Внеклассное мероприятие по музыке Музыкальный волшебник М. И. Глинка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальный волшебник М.И.Глинка

Цель: познакомить с творчеством русского композитора М.И.Глинки;

Участники: фея Музыки, Скрипичный ключ.

Предварительная подготовка: подготовить необходимые фонозаписи ; костюмы ведущих, презентация о композиторе.

Ход мероприятия

Звучит начало «Вальса - фантазии» М.И.Глинки. Появляется фея Музыки.

Фея: Волшебное мгновение, когда звучит прекрасная музыка. Так хочется, чтобы мелодия не останавливалась, чтобы она продолжалась как можно дольше. Какой замечательной пьесой открывается сегодняшнее наше свидание с музыкой. Она называется «Вальс-фантазия», и написал её великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (показ презентации)

Скрипичный ключ (вбегает): Я не опоздал? Здравствуйте,ребята!

Фея: Ты успел вовремя, дорогой Скрипичный ключ! Ребята, вы угадали, что это за помощник явился к нам на день музыки? Конечно, это ваш старый знакомый - Скрипичный ключ, командир над всеми нотами.

Ключ: Я мчался из всех сил, словно паровоз, который изобразил композитор М.И.Глинка в своей «Попутной песне» Помните, вначале музыка такая быстрая,бурная, она рисует, как паровоз изо всех сил мчится по рельсам (напевает начало мелодии…)

Фея:Дорогой Скрипичный ключ, ты не только пришел вовремя. Кроме того, ты даже начал разговор о композиторе, с чьей музыкой мы сегодня встретимся, - о Михаиле Ивановиче Глинке.

Ключ: Вот здорово! Я так люблю музыку Глинки! А ещё мне нравятся слова, которые он сказал о музыке. Знаете, ребята, Михаил Иванович Глинка сказал: «Музыка - душа моя!»

Фея: И самое интересное заключается в том, что он произнёс эти слова, когда был ещё совсем маленьким мальчиком и в усадьбе его родителей с ним музыкой занимался его учитель. Но маленький Миша так часто отвлекался, потому что уже тогда мысли его были полны музыкальных звуков.

Ключ: А где же мальчик её мог слышать? Ведь ни радио, ни телевидения тогда ещё не существовало?

Фея: Во первых, у маленького Миши Глинки была очень музыкальная няня. ВЫ её исполнении мальчик услышал много русских народных песен - и печальных , и веселых, любовь к которым пронес через всю свою жизнь. Сам М.И.Глинка, когда вырос и стал композитором, вспоминал: «…песни, слышанные мной в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную русскую музыку.»

Ключ: Да, Миша Глинка родился недалеко от Города Смоленска, где издавна славились народные пецы-умельцы. А няня его Авдотья Ивановна слыла одной из лучших песенниц. Голос у неё был низкий, звучный и вместе с тем мягкий, словно бархатный, как запоет бывало (напевает):

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Растет-цветет высокий дуб

В могучей красоте.



Фея: А ты знаешь, Скрипичный ключ, ведь в последствии композитор М.И.Глинка на основе этой песни написал удивительную музыку - вариации. Послушайте ребята, как меняется в вариациях Глинки одна и та же мелодия, Композитор словно каждый раз помещает её в новую, красивую рамочку: тему мы узнаем, а наряд стал совершенно иным, чем прежде.

Прослушивание вариации М.И. Глинки на тему «Среди долины ровныя»

Ключ: М.И.Глинка много путешествовал. Но его поездки за границу не были простым отдыхом. Глинка отправлялся туда для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими педагогами, ведь в России в то время не было музыкальных учебных заведений.

Фея: И каковы были успехи Михаила Ивановича? Радовал ли но своих педагогов или огорчал их?

Ключ: Юный Глинка занимался так старательно, что вскоре просто-напросто превзошел своих учителей. ОНИ САМИ ОБ ЭТОМ ГОВОРИЛИ. Глинка много и усердно занимался, и вскоре его самого стали называть словом «маэстро», что значит учитель.

Фея: Но все же Михаил Иванович очень тосковал по своей любимой родине. У него даже есть музыкальная пьеса, которая так и называется «Разлука». Я хочу, чтобы мы сейчас с вами послушали её. Пусть эта пьеса несколько велика по объему, зато какие красивые мелодии сочинил для неё композитор. Послушайте, начало пьесы напоминает плавный, задумчивый напев. Мелодия вращается вокруг одних и тех же звуков, и, кажется, словно это мысли человека постоянно возвращаются к одному и тому же - думам о своей родине. Но вот в середине пьесы мелодия несколько оживляется, становится более светлой. Наверное, вспомнилось что-то доброе, может быть даже веселое. А в конце грустная тема вновь возвращается.

Ключ: Можно представить себе , что сам Глинка возвращается к себе на родину, домой, в Россию. Он едет в экипаже и грустит оттого, что ехать приходиться так долго.

Прослушивание ноктюрна М.И. Глинки «Разлука»

Ключ: Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть музыка, посвященная родной при роде. Давайте послушаем его романс, который называется «Жаворонок». Мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся. А музыкальное сопровождение словно передает чириканье маленькой птички, которая то спускается совсем близко к земле, то вновь поднимается ввысь.

Фея: Жаворонок - первая весенняя птичка, говорят, что её прилет знаменует начало теплой поры. Поэтому Глинка своей музыкой передает радостное настроение, которое охватывает человека от того, что наконец пришло прощание с зимой и наступает весна-красна.

Прослушивание романса М.И.Глинки «Жаворонок»

Фея: Вот видите таланту композитора были подвластны все стороны человеческой жизни - тоска по родине, радость от встречи с весной.

Ключ: Я рад, что сегодня ребята познакомились с музыкой великого русского композитора М.И.Глинки

Фея: Да, я надеюсь, что они запомнили и романс «Жаворонок», и ноктюрн «Разлука».

Ключ: Но о произведениях этого композитора можно рассказывать очень долго. Поэтому давайте скажем музыке М.И.Глинки «до свидания», а это значит - до новых встреч.

© 2010-2022