Интеграция и синтез искусств на уроках музыки в современной школе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеграция и синтез искусств на уроках музыки в современной школе.

МКОУ Манушкинская СОШ

г.Чехов, Московская область

Горькаева Ольга Ивановна

Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать

в своём воображении настроение. Поэзия слова

даёт мысль, и по ней нужно создать образ и

настроение, а музыка даёт настроение, и по нём

надобно воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Музыка и живопись, поэзия и проза - все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись - в красках, проза и поэзия - в слове.

Художники создают наглядные образы. Они могут не только услышать, прочитать, но и увидеть яркий образ и соотнести его с музыкальным и литературным.

Проследить связь музыки с живописью довольно сложно, но она существует, и эти два вида искусства тесно связаны между собой. Великие талантливые музыканты вдохновляли художников на создание портретной живописи: портрет М. Мусоргского написал И. Репин, Ф. Шаляпина - В. Серов, К. Коровин, С. Рахманинова - К. Сомов, Л. Пастернак.

Создание многих пейзажных образов принадлежат композиторам - классикам: П.И. Чайковскому «Времена года», Э. Григу «Утро», а также композиторам - импрессионистам - К. Дебюсси, М. Равелю. Их творчество во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии, достигшей большой красоты и утончённости. Слушая на уроке музыки пьесу М. Равеля «Игра воды», учащиеся могут запечатлеть ее в рисунке.

И живопись и музыка всегда стремились к воплощению нового миропонимания, которое пришло с эпохальными открытиями в естественных науках, высветивших существование, почти невидимого космоса за пределами видимого мира. И музыка и живопись устремились на завоевание бесконечного космического пространства. И многие композиторы, начиная с Шенберга, и художники, начиная с Кандинского, посвятили свое творчество новому миропониманию и мироощущению.

Но и предметность в живописи, и тональность в музыке были, есть и будут желанными категориями в этих видах искусства, отнюдь не отвергая, а еще более подчеркивая достижения великих художников и музыкантов XX века.

Мы всегда будем грустить и у полотен Левитана и, слушая соло валторны из 2-ой части V симфонии Чайковского, нас всегда будет волновать трепетная живопись Клода Моне и импрессионистический мир звуков Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Замечательно, что эти виды искусства ведут нас по пути познания жизни, духовно обогащая внутренний мир человека.

Для каждого народа одной из главных задач является сохранение культурных традиций и передача их от старшего поколения к младшему.

Школа - это главное звено в познании культуры, интеллектуальных и духовных достижений народа. Нас, современных педагогов на данном этапе волнует недостаточное внимание к духовно - нравственному воспитанию детей. Предметы гуманитарно - эстетического цикла должны стать курсами именно искусства, развития художественного мышления и творчества.

Интеграция данных предметов, способствующих формированию условной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире

1

в целом. Взаимодействие зрения, слуха, обоняния, осязания и других чувств в процессе восприятия и анализа художественного произведения обозначается как синестезия - "соощущение", "пересечение чувств". Психолингвистический термин был усвоен искусствоведением, культурологией, методикой преподавания искусств.

В своей практике, опираясь на теорию синестезии, я использую различные виды искусств для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе, тем самым включая различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись - зрительные, архитектура - пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных искусств на уроках искусства позволяет "озвучить" и "оживописать" текст, картину и музыку, пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Целостную картину мира могут вызвать и синтетические виды искусства - кино, театр.

Вместе с тем использование произведений искусств на уроках искусства может иметь и другой смысл - развитие чувств и эмоциональной сферы учащихся. В идеале ученик должен воспринимать и произведение искусства с включением всех механизмов синестезии. В этой связи В.В. Вансалов замечал, что можно "слышать" живопись и "видеть" музыку.

Талантливый человек слышит, видит, постигает в звуках, красках, картинах культурный универсум художественного произведения. Поэтому одним из основных психологических механизмов интеграции является возникновение в сознании обучаемого цепи ассоциаций, связанных между собой общими звеньями.

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире.

«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган.

Отображая окружающий мир, композитор, художник, писатель и поэт мыслят образами. Рассматривая их во взаимосвязи, мы активируем фантазию, воображение, артистичность. При использовании на уроках изобразительного искусства, музыки, МХК литературных произведений более глубоко раскрывается смысл произведения, развивается ассоциативное мышление, создаётся реальный образ. Здесь важно, чтобы педагоги были объединены общей идеей, сами создали коллектив единомышленников, могли выстроить урок так, что бы предметы ни конкурировали в уроке, а плавно дополняли друг друга.

На интегрированном уроке могут работать два учителя одновременно. Диалог на таком уроке ведут не только дети и учитель, но и учитель - учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия и сотрудничества. Проживание, переживание и сопереживание - основные факторы такого урока.

Уровни (ступени) интеграции.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему).

2

Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. Например, тема: «Природа в творчестве композиторов, художников, писателей и поэтов».Так, репродукция картины И.Левитана «Вечерний звон» сравнивается с русской народной песней «Вечерний звон» в исполнении Н.Кадышевой. Стихотворение И.Козлова «Вечерний звон» стало основой известной песни.

Анализируя просмотренную репродукцию И. Левитана «Вечерний звон», учащиеся представляют и описывают музыку, наиболее подходящую к картине. А, услышав песню «Вечерний звон», отмечают созвучность картины и песни.

