочетает программу академического образования с современными требованиями музыкальной педагогики, т.е. применение дифференцированного обучения и внедрение в практику разноуровневых программ; организация учебного процесса на основе изучения индивидуально- психологических особенностей личности обучающихся; развитие способностей посредством творческих заданий; использование произведений современных композиторов и популярной музыки, что значительно расширяет музыкальный кругозор.

Программа направлена на формирование культурно- исторических, художественно - практических компетенций, художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно - нравственных, эстетических идеалов музыкального образования и художественного воспитания.

Педагогическая целесообразность программы включает образовательную, общеразвивающую, воспитательную функцию, развитие художественно- музыкального вкуса, расширение учебного музыкального материала, репертуара.

Цель программы заключается в развитии у обучающихся и овладении ими системы знаний, умений, навыков игры на фортепиано, навыков музицирования.

Задачи настоящей программы:

Образовательные:

- формировать навыки игры на фортепиано;

- воспитывать умение музицирования, практического использования

приобретённых знаний;

- обучить самостоятельной работе над произведением.

Развивающие:

- формировать и развивать комплекс исполнительских и слуховых

навыков; музыкальное мышление;

- расширить учебный, фортепианный репертуар- исполнение музыкальных

произведений различных жанров, стилей;

- приобщить к мировым и отечественным культурным ценностям;

- привить интерес и любовь к фортепианному искусству, посредством

занятий на фортепиано.

Воспитательные:

- воспитать и поощрять у обучающегося интерес и вкус к

целенаправленной самостоятельной работе во время обучения и после

окончания школы;

- стимулировать инициативу и потребность самовыражения;

- сформировать коммуникативные компетенции.

Программа рассчитана на обучающихся с 7-9 до 14-16лет. Срок реализации программы -7 лет. Занятия проводятся по 1 ч. в неделю согласно учебным планам, рекомендованным Министерством культуры РФ, Москва 2001 г.

Отличительные особенности программы:

- программа является модифицированной, адаптированной к условиям

образовательного процесса ЛГ МАОУ ДОД «музыкальная школа»;

- учебно- тематический план построен по принципу постепенного освоения

навыков фортепианного исполнительства;

- постепенного усложнения репертуара;

- репертуар подбирается разнообразный по жанру стилю и фактуре;

Программа построена с учетом целостного подхода к педагогическому процессу, предлагающему выделение и обобщение двух групп принципов: организация педагогического процесса и руководство деятельностью обучающихся.

Принципы организации педагогического процесса:

- принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение

всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования

личности;

- принцип обучения и воспитания, предполагающий оптимальное

сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм

организации педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности

знаний умений и навыков, их развития и совершенствования;

- принцип эстетизма, направленный на формирование эстетического

отношения к действительности, позволяющий развить у обучающихся

высокий музыкальный вкус.

Принципы управления деятельностью обучающихся:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип сознательности и активности в педагогическом процессе;

- принцип доступности и посильности обучения и воспитания;

- принцип опоры на положительное, на сильные стороны личности.

Формы организации образовательного процесса.

Основными формами занятий являются индивидуальные занятия создающие преподавателю и обучающемуся чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач.

- индивидуальные уроки, которые проводятся интегрировано с музыкально - теоретическими и специальными предметами;

- в форме комплексного урока.

Внедряется педагогика сотрудничества, использование различных педагогических методов обучения и воспитания:

Методы преподавания: объяснительный, информационный сообщающий, иллюстративный, диалог с учеником;

Методы учения: сравнительный музыкально - теоретический и исполнительский анализ, поисковый, проблемный, творческие задания; прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;

Методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример, технология дифференцированного подхода, лекции -концерты (пропаганда игры на фортепиано), концерты для родителей, участие в различных фестивалях и конкурсах, семинарах.

Важным компонентом в организации образовательного процесса является работа с родителями. Творческое использование преподавателем различных форм общения - индивидуальные беседы, коллективные (например, выступления на классных собраниях, родительских собраниях, концертах, совместное посещение различных культурных мероприятий) может не только усилить воспитательный аспект процесса обучения в стенах школы, благотворно сказаться на атмосфере взаимодействия учителя и ученика, но и способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению обучающегося к занятиям.

Формы подведения итогов реализации программы. Выбор форм и методов оценки результативности образовательного процесса проводится преподавателем самостоятельно на основе решения следующих задач:

- оценки процесса и результата образовательной деятельности

обучающихся;

- оценки качеств личности, необходимых для решения тех или иных

образовательных задач;

- оценки социальной роли в предлагаемых обстоятельствах.

В зависимости от вида аттестации формы проведения следующие:

- текущая - опрос, поурочная оценка за выполнение домашних заданий

и работу на уроке;

- промежуточная:

- контрольный урок - проводится 1 раз в полугодие,

- академический концерт - проводится в конце каждого учебного года;

Важно при учёте успеваемости уделять внимание качеству исполнения произведений на академических концертах; уровень роста исполнительской техники, выполнение репертуарного плана. Участие обучающихся в концертах различного уровня учитывается в итоговой оценке и приравнивается к оценке Академического концерта. Совокупность оценок за выступления вытекает в оценку за год. Годовая оценка учитывает результаты работы обучающихся в течение года по всем разделам программы. Все выступления оцениваются комиссией преподавателей отдела коллегиально. При вынесении оценок учитывается качественный рост обучающегося с учётом его индивидуальных способностей. Комиссия учитывает характеристику обучающегося, данную его преподавателем.

Все выступления оцениваются комиссией преподавателей отдела коллегиально.

Ожидаемый результат предполагает:

- расширение познавательного пространства,

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, воображения;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- сформировнность коммуникативных компетенций, доброжелательный

стиль общения;

К концу курса обучения обучающийся должен:

- овладеть основными техническими и пианистическими навыками,

- использовать различные приёмы игры на инструменте и применять их

на практике;

- уметь осмысленно работать с нотным текстом, самостоятельно

разучивать, грамотно, выразительно исполнять произведения различных

жанров и стилевых направлений;

- знать произведения мировой и отечественной музыкальной литературы

(старинную, классическую и современную музыку), характерные особен-

ности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

Содержание программы

Программа объединяет теоретический, практический, творческий, исполнительский и контрольно-итоговый учебный материал и предусматривает два уровня его освоения: первый - ученический (действие с подсказкой учителя), второй - алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).

Теоретический материал не должен стать самоцелью. Знания, полученные на уроке, должны стать основой для применения их самостоятельно на практике. Игра на инструменте - это главное в процессе обучения, и теоретический материал должен идти параллельно и очень тесно переплетаться с практикой. Индивидуальные уроки по классу фортепиано совершенствуют всестороннее и комплексное воспитание обучающегося. Преподаватель - основной воспитатель, именно он формирует и развивает эстетические воззрения и художественные вкусы обучающегося, приобщает его к миру музыки и обучает искусству исполнения на инструменте.

Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают обучающимся научиться держаться на сцене. Репертуар подбирается преподавателем индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане обучающегося. В работе над репертуаром преподаватель добивается различной степени завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие - для показа в классе, третьи - с целью ознакомления.

Необходимым условием для успешного обучения на фортепиано является правильная постановка игрового аппарата.

Структура программы обусловлена принципом организации обучения исходя из учета индивидуальных интеллектуальных, музыкальных и психофизических способностей каждого обучающегося. Предлагаемая программа позволяет всем детям в той или иной мере развивать и реализовывать свои способности, не теряя при этом главного - интереса и любви к музыке.

Условия реализации программы

Занятия по классу фортепиано проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность урока - сорок минут. Занятия проводятся индивидуально, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося, его музыкальные возможности, эмоционально-психологическую сферу.

Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники и методические пособия. Занятия проводятся по программе, адаптированной для данной музыкальной школы.

Кроме общей программы, которой следует преподаватель, в классе фортепиано существует и индивидуальный план для каждого обучающегося, где фиксируются все произведения, выученные в классе и дома, исполненные на концертах, ставится оценка, подпись педагога и членов комиссии.

Успешным и заинтересованным обучающимся преподаватели могут

предлагать такие формы работы на уроке как:

- подбор по слуху с гармоническим сопровождением;

- чтение с листа самостоятельно и в ансамбле с преподавателем;

- чтение мелодий с цифровками (это является актуальным и востребо-

ванным ):

- исполнение несложного аккомпанемента обучающимся инструмен-

тальных классов.

Критерий контрольных требований.

- 1,2 класс - владение основными навыками игры;

- 3 класс - культура звука, свобода движений, слуховое восприятие,

волевое участие;

- 4 класс - тоже + мышление + техническое развитие;

- 5,6 класс - тоже + эмоции + увеличение объемов;

- 7 класс - программа по силам в свободном, эффективном исполнении

(все разделы).

Результат контроля успеваемости выражается в оценках. В основе оценки результатов лежит сопоставление фактического усвоения с желаемым; оценка отражает степень достижения поставленной цели.

С целью большей дифференциации отметок используются дополнительные знаки к баллам: плюс (+) и минус (-), несущие помимо корректирующих указаний немалый эмоциональный заряд.

Критерии оценок - См. таблицы №1, №2.

Учебно-тематический план 1 класс





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение в предмет

1

1

2

2.

Знакомство с инструментом

0,5

0,5

1

3.

Постановка пианистического аппарата

1

5

6

4.

История фортепианного исполнительства

1

-

1

5.

Музыкальная грамота

3

1

4

6.

Техника исполнения

1

9

10

7.

Художественная работа над репертуаром

2

6

8

8.

Художественное воспитание

1

1

2


Итого:

34 ч. в год




Содержание программы:


1. Введение в предмет.

Цель и задачи предмета фортепиано:

- создание психологического комфорта, свободы в общении с инструментом;

- настройка на тишину, как основное условие эмоционально- ассоциативной рефлексии;

- активизация слухового восприятия;

- формирование навыков рефлексивного звукоизвлечения на фортепиано (в соответствии со звукообразами);

- создание атмосферы погружения в звук;

- нахождение соответствия в звукообразах;

- активизация памяти, поиск ассоциативно- образных связей.


2.Знакомство с инструментом.

- название инструмента, история создания, устройство фортепиано: клавиатура, механика, педали;

- тембр, динамика, регистры, клавиатура;

- расположение нот на клавиатуре.


3.Постановка пианистического аппарата: выявление особенностей исполнительского аппарата, его соответствие инструменту, правильная посадка, положение рук, организация пианистических движений, гимнастика для свободы исполнительского аппарата.


4.История фортепианного исполнительства.

- группа клавишных инструментов: орган, клавесин, клавикорд, верджинал


5.Музыкальная грамота:

- скрипичный и басовый ключ, нотный стан;

- запись музыкальных звуков;

- длительности нот, понятие такта, размера, ритма;

- понятие штрихов non legato, staccato, legato;

- паузы, лига, знаки альтерации;

- динамические оттенки ( f, p), крещендо, диминуэндо.

- знакомство с графическим изображением нот, длительностей, пауз, лиги,

динамических оттенков, знаков альтерации, штрихов;

- понятие ансамбля и принципы ансамблевого исполнения.
6.Техника исполнения.


- артикуляция, штрихи non legato, legato, staccato;

- различные приёмы звукоизвлечения;

- двойные ноты ( секунда, терция, кварта, квинта);

- аппликатурные позиции;

- освоение различных ритмических рисунков;

- техника совместного дыхания в ансамбле;

7.Художественная работа над репертуаром.


- выразительность мотива, фразы;

- декламацией музыкальной фразы;

- образность в исполнении музыкального произведения, художественным

образом;

- основы исполнительского анализа.


8.Художественное воспитание.


- роль музыки в жизни человека;

- роль фортепиано в аккомпанементе;

- слушание музыки в аудиозаписи, в исполнении преподавателя;

- осознание ритмического своеобразия жанров: марш, песня, танец.



В конце учебного года обучающийся должен знать:


- основы музыкальной грамоты: скрипичный и басовый ключ, штрихи non

legato, legato, staccato ,динамические оттенки (f, p), крещендо, диминуэндо.

расположение нот в пределах трёх октав, длительности нот, паузы, знаки

альтерации ( диез, бемоль, бекар);

- историю возникновения фортепиано;

- устройство фортепиано: клавиатура, механика, педали;

- понятие ансамбля, ансамблевого исполнения; тембра, регистров,

клавиатуры;

- названия исполняемых пьес;


Обучающийся должен уметь:


- правильно сидеть за инструментом;

- свободно ориентироваться на клавиатуре в пределах трёх октав;

- владеть штрихами non legato, legato, staccato, динамикой исполнения;

- различать жанры: марш, колыбельная, вальс;

- исполнять пьесы на фортепиано, уметь слушать;

- владеть техникой совместного дыхания в ансамбле;

- играть различные ритмические рисунки, упражнения;

- освоить за год 8- 10 произведений: народные песни, пьесы песенного,

танцевального характера, этюды, ансамбли;


Подготовить к Академическому концерту 2-4 разнохарактерных

произведения ( в том числе ансамбли);

- у обучающегося должна быть сформирована психологическая свобода в

общении, исполнении.


Учебно-тематический план 2 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Постановка пианистического аппарата

1

5

6

2.

Музыкальная грамота

2

2

4

3.

История фортепианного исполнительства

1

-

1

4.

Техника исполнения

2

9

11

5.

Художественная работа над репертуаром

1

9

10

6.

