- Преподавателю
- Музыка
- Музыкальный кружок (цель, задачи, план)
Музыкальный кружок (цель, задачи, план)
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зорина Г.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Музыкальное воспитание в школе является неотъемлемой частью единого воспитательного процесса.
В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса.
На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Воспитание ребенка через музыкальное искусство и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников на кружковом занятии обусловили необходимость разработки данной программы.
Цель программы - развитие навыков ансамблевого и сольного пения,
обогащение духовной культуры детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении
- формировать у детей потребность общения с высокохудожественными
образцами песенной музыки;
- учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
- воспитание музыкально развитых школьников;
- воспитывать музыкальный вкус;
- воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
Развивающие:
- развивать вокально-хоровые навыки;
- развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;
- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Направления работы:
-
работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошими
музыкальными данными; -
индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;
-
работа с хоровыми группами, которые организуются по мере
необходимости.
Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий художественно - эстетического направления. В кружке на добровольной основе занимаются дети 5 - 9 кл. сольным и ансамблевым пением.
Основной формой работы в музыкальном кружке являются групповые и индивидуальные занятия по расписанию.
Общая структура занятия включает следующие разделы:
1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.
2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.
3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, работа над фразировкой, дыханием, интонацией ...) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).
4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что - непонятным...)
В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:
-
различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);
-
выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;
-
знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;
-
уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности, правильно распределять дыхания в длинной фразе;
-
участвовать в конкурсах и концертах, уметь чувствовать исполняемые произведения, повышать сценическое мастерство;
-
понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Методы оценки результативности программы:
-
посещаемость;
-
фиксация занятий в рабочем журнале;
-
отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);
-
практический результат.
Способы определения результативности программы:
-
самостоятельное исполнение разученных песен;
-
использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;
-
развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,
доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.
Формой подведения итогов реализации данной программы являю
-
конкурсы на лучшее исполнение внутри коллектива;
-
участие в календарных и тематических школьных праздниках, районных мероприятиях;
-
отчетный концерт
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема
Кол час
Дата
1.
2
3
4
5
6
Вводное занятие. Роль музыкального кружка в жизни школы.
Правила работы с фонограммой
Подготовка к тематическому концерту «Нижний земля моя»
Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами (мелодия, гармония, лад)
Подготовка к Дню пожилых людей,
Подготовка к празднику «Учитель, наш поклон тебе!»
1
1
2
1
2
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
Вокальные навыки в исполнительском мастерстве.
Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Творчество и импровизация.
Навыки работы с микрофоном
Подготовка к 8 Марта и 23 февраля
Подготовка к районному конкурсу детского творчества
Отчётное занятие музыкального кружка
1
4
3
3
4
8
2
Методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе кружка должна составлять не менее 10 -12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).
В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:
- словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);
- наглядно - слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);
- стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);
- метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);
- репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.
Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:
-
музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
-
музыкальный центр, телевизор;
-
аудиокассеты, диски;
-
музыкальная литература, распечатки нот.