Такая тема, как «Музыка народов мира» нашла свое отражение не только в предмете «музыка», но и МХК (автор Г.А.Данилова). Прекрасно раскрыть тематику помогло мероприятие «В песне - душа народа», в котором принимали участие дети 4 - 11 классов

(Интегрированный урок Музыка - МХК «В песне - душа народа».)

Героико - патриотическая тема в искусстве: «Образ защитника Отечества

2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов). В рамках предметов изобразительного искусства и музыки решается проблема «Как музыка и изобразительное искусство влияют на настроение человека». Тема: «Звук может быть окрашен, а цвет может звучать»

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

Концепция «Здоровье сберегающая сила музыки».

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен знать, что такие уроки имеют особую структуру построения.

Рассмотрим примеры интегрирования.

Мы предлагаем свои схемы построения такого урока:

1 тип. Работают два учителя одновременно

2 тип. Два урока. 1 урок - образ музыкальный. 2 урок - продолжение - образ изобразительный.

3 тип. Самостоятельная работа учеников в сотрудничестве с учителями разных областей наук.

Работа по первому типу.

Диалог ведут не только дети и учитель, но и учитель - учитель, создавая атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.

Учителя раскрывают тему, дополняя друг друга, каждый придерживаясь точки зрения своего предмета. Задача детей на каждом этапе - представить образ, найти главные черты и перевести его в словесный, либо создать образ изобразительный (предлагаем: в карточке написать 6 слов - ассоциаций от увиденного, услышанного, либо отметить в карточке те чувства, которые испытали в ходе слушания или рассматривания произведения.)

Второй тип

1 этап. Виртуальная экскурсия в природу, наблюдение за предметом или явлением.

В течение года - наблюдение за изменениями в природе.

Слушание музыки «Ноктюрн» Ф. Шопена или симфонии П.И. Чайковского «Зимние грезы» с последующим изображением в рисунках:

После прослушивания «Ноктюрна» Ф. Шопена собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Благодаря интеграции легче объяснить детям сложные понятия. В начальной школе мы знакомим детей с понятием внутренняя и внешняя красота. Здесь нельзя опираться только на произведения художников. (В старшем звене мы учимся читать символику портрета, атрибуты, помогающие разобраться в мире переживаний и характера изображённого человека.) Произведения художников требуют поддержки, пояснения музыкальным и литературным творчеством. На помощь приходят музыка Р. Корсакова и русская сказка. В сказке много невероятного, волшебного, невозможного и фантастического, но именно она открывает перед нами мир, преподносит урок.

3

«Красивый человек», какой смысл мы вкладываем в это понятие. А может ли красивый человек быть злым? Конечно, дети скажут, что не всегда совпадает добро и красота. Прошу привести пример из сказки. Дети приводят пример - «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Мачеха красивая внешне женщина, но очень злая.

Дети говорят, что душа у неё тёмная. Баба Яга совсем другое дело - её внешний вид отражает её характер. Духовная красота - чистая, добрая, отзывчивая душа, готовая встать на защиту, спасти, помочь в любой ситуации.

Русские богатыри - символ физической красоты. Они сильны телом и духом, они защитники Руси, народа. Знакомимся с произведением В. Васнецова «Богатыри». Включаем в урок произведение А.П. Бородина «Богатырская» и древне - русской литературы - былины о богатырях. Могут помочь и современные мультфильмы, которые создают доступный и яркий образ русского богатыря.

Современные дети сравнивают богатыря с героями боевиков, актёрами зарубежного и российского кино. Именно такие уроки помогают детям разобраться, что сильный человек не всегда бывает добрым.

Ещё одно понятие «красота природы». Вот здесь для творчества благотворная почва. Больше всего уроков именно на эту тему «Портрет дерева - березы», «Осень в творчестве художников, композиторов, поэтов», «Времена года», «Образ родной земли». Обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, С.А. Есенина, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, народному творчеству и приходим к выводу: «Красоту нужно уметь видеть». Два волшебных дерева за окном школы нам в этом помогут. Наблюдать за клёном и берёзкой большое удовольствие. На клёне весной рождаются, а по осени падают звёзды - листья. Берёзка - русская красавица. Липкие нежные листочки, словно маленькие капельки, серёжки дрожат от ветра, но чем ни русская девушка?

В старшей школе интеграцию предметов музыки и изобразительного искусства проводим в теме «Великие темы в искусстве» («Образ матери - великая тема жизни»), «Батальный жанр» («Образ заступника, защитника земли русской»).

В шестом классе проводим урок-введение в искусство «Цвет может звучать, а звук может быть окрашен». Урок раскрывает связь музыки и живописи, как художник может изобразить музыку.

Литература, изобразительное искусство, музыка образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

Принимая участие в школьных праздниках, таких как «Семейные традиции», «В песне - душа народа», ребята становятся ближе к своим родителям, родственникам, узнают о традициях своей семьи и своих одноклассников. После праздника «В песне - душа народа», учащиеся почувствовали свою значимость, поняли, насколько важно знать культуру своего народа и народов мира.

Интегрированный урок, занятие требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Такой урок носит практическую направленность: развивает и реализует творческие способности учащихся через проекционную деятельность. Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом.

Так учащиеся в рисунках передали свое отношение к песне.

Интегрированные уроки являются эффективной формой организации учебной деятельности, повышения уровня художественно - эстетического сознания, овладения необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. Тарасов - «Музыка в семье муз»

2. С. А. Казанцева - «Культурология»

3. Уильям Ф. Пауэлл - «Живопись»

4



© 2010-2022