Художественное воспитание

1

1

2


Итого:

34 ч. в год



Содержание программы:

1.Постановка пианистического аппарата:

- выявление степени приспособляемости учащегося к инструменту;

- работа над организацией исполнительского аппарата, правильными

игровыми приёмами;

- синхронизация рук, целесообразность игровых движений;

- гимнастика для свободы исполнительского аппарата;

- игры для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков

постановки рук;


2.Музыкальная грамота:

- понятие утойчивых и неустойчивых ступеней;

- меццо форте, меццо пиано;

- ария, менуэт, гавот, этюд.

- гамма, обращение Т 3/5;

- понятие лада, жанров;



3.История фортепианного исполнительства.

- оригинальная фортепианная музыка. П. Чайковский «Детский альбом».


4. Техника исполнения

- постановка 1,2,3,4,5 пальцев;

- пальцевая техника, мелкая моторика;

- свободные кистевые движения;

- мобильность 1 пальца;

- освоение навыков разновесовой игры в произведениях с развитой линией

аккомпанемента;

- организация ритмического рисунка с паузами;

- техника синхронного исполнения.

- знакомство с простейшими формулами фортепианной фактуры (гаммы,

аккорды);

- освоение гамм C- dur, a- moll- каждой рукой отдельно в

пределах 2-х октав;

- освоение Т 3/5 каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав ;


6. Художественная работа над репертуаром.

- художественный образ ( понятие художественного образа);

- музыкальная интонация;

- 1-2-х частная форма;

- приёмы звукоизвлечения ;

- исполнительский анализ.

7.Художественное воспитание.

- музыка и изобразительное искусство;

- музыка и литература;

- музыка и кино;

- музыка и театр;

- слушание музыки в аудиозаписи, в исполнении преподавателя;


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- оригинальную музыку для детей;

- понятие ступеней лада, гаммы, Т 3/5;

- понятие художественного образа;

- динамические оттенки (крещендо, диминуэндо, меццо форте, меццо

пиано);

- аппликатурные принципы гамм, аккордов 1 группы;

- жанры: ария, менуэт, этюд;

- музыку П.Чайковского.


Обучающийся должен уметь:

- правильно сидеть за инструментом;

- свободно ориентироваться на клавиатуре в пределах двух октав;

- исполнять штрихи non legato, legato, staccato в умеренном темпе;

- владеть динамикой исполнения (крещендо, диминуэндо, форте, пиано);

- выразительно исполнять произведения разные по характеру, стилю, уметь

слушать;

- владеть навыками разновесовой игры в произведениях с развитой линией

аккомпанемента;

- иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения;

- уметь анализировать своё исполнение;

- исполнять ритмические рисунки с паузами;

- играть гаммы C- dur, a- moll каждой рукой отдельно пределах 2-х

октав;

- играть Т 3/5 с обращением каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- играть хроматическую гамму каждой рукой отдельно в пределах 2-х

октав;

- различать жанры: песня, этюд, ария, менуэт, вариации;

- играть различные ритмические рисунки, упражнения;

- использовать аппликатурные принципы гамм, Т 3/5 в исполнении

произведений;

- освоить за год 8-10 произведений различных по характеру, жанрам,

ансамбли;

Подготовить к Академическому концерту 2- 4 произведения

различных по характеру, стилю, жанрам ( в том числе ансамбли).



Учебно-тематический план 3 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Постановка пианистического аппарата

1

3

4

2.

Музыкальная грамота

1

1

2

3.

История фортепианного исполнительства

1

-

1

4.

Техника исполнения

2

12

14

5.

Художественная работа над репертуаром

3

10

13


Итого:

34 ч. в год



Содержание программы:


1. Постановка пианистического аппарата. Постановка рук при исполнении пьес в подвижном темпе, координация, самоконтроль за постановкой игрового аппарата.


2.Музыкальная грамота:

- сведения о музыкальных жанрах: песня, бурре, вариации;

- итальянское обозначение темпов;

- понятие подголосочной полифонии.


3.История фортепианного исполнительства.

Русские композиторы- исполнители: С.Прокофьев, С.Рахманинов, А.Лядов, П.Чайковский, Д.Шостакович.
4. Техника исполнения.

- освоение техники работы над подголосочной полифонией;

- культура звука;

- упражнения в виде различных позиционных фигур, трелей, мелизмов,

мордентов;

- упражнения для развития координации движений пальцев: в одной руке

одновременное исполнение глубокого, опорного и легкого взятия клавиш;

- игра параллельных интервалов (квинт, секст) для развития кистевых

движений;

- синхронная работа над темпоритмом, синхронностью исполнения,

динамикой;

- динамическое соотношение партий в ансамбле;

- освоение техники педализации;

- освоение диезных мажорных и минорных гамм до 2-х знаков, бемольных

F-dur, d- moll каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- короткие, арпеджио каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав.

5. Художественная работа над репертуар

- стилистические особенности;

- выразительность исполнения мотивов, фраз;

- осмысление содержания текста и характера;

- исполнительский анализ;

- информация о композиторе и произведении.


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- понятие полифонии, художественного образа;

- жанры: песня, бурре, вариации;

- итальянское обозначение терминов;

- аппликатурные принципы диезных мажорных и минорных гамм до 2-х

знаков, F-dur, d- moll, Т 3/5, арпеджио короткие,

хроматической гаммы;

- русских композиторов- исполнителей.



Обучающийся должен уметь:

- осмысленно исполнять различные по характеру, стилю произведения;

- владеть динамикой исполнения (крещендо, диминуэндо, меццо форте,

меццо пиано);

- владеть техникой педализации;

- уверенно, согласованно исполнять свою партию в ансамбле;

- уметь анализировать своё исполнение;

- играть диезные мажорные, минорные гаммы до 2-х знаков, бемольные-

F-dur, d- moll каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- играть Т 3/5 каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- играть короткие арпеджио каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- играть хроматическую гамму каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- владеть навыками подголосочной полифонии;

- освоить за год 8- 10 произведений различных по характеру, стилю,

жанрам, в том числе: 1 полифоническое произведение, 1 произведение

крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли;


Подготовить к Академическому концерту

- 2- 4 произведения различных по характеру, стилю, жанрам , в том числе ансамбли .


Учебно-тематический план 4 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Музыкальная грамота

1

1

2

2.

История фортепианного исполнительства

1

-

1

3.

Техника исполнения

2

16

18

4.

Художественная работа над репертуаром

2

11

13


Итого:

34 ч. в год

Содержание программы.
1. Музыкальная грамота.
- понятие формы;

- понятие жанров: соната, фуга.


2.История фортепианного исполнительства.

Зарубежные композиторы - исполнители: И.Бах, Г.Гендель, Г.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен, Р.Шуман.
3. Техника исполнения.
- культура туше;
- развитие беглости пальцев, ясная артикуляция;

- различная динамика в быстром темпе;

- крупная форма;

- техника педализации;

- произведения с более сложными размерами 3/8, 6/8, синкопированными

ритмами;

- синхронная работа над техникой одновременности штриха в ансамбле;

- динамическое соотношение партий в ансамбле;

- освоение диезных, бемольных мажорных, минорных гамм до 4 знаков

отдельно каждой рукой ( по возможности двумя руками) в пределах 2-х

октав;

- освоение Т 3/5, арпеджио короткие, длинные в диезных

мажорных гаммах каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав.




