Методический доклад «Вокально-тембровая культура хорового исполнения»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методический доклад


«Вокально-тембровая культура

хорового исполнения»






Подготовил преподаватель

Хулимсунтской ДШИ

Ручей О.В.




2015 год

ВОКАЛЬНО-ТЕМБРОВАЯ КУЛЬТУРА ХОРА

Вокально-тембровая культура хора основывается на выявлении такого сложного и многозначного понятия, как эстетика звука, его красочности, тембристости.

«Пение, прежде всего, должно быть красивым, - говорил А.В.Свешников, - ни вокальная техника, ни музыкальный темперамент, ни талант артиста, который хочет передать глубину, силу, оттенки переживаний, ни самая сильная, высоко звенящая нота в голосе певца, - ничто не произведет должного впечатления, если в голосе нет красоты». Певческие голоса в хоре, как правило, бывают, различны по своим вокальным параметрам, и задача дирижера состоит в том, чтобы собрать звучность хора в единый поток, придать ему красивость. Воспитание певческих навыков тесно связано со слуховыми представлениями певца, его музыкальностью. Чрезвычайно важный момент в организации процесса звукоизвлечения - взаимодействие дыхания, положение и работа гортани, резонаторов.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.

В методике пения установились определенные профессиональные приемы, связанные с постановкой голоса, организующая система которой выражена понятием «певческая установка», т.е. положением, которое певец должен принять перед началом пения (звукоизвлечения). Правильное положение корпуса положительно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца в момент пения способствует лучшей организации звука.

Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять (или сидеть) прямо, подтянуто, но не напряженно, не сутулясь. Правильное положение корпуса - это равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо. При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Эти условия имеют важное значение в репетиционной работе хора, настраивают певцов на трудовой ритм и строгую дисциплину.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ.

Пение - сложный процесс взаимодействия дыхания, связок и резонаторов, поэтому необходима правильная работа всех составных частей голосового аппарата. Воспитание певческих навыков происходит в тесной связи с музыкальным развитием певца, усовершенствованием его слуховых представлений. Слух и мышечные ощущения рефлекторно связаны. Слуховые представления составляют тут необходимую основу, на которой развивается профессиональная техника певца. Предслышание всегда опережает пение, в мысленных слуховых представлениях возникает идеальный звук в его точной форме - сила, высота, тембр и слово, которое в следующий момент должно быть воспроизведено. При этом слух контролирует соответствие воспроизведенного звука, представленному. Таким образом, музыкальное развитие певца, его слуховая культура - база, на которой строится профессиональное певческое мастерство.

Современная вокальная педагогика придает большое значение правильной организации дыхания в процессе пения и считает, что оно играет важную роль в формировании звука, в выполнении различных технических приемов и музыкально выразительных задач.

Обычно дыхание принято классифицировать по типам, но это условно. Различают четыре типа дыхания:

Ключичное или верхнереберное;

Средне реберное или грудное;

Брюшное или дифрагматическое;

Грудобрюшное;

Наименование типа дыхания говорит о том, что в этой части дыхательного аппарата грудной клетки преобладает движение. Под ключичным дыханием или верхнереберным подразумевается такой вид дыхания, при котором преобладает движение верхних ребер, ключицы и плеч, расширяются в основном верхушки легких, количество воздуха в легкие незначительно.

При грудном типе дыхания преобладает движение средних ребер, легкие заполняются на половину, диафрагма принимает незначительное участие.

При брюшном типе дыхания преобладает движение диафрагмы, наполняются воздухом нижние части легких.

При грудобрюшном дыхании грудная клетка расширяется в средней и нижней части с одновременным снижением купола диафрагмы, что приводит к расширению передней стенки живота. Этот тип дыхания считается наиболее целесообразным для пения

Процесс певческого дыхания состоит из трех непрерывно следующих друг за другом этапов:

1. Взятия дыхания (вдох). Вдох делается бесшумно, при этом не должны подниматься плечи. Певческий вдох более глубокий, чем обычный
жизненный. Для начинающих певцов вдох можно сравнить с вдыханием аромата цветов.