5. Художественная работа над репертуаром.

- интонационная, темпо- ритмическая, ладогармоническая выразительность;

- художественный образ, форма, содержание;

- качество туше как средство выразительности;

- мелодическая самостоятельность голосов в полифонии;

- динамика фразы.


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- понятие формы; синкопы;

- понятие жанров: соната, фуга,

- зарубежных композиторов- исполнителей;

- сложные размеры 3/8, 6/8;

- аппликатурные принципы гамм, аккордов, арпеджио 1- 2 групп;


Обучающийся должен уметь:

- интонационно выразительно исполнять различные по характеру, стилю

произведения;

- владеть навыками исполнения полифонии;

- владеть техникой педализации;

- владеть техникой синхронного исполнения своей партии в ансамбле;

- уметь слушать звучание всей музыкальной ткани;

- уметь анализировать своё исполнение;

- играть диезные, бемольные мажорные, минорные гаммы до 4 знаков

отдельно каждой рукой ( по возможности двумя руками) в пределах 2-х

октав;

- играть Т 3/5, арпеджио короткие, длинные в диезных мажорных

гаммах каждой рукой отдельно в пределах 2-х октав;

- освоить за год 8- 10 произведений различных по характеру, стилю,

жанрам, в том числе: 1 полифоническое произведение, 1 произведение

крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли;


Подготовить к Академическому концерту

- 2-4 произведений различных по характеру, стилю, жанрам, в том числе

ансамбли .




Учебно-тематический план 5 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История фортепианного исполнительства

1

1

2

2.

Техника исполнения

1

21

22

3.

Художественная работа над репертуаром

1

9

10


Итого:

34 ч. в год




Содержание программы.

1. История фортепианного исполнительства.

Современные композиторы - исполнители - детям. Творчество В.Купревича, Л.Копьёвой, О.Хромушина, Ж. Металлиди.


2. Техника исполнения.

- развитие моторики, её двигательно-технические и звуковые качества;

- метрическая точность и динамическая гибкость звучания в этюдах,

пассажах;

- освоение аккордовой фактуры;

- осознанный контроль над пианистическими движениями, двигательными

ощущениями, соответствующими конкретному виду техники;

- синхронная работа над качеством штриха в ансамбле;

- динамическое соотношение партий;

- различные приёмы педализации;

- аппликатурные принципы гамм 3 группы;

- К 6/4 в аккордовом изложении;


3. Художественная работа над произведением.

- Работа над текстом, как авторским замыслом художественного образа

(текстовые обозначения, развитие мелодии, темы, кульминаций, главной кульминации);

- художественный образ исполнения, с применением педагогического

подхода, как стимулирование творческой инициативы и самостоя-

тельности в работе;

- использование сведений о том или ином музыкально- историческом

периоде, стране, композиторе;

- понятие интерпретации;

- точность исполнения нотного текста;

- анализ произведений и собственной интерпретации.


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- современных композиторов- исполнителей;

- различные приёмы педализации;

- понятие интерпретации;

- аппликатурные принципы гамм 3 группы;

- понятие К 6/4.


Обучающийся должен уметь:

- самостоятельно разучивать, грамотно, выразительно исполнять

произведения различных жанров и стилевых направлений;

- использовать различные приёмы педализации;

- осознанно контролировать пианистические движения, двигательные

ощущения, соответствующие конкретному виду техники;

- демонстрировать устойчивые пианистические навыки;

- использовать полученные навыки ансамблевой игры в исполнительской

практике;

- уметь анализировать своё исполнение;

- играть гаммы 1-3 групп двумя руками в пределах 2 октав двумя руками;

- играть Т 3/5, арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками в

пределах 2-х октав;

- играть К 6/4 в аккордовом изложении;

- освоить за год 8-10 произведений различных по характеру, стилю,

жанрам, в то м числе: 1 полифоническое произведение, 1 произведение

крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли;

Подготовить к Академическому концерту

- 2 - 4 произведения различных по характеру, стилю, жанрам, в том числе ансамбль .



Учебно-тематический план 6 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История фортепианного исполнительства

1

1

2

2.

Техника исполнения

1

20

21

3.

Художественная работа над репертуаром

2

9

11


Итого:

34 ч. в год


Содержание программы.

1. История фортепианного исполнительства.

Конкурс им. П.И. Чайковского. Победители конкурса.

2. Техника исполнения.


- развитие моторики, её двигательно-технические и звуковые качества;

- освоение всех видов фортепианной фактуры с разными видами техники;

- координация пианистических движений в сложных приемах фактуры;

- самоконтроль;

- исполнительский самоанализ;

- освоение бемольных. диезных гамм в пределах 2 октав;

- Д/7 - в изложении арпеджио;


3. Художественная работа над репертуаром.

- художественный образ исполнения, с применением педагогического

подхода, как стимулирование творческой инициативы и самостоя-

тельности в работе;

- использование сведений о том или ином музыкально- историческом

периоде, стране, композиторе;

- понятие интерпретации;

- точность исполнения нотного текста;

- анализ произведений и собственной интерпретации.


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- историю возникновения и некоторых победителей конкурса им. П.Чайковского

- понятие интерпретации;

- аппликатурные принципы гамм всех групп;

- разные виды фортепианной фактуры.


Обучающийся должен уметь:

- самостоятельно работать над произведениями различных жанров и стилевых направлений;

- использовать различные приёмы педализации;

- осознанно контролировать пианистические движения, двигательные

ощущения, соответствующие конкретному виду техники;

- демонстрировать устойчивые пианистические навыки;

- качественно использовать полученные навыки ансамблевой игры в исполнительской практике;

- играть гаммы ; Т 3/5, арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками в пределах 2-х октав;

- играть К 6/4 в аккордовом изложении; Д/7 в изложении арпеджио двумя руками.

- освоить за год 8-10 произведений различных по характеру, стилю,

жанрам, в то м числе: 1 полифоническое произведение, 1 произведение

крупной формы, пьесы, этюды, ансамбли;

Подготовить к Академическому концерту

- 2 - 4 произведения различных по характеру, стилю, жанрам, в том числе ансамбль .



Учебно-тематический план 7 класс.





Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

История фортепианного исполнительства

1

1

2

2.

Техника исполнения

1

20

21

3.

Художественная работа над репертуаром

2

9

11


Итого:

34 ч. в год



Содержание программы.

1. История фортепианного исполнительства.

О конкурсе "Новые имена ".


2. Техника исполнения.

- исполнительский самоанализ;

- координация пианистических движений в сложных приемах фактуры;

- самоконтроль;

- совершенствование исполнения гамм . аккордов, арпеджио (скорость, ровность, динамика).


3. Художественная работа над репертуаром.

- самостоятельное воплощение образа через жанровые особенности .

- интерпретация исполняемого произведения;

- самостоятельное воплощение образа через жанровые особенности.


В конце учебного года обучающийся должен знать:

- историю возникновения и некоторых победителей конкурса "Новые имена"

- способы устранения технических недостатков в различных фактурах, устранять их в работе самостоятельно.


Обучающийся должен уметь:

- точно и выразительно исполнять произведение, уметь его интерпретировать;

- проявлять творческую инициативу в работе;

- демонстрировать навыки, приобретенные в течение периода обучения.


Подготовить к Академическому концерту 3 произведения (полифонию, этюд, пьесу). Академический концерт в конце года проводится в открытой форме, как концерт для родителей.


Методическое обеспечение:

1.Тесты.

2.Собеседования.

3.Музыкальные игры.

4.Список литературы для обучающихся: ученические пособия, хрестоматии.

5.Методическая литература для преподавателя.

6.Методические разработки по темам, разделам.




Техническое обеспечение: магнитофон, видеозаписи, аудиозаписи, компьютер, интернет, дидактический материал (портреты, таблицы, картины, фотографии, памятки), оборудование класса: фортепиано, метроном, стулья, компьютер.



Методическая литература

1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев 1974г.

2. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». 3-е изд.

М., 1978г.

3. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. 1-2 Тетрадь.

СПб. 2003г.

4. Антонова Е.А., Криштоп Л.П. «Страх сцены» у юных музыкантов и

некоторые пути его преодоления». С-Пб, 1997г.

5. Артеменкова Т.А. «Любительское музицирование на фортепиано для

детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств».

Красноярск, 2001г.

6. Артеменкова Т.А. «Некоторые особенности начального периода в классе

общего фортепиано». Новосибирск, 1999г.

7. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Москва, 1937г.

8. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и искусства.

Ленинград 1969г.

9. Баренбойм Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы.Ленинград 1989г.

10.Березовчук Л. Музыка и мы. СПб., 1995г.

11.Беседы о музыке. Сост. О.Очаковская. Москва «Музыка», 1996г.

12.Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.Баха. М., 1993г.

13.Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
произведением. М., 2004г.

14.Вопросы фортепианного исполнительства. Ред. М.Соколова. М., 1968г.

15.Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Ред.
С.М.Хентовой. М., 1966г.

16.Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Ленинград 1985г.

17.Гофман И. Фортепианная игра. Москва 1961г.

18.Задерацкий В. Музыкальная форма. Москва 1995г.

19.Калинина Н., Клавирная музыка. И.Баха в фортепианном классе.

М. 2006г

20.Коган Т. Работа пианиста. Москва 1961г.

21.Корыхалова Н.П. Чтобы музыка зазвучала. Москва «Музыка», 1996г.

22.Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002г.

23.Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978г.

24.Либерман Е. Работа над фортепианной книгой. М., 1995г.

25.Любомудрова Н. Методика обучения. М., 1992г.

26.Майкапар С. Как работать на рояле. Ленинград 1963г.

27.Маккиннон Л. Игра наизусть. М., 2004г.

28.Махлина С. Язык искусства. Ленинград 1990г.

29.Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1977г.

30.Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь
«Дикси» 1996г.

31.Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Келдин Т. М.

М. 1990г.

32.Нейгауз Т. Работа пианиста. М. 1961г.

33.Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма. М., 1980г.

34.Новые технологии в музыкальном образовании. Омск 2000г.

35.Перельман Н. В классе рояля. СПб. 1994г.

36.Программа для ДМШ. Музыкальный инструмент фортепиано. М.1991г.

37.Петрушин В. Музыкальная психология. М. 1997г.

38.Плетенецкая Ю.В.Импровизационная деятельность - средство

гармонизации личности: антропометрический подход. Сургут.

39.Программа по фортепиано для детских музыкальных школ.

Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусства и

культуры. Министерство культуры СССР. М., 1991г.

40.Ракацкая Л.А. История русской музыки. Москва 2001г.

41.Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений

(до инструментальный период). Екатеринбург. 1994г.

42.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические

рекомендации. М. 1994г.

43.Смирнова Т.И. Программа. «Класс специального фортепиано.

Интенсивный курс». М. 2002г.

44.Суслов А.Н., Суслов А.В. О перспективности системного подхода

к проектированию образовательных программ. М., 2004г.

45.Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва «Советский композитор», 1989г.

46.Фейнберг. Пианизм Западной Европы. Сост. Григорьевич В. Москва 1982г.

47.Хохрякова Г. «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?»

М. 1998г.

48.Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. Москва, 1084г.

49.Шульняков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный

образ. Ленинград, 1986г.

50.Шуман Р. Жизненные правила для музыканта. М., 1959г.

51.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. М., 1984 г


Нотная литература для обучающихся.

1. Августинов Ю. Учитесь играть на рояле. Л.,1987 г.

2. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и

первого классов ДМШ. Автор-составитель С.Барсукова. Ростов-на-Дону

«Феникс», 2002г.

3. Альбом для домашнего музицирования. М.,1988 г.

4. Альбом для фортепиано. 1- 2 классы .Педагогический репертуар ДМШ. М.

«Советский композитор», 1960 г.

5. Альбом фортепианных пьес. Ч.1. Ред.-сост. О.Мартьянова, Т.Волкова.

СПб. ,1995г.

6. Альбом советской детской музыки для фортепиано. Том 19. М. 1983 г.

7. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб.,

1999г.

8. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М. 1990 г.

9. Бакулова А. Ансамбли в 4 руки. Фортепианная музыка для ДМШ- 4

класс. М. «Советский композитор», 1960 г.

10.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988 г.

11.Бах И. Шесть двухголосных инвенций, 6 симфоний (3-х гол. инв.) ред.

И.Браудо. СПб. 1996 г.

12.Бах И. Мал. прелюдии и фуги для фортепиано. Ред. Н.Кувшинникова.
М. 1990 г.

13.Бах И. Из нотной тетради А.М.Бах, ред. Л.Ройзмана. М. 1994 г.

14.Бах И., Т.Гендель. Избранные сюиты для фортепиано. Сост.

И.Комарова- Крымская. Киев, 1985 г.

15Бахмацкая О. Здравствуй, малыш! Песни и ансамбли для детей дошкольного и

младшего возраста для пения и фортепиано. Вып.1. М. 1985 г.

16. Бетховен Л. Соната ре мажор для фп. В 4 руки. Изд. «Музыка» Ленинградское

отделение, 1971 г.

17.Библиотека ученика-пианиста. 6 класс. Вып. 3. Сост. Б.Милич. Киев,

1966 г.

18.Билаш А. Буратино - сюита для фортепиано. Киев, 1984 г.

19.Бортнянский Д. Сонаты для фортепиано. Л. 1989 г.

20.Благослови зверей и детей. Сборник фортепианных пьес для детей.
Т.1.СПб. 1993 г.