2. Короткая задержка дыхания, которая дает возможность певцу собраться и ощутить объем, плотность взятого дыхания (так называется певческая установка), а также обеспечивает точное вступление, интонирование без «подъездов», «вползания».

3.Выдох должен быть экономным, в зависимости от характера произведения ровным или пульсирующим. Умение исполнять длинные непрерывные фразы на одном дыхании, правильно распределять дыхания, регулировать его давление на связки - это важнейшие компоненты вокальной техники, которые вырабатываются у певцов, только при условии строгой постоянной дисциплины организованности дыхания во время пения.

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ

В хоровой литературе часто встречаются произведения и отдельные эпизоды в партиях, которые должны исполняться без общей, заметной для всего хора сменой дыхания, в этом случае используют цепное дыхание. Цепное дыхание - это вокально-хоровой прием, обеспечивающий непрерывное звучание хора (без цезур) в течение продолжительного времени. Главная особенность цепного дыхания заключается в том, чтобы смена дыхания производилась певцами хоровой партии не одновременно. В практике работы с хором применяют многие методы выработки ровного цепного дыхания, в частности певцам следует избегать взятия дыхания на границах музыкальных фраз, на тактовых чертах, т.е. «делать вдох не там, где дыхание просится», но добирать дыхание в том случае, когда сосед (певец, находящийся рядом) «тянет» звук. Непременным условием пения на цепном дыхании является механизм взятия дыхания через нос. Пение музыкальной фразы на цепном дыхании обычно характеризуется плотным и ровным legato.

Правильно организованное дыхание хоровых певцов -главная задача хормейстера в его вокальной работе с хором. В процессе репетиций дирижеры обычно детально и кропотливо рассматривают моменты взятия дыхания, соотносят дыхательный процесс со звуковедением, фразировкой.

ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

Атака - начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Атака звука - первоначальный и основной момент в работе над ансамблем, строем, дикцией, музыкально фразировочной выразительностью.

Неверная атака, вялость подачи звука, его не собранность или резкость, зажатость звука - может явиться причиной неправильного интонирования.

Принято различать три основных типа атаки: мягкая, твердая, придыхательная.

Это разделение условно, т.к. существует множество средних вариантов приближающихся к одному из основных типов.

Мягкая атака характеризуется тем, что связки сближаются и начинают колебаться одновременно с началом выдоха. Между складками остается небольшая щель, через которую свободно проходит выдыхаемый воздух, связки колеблются всей своей массой.

При твердой атаке - голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха, под складками образуется большое давление, и воздух с силой прорывается сквозь сомкнутые складки. При этом в колебательное движение приходят только внутренние края.

Придыхательная атака характеризуется смыканием голосовых складок после начала выдоха, т.е. сначала выходит часть воздуха и только потом появляется звук.

Различные формы атаки широко используются в хоровой практике. Форма атаки зависит от характера произведения, лирических, распевных - мягкая атака; в маршевых, героических твердая. Придыхательная атака используется чаще в учебной работе для освобождения зажатого звука и очень редко для изображения звуковых эффектов.

В певческой практике в качестве более целесообразной форм, звукообразования утвердилась мягкая атака звука, которая сохраняя чистоту тембра и создает условия для эластичной работы связок.

Твердую атаку следует применять с большой осторожностью, следя за тем, чтобы не возникло пересмыкания связок, которая рождает звук с горловым оттенком, лишает голос гибкости эластичности и может привести к травмированию связок.

Независимо от характера атаки звука необходимо соблюдая условия певческого звукообразования:

1. Группа вступающих голосов хора пользуется однотипной атакой звука;

2. Перед атакой звука нужно мысленно представить его высоту, силу и характер, а также форму гласной и затем брать звук легко и спокойно.

3. При атаке не должно быть "подъездов" и шумовых призвуков. Согласные, предшествующие гласной, произносятся четко и


© 2010-2022