21.Борозденец Н.А. Давайте играть. Учебное пособие для начинающих.

Вып.1. Новосибирск, 2000 г.

22.Вариации I-IV классы ДМШ. Ред. В.Натансона. М. 1963 г.

23.Гаврилин В. Пьесы для фортепиано. Музыка, 1976 г.

24.Гайдн И. Концерт G-dur (переложение для 2х фп.) М. 1994 г.

24.Гедике А. 12 мелодических этюдов. 5-7 классы. М. 1960 г.

25.Геталова О., И.Визная. В музыку с радостью. СПб, 2001г.

26. Григ Э. Лирические пьесы для фортепиано. Соч. 47,54, т. 2 СПб. 1993 г.

27.Григ Э. Лирические пьесы. Соч. 12, 38, 43. Вып. 1. М. 1988 г.

28.Глинка М. Избранные фортепианные пьесы. Сост. Н.Чичекова.

Киев, 1975 г.

29.Детский альбом советских композиторов. Вып. 9. М. 1986 г.

30.Детский альбом советских композиторов для фортепиано. Вып. 12.

М. 1989 г.

31.Дворжак М. Джазовые этюды для фортепиано. Киев, 1984 г.

32.Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986 г.

33.Диабелли А. Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в 4

руки. М.1993 г.

34.Дьяченко Н. Музыкальные картинки. М. 1992 г.

35.Ежедневные упражнения юного пианиста. Средние и старшие классы

ДМШ. Т. 3. Сост. Ю.Левин. М. 1976 г.

36.Ежедневные упражнения юного пианиста. Младшие и средние классы

ДМШ. Сост. И.Лещинская. М. 1994 г.

37.Здравствуй малыш! Сост. О.Бахмацкая. М. 1979 г.

38.Зебряк Т. Пословица- всем делам помощница. 300 маленьких

фортепианных пьес для чтения с листа. М.1996 г.

39.Зимина О., Л.Мохель. Самоучитель игры на фортепиано. Изд. 8.

М. 1989 г.

40.Золотая лира. Альбом классической и современной популярной музыки

Изд. 3, том I. М. 1990 г.

41.Играем джаз. Детский музыкальный альбом. СПб, 1994 г.

42.Избранные пьесы для фортепиано 4-7 классов ДМШ. Ред. Натансона В.,

Рубаха А., Глинка М.И. М.1971 г.

43.Избранные этюды иностранных композиторов. 5-6 классы ДМШ. Вып. 5.

Ред. А.Руббаха. М. 1962 г.

44.Кабалевский Д. Концерт № 3 для фп. с оркестром. Киев, 1981 г.

45. Косенко В. 24 пьесы для фортепиано. Киев, 1985 г.

46.Купревич В. Альбом пьес для фортепиано. М. 1986 г.

47.Ларионова Е. Муха-цокатуха. 15 пьес для 2х фп. М. 1983 г.

48.Лемуан А. Избранные этюды. Ред. В.Ерохин. М.1988 г.

49.Лешгорн А. Школа беглости. Соч. 136. М. 1963 г.

50.Лещинская И., В.Пороцкий. Малыш за роялем. Кифара, 1994 г.

51.Любовский Л. Юному пианисту. Казань, 1996 г.

52.Лидина Л. Песни и музыка из мультфильмов. «Советский композитор»

1986 г.

53.Лядов А. Избранные пьесы для фортепиано. М. 1965 г.

54.Ляховицкая С.С. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.

Ч.3. Ленинград, 1963 г.

55.Маевский Ю.И. Забавные ритмы. Весёлые пьесы для фортепиано в 4

руки. СПб. 2005 г.

56.Маленький пианист. Ред.-сост. М.Соколов. М. 1986 г.

57.Малыш за роялем. Учебное пособие. М., 1989г.

58.Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. СПб. 1996 г.

59.Металлиди Ж. Фортепианные циклы. СПб. 1997 г.

60.Милич Б. Маленькому пианисту. Изд. 4. Киев, 1984 г.

61.Милич Б. Фортепиано 1 класс ДМШ. М. 1994 г.

62.Милич Б. Фортепиано 2 класс ДМШ. М. 1994 г.

63.Моцарт В. Пьесы для фортепиано. Ред.С. Диденко. М. 1994 г.

64.Мой Верди ( переложение Ж.Металлиди).Оперы. Популярные

фрагменты в лёгком переложении для фортепиано в 4 руки. СПб.

1996 г.

65.Мой Кальман ( переложение Ж.Металлиди).Оперетты. Популярные

фрагменты в лёгком переложении для фортепиано в 4 руки. СПб.

1996 г.

66.Музыка для детей. 1-2 классы. Фортепианные пьесы. Вып. 1. М.

1987 г.

67. Музыкальная мозаика. Фортепиано. 1-7 классы ДМШ. Ростов-на-

Дону, 1998.

68.Музыкальные ступени. Учебное пособие для начинающих.Сост.

Т.Видякина. Новосибирск, 2001г.

69.Музыкальный зоопарк. Фортепианный альбом. Новосибирск, 1997.

70.Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. М. 1988 г.

71.Nostalgie. Сборник переложений популярных зарубежных мелодий.

Вып. 1. СПб, 1998 г.

72.Павлов В.В. Ансамли. Младшие классы. Вып 6. М. 1982 г.

73.Павлюченко С. Маленькие фуги для фортепиано. Киев, 1966 г.

74.Парфенов И. Детский альбом для фортепиано. Курган, 1988 г.

75.Педагогический репертуар для фортепиано 6 класса. Пьесы

советских композиторов. Вып. 1.

76.Первые шаги маленького пианиста. Сост. Г.Баранова,

А.Четвертухина. М.1997г.

77.Платонов В. Весёлая электричка. Фортепианные ансамбли.

Новосибирск, 2001 г.

78.Полозова М.Г. Моё концертное выступление. Фортепианные пьесы.

Вып. 3.СПб. 1998 г.

79.Пороцкий В.Б. Ансамбли. Младшие классы. Вып.9. М. 1986 г.

80.Популярные произведения для фортепиано. Вып. 4. сост.

Я.Верещагин. Киев, 1978 г.

81.Произведения французских композиторов XX в. Фортепианные пьесы в

2 и 4 руки. М. 1973 г.

82.Произведения советских композиторов. Вып.2 Киев, 1978 г.

83.Прокофьев С. Мимолетности. Соч. 22. СПб. 1993 г.

84.Прокофьев С. Соч. 75 «Ромео и Джульетта». 10 пьес для фортепиано
М. 1980 г.

85.Пьесы для фортепиано. Младшие классы ДМШ. Лен. 1987 г.

86.Пьесы для фортепиано. Вып.12. Сост. Т.Мануильская. М. 1984 г.

87. Пьесы для фортепиано. Средние классы ДМШ. Вып. 20. Ред.

Н.Станкевич, М. 1990 г.

88.Пьесы и ансамбли для уч-ся ДМШ. Вып. 1. сост. Л.Кришитон. СПб. 1995г.

89.Пьесы для фортепиано. Вып. 12. Ред.- сост. И.Кулясов. М. 1984 г.

90.Пьесы для фортепиано в 4 руки. 2 класс. Вып.3. Сост. Ройзман Л.И.,

Натансон В.А. М.1959 г.

91.Пьесы уральских композиторов. Ред.- сост. Т.Макоха. М. 1992 г.

92.Пьесы для фортепиано. Младшие классы ДМШ. Сост. И.Благодарная.

М. 1984 г.

93.Путешествие в мир музыки. Песни, романсы в переложении для

фортепиано. М., 1990 г.

94.Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов для

фортепиано. Вып. 1-4. Л., 1990 г.

95.Сборник пьес для фортепиано.1-7 классы ДМШ. Ростов-на-Дону,

2000 г.

96.Сборник фортепианнных пьес, этюдов, ансамблей. III часть.

Сост. С.Ляховицкая. Лен. 1962 г.

97.Свиридов Г. Альбом пьес для детей. М. 1982 г.

98.Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина

«Метель» (переложение для фортепиано К.Титаренко). М.1983 г.

99. Скорбященская О. Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки.

Вып. 1, 4, 9. СПб. 1993 г

100.Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс, 1-17 тетради. МЛ 1994 г.

101.Смирнова И. Вариации для фортепиано на темы любимых детские
пьесы. Екатеринбург, 1995 г.

102. Сонатины и вариации. Вып.1 Сост. В.Натансан, В.Дельнова. М. 1967 г.

103. Сонатины и вариации для фортепиано. 1-4 кл. Киев, 1989 г.

104.Сонатины и вариации. Вып. 8. Средние и старшие классы ДМШ.

Ред. Ю.Курганова. Сов. Композитор, 1990 г.

105.Соколова М. Маленький пианист. М. 1991 г.

106.Соколова М. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4

руки. М. 1991 г.

107.Сорокина К.С. Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып 4.

Учебное пособие для 4-5 классов ДМШ. М. 1990 г.

108.Туманян Е. Детский альбом для фортепиано. М. 1983 г.

109.Улыбка. Мелодии из мультфильмов в легкой обработке для фортепиано. Л., 1991 г.

110.Фадеев В. Весёлый концерт для 2-х фортепиано средних и старших

классов. СПб. 2002 г

111.Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. СПб. 1992 г

112.Фортепиано I класс. Редактор- составитель Б.Милич. Киев, 1973 г.

113.Фортепиано 2 класс. Учебный репертуар вып. 15. Киев, 1992 г.

114.Фортепиано 3 класс. Учебный репертуар для ДМШ. Сост. Милич Б.

М.1994 г.

115.Фортепианные пьесы. Средние классы. Сост. М.Полозова. СПб. 1998 г.

116.Фортепиано 4 класс. Учебный репертуар ДМШ. Изд. 10 Киев, 1980 г.

117.Фортепиано 4 класс. Тетр. 2. Этюды. Сост. С.Голованова. М. 1996 г.

118.Фортепианные пьесы. 1-4 годы обучения. Сост.

М.Полозова. СПб. 1997 г.

119.Фортепиано 4-5 классы. Учебный репертуар. ДМШ. Произведения

крупной формы. Вып. 2. Киев, 1993 г.

120.Фортепиано 4-5 классы. Пьесы, вып. 4. Сост. Б.Милич. Киев, 1993 г.

121.Фортепиано 5 класс. Учебный репертуар для ДМШ. II часть.

Сост. Милич Б.Е. Изд. 5. Киев, 1975 г.

122.Фортепианные пьесы. Старшие классы. III ч. Сост. М.Полозова.

СПб. 1998 г.

123.Фортепиано 7 класс. Учебный репертуар ДМШ. Изд. 4, II часть. Киев,

1979 г.

124.Фортепианные концерты для детей. Младшие -старшие классы

ДМШ. Сост.-ред. Е.Сафронова - Руббах. М. 1983 г.

125.Хабалова 3. Детский альбом. М. 1984 г.
126.Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. 1984 г.

127.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т.1.Начальный период обучения. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб. 2003 г.

128.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т.2.Полифония 3-5 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

129.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т.3. Крупная форма 3-5 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

130.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т. 4. Пьесы 3-5 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

131.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т. 5. Этюды 3-5 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб. 2003 г.

132.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т.6. Полифония 5-7 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

133.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т. 7. Крупная форма 5-7 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

134.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т. 8. Пьесы 5-7 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб.2003 г.

135.Хрестоматия педагогического репертуара для общего курса

фортепиано ДМШ. Т. 9. Этюды 5-7 классы. Сост. Станг Ф.Л.,

Чернышёва Н.Р. «Композитор» СПб. 2003 г.

136.Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 класс. Изд.2. Сост. Цыганова Г.Г.,

Королькова И.С. Ростов на -Дону, 2005 г.

137.Хрестоматия для учащихся ДМШ. 2 класс. Изд.2. Сост. Цыганова Г.Г.,

Королькова И.С. Ростов на -Дону, 2006 г.

138.Хрестоматия для фортепиано. 1 класс ДМШ. Сост. А.Бакулов,

К.Сорокин. М. 1990 г.

139.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1-2 класс

ДМШ. Вып. 1. Ред. А.Николаева М. 1969 г.

140.Хрестоматия для фортепиано. 2 класс ДМШ сост. А.Бакулов, К.

141.Сорокин. М. 1990 г.Хрестоматия для фортепиано. 3 класс ДМШ

ред. Н.Любомудровой, К.Сорокиной, А.Туманяна. М. 1987 г.

142.Хрестоматия для фортепиано. 4 класс ДМШ. Редактор сост.

Н.Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян. М. 1987 г.

143.Хрестоматия для фортепиано. 4 класс ДМШ. Сост. А.Бакулов,

К.Сорокин. М. 1990 г.

144.Хрестоматия для фортепиано. 5 класс ДМШ. Полифонические

пьесы. Вып. 2. М. 1990 г.

145.Хрестоматия для фортепиано 5 класс ДМШ. Пьесы. Вып. 2.

М. 1987 г.

146.Хрестоматия для фортепиано. 5 класс ДМШ. Пьесы. Вып. 1.

М. 1991 г.

147.Хрестоматия для фортепиано 5 класс ДМШ. Произведения крупной

формы. Вып. 1.М. 1991 г.

148.Хрестоматия для фортепиано 5 класс ДМШ. Полифония, пьесы.

Вып. 1. М. 1991 г.

149.Хрестоматия для фортепиано 6 класс ДМШ. Этюды. Вып. 1. Общая

ред. Н.Копчевского М. 1991 г.

150.Хрестоматия для фортепиано. 6 класс ДМШ. Пьесы. Вып. 2. Сост.

Н.Копчевский «Музыка» 1988 г.

151.Хрестоматия для фортепиано. 6 класс ДМШ. Произведения

крупной формы. Вып. 1 МЛ. 1990 г.

152.Хрестоматия для фортепиано. 6 класс ДМШ. Пьесы. Вып. 2.

Изд. 5. Сост. Н.Копчевский. М. 1988 г.

153.Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Произведения

крупной формы. Вып. 1.М. 1989 г.

154.Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Пьесы. Вып. 2.

М. 1991 г.

155. Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Полифония, пьесы.

Вып.2. М. 1990 г.

156.Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Произведения

крупной формы. Вып. 2. М. 1990 г.

157.Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Полифония

пьесы. Вып. 1. М. 1981 г.

158.Хрестоматия для фортепиано. 7 класс ДМШ. Этюды. Вып. 1. сост.

Н.Копчевский М. 1989 г.

159. Хромушин О. В джазе только дети. Этюды для начинающих. СПб.,

2001 г.

160.Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ.

СПб. 1994 г.

161.Хромушин О. Десять пьес для начинающих джазменов

(фортепиано). СПб., 2001 г.

162.Цветы Франции. Пьесы французских композиторов для детей.

СПб, 1998.

163.Цвирко Л.Е. Ансамли для фортепиано 3-4 классов. Ред. Милич Б.Е.

Киев.1979 г.

164.Чайковский П. Детский альбом. М. 1992 г.

165.Чайковский П. Сочинения для фортепиано. Том 1. М. 1971 г.

166.Чайковский П. Времена года. СПб. 1993 г.

167.Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. М., 1992.

168.Черни К. 50 этюдов из соч. 261, 821, 599, 139. СПб. 1997 г.

169.Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740. Т. 1-6. М. 1985 г.

170.Черни К. Школа беглости. Ор. 299. Т. 1-4. М. 1994 г.

171.Черни К. Этюды для начинающего пианиста № 42-83.

Ред.-сост. А.Бакулов. Вып.2. М. 1992 г.

172.Черни К. 32 этюда из соч. 829, 849, 335, 636. ред. Т. Гермера. СПб. 1997 г.

173.Черни К. Этюды-упражнения для начинающих пианистов №38-57.

ред- сост. А.Бакулов. М. 1992 г.

174.Чернова В. Музыкальная метроритмическая азбука. Новосибирск,

1999 г.

175.Шалаева Г.П. Первый учебник вашего малыша. М. 2005 г.

176.Школа игры на фортепиано. Сост. Кисель Э., Натансон В.,

Николаев А., Сретенская Н. М.1961г., 1963 г.

177.Школа игры на фортепиано для 2-го года обучения. Сост.

Кувшинников В., Соколов М., М. 1964 г.

178.Школа-самоучитель игры на фортепиано. Учебно-методическое

пособие. Сост. Катанский М. М., 2001.

179.Шмитц. Джаз-парнас. III ч. Лейпциг, 1980.

180.Шпиндлер Ф. Альбом для юношества. Новосибирск, 1999 г.

181.Шуман Р. Альбом для Юношества. Ред. В.Мержанова. М. 1992 г.

182.Этюды для техники левой руки. Сост. А.Кантор, А.Трауб. М. 1993 г.

183.Юным пианистам. 2 класс. 2 изд. Ред.-сост. Н.Маркевич, В.Шульгина.

Киев, 1990 г.

184.Юный пианист. 1- 2 классы ДМШ. Вып.1. Ред. Л.Ройзмана,

В.Натансона. М. 1986 г.

185.Юный пианист. 3-5 классы ДМШ. Вып. 2. Сост. и ред. Л.Ройзмана,

В.Натансана. М. 1989 г.186.Юный пианист. 6-7 классы ДМШ. Вып. 3.

Сост. и ред. Л.Ройзмана, В.Натансона. М. 1961 г.

187.Якушенко И. Джазовый альбом для фортепиано. М. 1988 г.




Критерии оценок к таблице №2


1.Выразительность исполнения:

Яркое, выразительное исполнение (5 баллов)

Недостаточно выразительное исполнение (4 балла)

Невыразительное исполнение (3 балла)

2.Технический уровень:

Хороший (5),

с небольшими погрешностями (4),

слабый (3)

3.Общехудожественный уровень:

Выразительное, эмоциональное, технически и композиционно выстроенное исполнение (5 бал­лов)

Небольшие погрешности в художественном, техническом плане (4 балла)

Невыразительное исполнение в сочетании в техническими погрешностями (3 балла)

4.. Стабильность исполнения:

Все произведения сыграны на хорошем уровне (5 баллов)

Произведения исполнены нестабильно, были отдельные погрешности (4 балла)

Во всех произведениях были погрешности, остановки, ошибки (3 балла)

5.Общая оценка:

Складывается из суммы баллов по вышеуказанным параметрам. Шкала оценок - трехбалльная.








Таблица №2. Диагностика развития и эффективности обучения учащихся в концертно-практической деятельности (контрольные уроки, зачеты, академические концерты)

по предмету «Общее фортепиано»

Год наблюдения:

Преподаватель:








Список учащихся

Класс

Параметры оценки

начало года (конец 1 четверти)


Параметры оценки

конец года (конец 4 четверти)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Выразитель-ность

Технический уровень

Общехудожест-венный уровень

Стабильность

Общая оценка

Выразитель-ность

Технический уровень

Общехудожест-венный уровень

Стабильность

Общая оценка










Критерии к Таблице №1

  1. Музыкальные способности - отличные (О), хорошие (X), средние (С).

  2. Отношение к занятиям - достаточно добросовестное (ДЦ), недостаточно добросовестное (НД).

  3. Эффективность обучения - хорошая (X), недостаточно хорошая (НХ), малоэффективная (МЭ).

  4. Волевые качества - достаточные (Д), недостаточные (НД).

  5. Оценка достижений на контрольном уроке или зачете - 5, 4, 3 (Шкала оценок - трехбалльная)


Таблица 1: Диагностическая карта развития учащихся по предмету « Общее фортепиано»


Год наблюдения:

Преподаватель:










Список учащихся

Класс

Параметры оценки

начало года (конец 1 четверти)


Параметры оценки

конец года (конец 4 четверти)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Музыкальные способности

Отношение к занятиям

Эффективность обучения

Волевые качества

Оценка достижений на

контрольном

уроке

Музыкальные способности

Отношение к занятиям

Эффективность обучения

Волевые качества

Оценка достижений на контрольном уроке






Основные формы и методы работы.

Основной формой работы по общему фортепиано является учебное занятие. Тип занятий следует определить как комбинированные, так как в каждом из них обычно представлено несколько дидактических целей и в различных вариантах сочетаются все основные виды учебной деятельности:

  • проверка домашнего задания;

  • изучение нового материала;

  • проверка усвоения знаний и навыков.

На занятиях по общему фортепиано применяются словесные, наглядные и практические методы работы.

Образовательная программа по дополнительному инструменту Фортепиано

47


© 2010-2022