Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет Администрации Змеиногорского района Алтайского края

по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Октябрьская

средняя общеобразовательная школа Змеиногорского района Алтайского края


«Согласовано»

Руководитель МО учителей

гуманитарного цикла__________ Е.Н.Кравцова

Протокол №_______ от

«____»____________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Октябрьской СОШ

__________

«____» 2015г.

Утверждаю

Директор МБОУ

Октябрьской СОШ

________ О.Н.Вальдер

Приказ №_____ от

«____» ________ 2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

5 класс

(Основное общее образование)

Срок реализации программы2015 -2016учебный год

Программа: Музыка. 5 - 7 классы. Искусство. 8 - 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - 4-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 2016 г.

Учебник: Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.



Составитель: Аверкина Н.В. учитель музыки

п. Октябрьский 2015



1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизни;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлечённости; принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям фе­дерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.



2.Общая характеристика учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе, приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Преподавание учебного предмета «Музыка» осуществляться по программе и завершенной предметной линии с 5 по 7 классы основного общего образования по УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Музыка», представленному в федеральном перечне учебников в объёме не менее 105 ч (по 35 ч в каждом классе).

В соответствии с базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия - связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Учебно-методический комплект «Музыка 5» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Сборник рабочих программ. Музыка. 5 - 7 классы. Искусство 8 - 9 классы

  • Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы.

  • Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2015г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2010 г.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка».


Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

познавательные

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально- творческой деятельности;





5.Содержание учебного предмета

Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм:

двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX- XX вв. Духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), Западноевропейская и русская музыка XVII-XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк- рок, арт-poк), мюзикл, диско-музыка. Информационно коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альттенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

Содержание программы 5 класса раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Тема первого полугодия «Музыка и литература» (17 ч.) развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч.)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

При реализации школьного курса музыки в 5классе учтены материально-технические средства данного образовательного учреждения, а именно:

- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома;

- осуществление дифференцированного подхода при обучении музыки;

- организация исследовательской (проектной) деятельности.



Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования:


Виды организации учебной деятельности

Основные виды контроля при организации контроля работы:

Формы контроля:


- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа


- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

-мониторинговый


При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а так же наблюдение

- самостоятельная работа

- тест




6. Тематическое планирование.


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Музыка как

вид искусства.

Музыка и литература

Музыкальный

образ и музыкальная драматургия








Музыка в современном

мире: традиции

и инновации

«Что роднит музыку с литературой». ≪Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…≫. ≪Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах…≫. ≪Звучащие картины≫. ≪Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…≫ (3 ч).

«Фольклор в музыке русских композиторов».

≪Стучит, гремит Кикимора…≫. ≪Что за прелесть эти сказки…≫ (2 ч).

«Жанры инструментальной и вокальной музыки». ≪Мелодией одной звучат печаль и радость…≫. ≪Песнь моя летит с мольбою…≫ (1 ч).

«Вторая жизнь песни». ≪Живительный родник творчества≫ (1 ч).

Раскрываются следующие содержательные линии: сюжеты, темы, образы музыки и литературы.

Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная).

Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы. Вокальная музыка.

Фольклор в музыке русских композиторов. Обобщение материала I четверти (1 ч).

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». ≪Перезвоны≫. ≪Звучащие картины≫. ≪Скажи, откуда ты приходишь, красота?≫ (1 ч).

«Писатели и поэты о музыке и музыкантах».

≪Слово о мастере≫. ≪Гармонии задумчивый поэт≫.

≪Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…≫. ≪Был он весь окутан тайной - чёрный гость…≫ (2 ч).

«Первое путешествие в музыкальный театр». ≪Опера≫. ≪Оперная мозаика≫. ≪Опера-былина ≪Садко≫. ≪Звучащие картины≫. ≪Поклон вам, гости именитые, гости заморские!≫ (1 ч).

«Второе путешествие в музыкальный театр». ≪Балет≫. ≪Балетная мозаика≫. ≪Балет-сказка ≪Щелкунчик≫ (1 ч).

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»(1 ч).

«Третье путешествие в музыкальный театр».≪Мюзикл≫ (1ч).

«Мир композитора» (1 ч).

Раскрываются следующие содержательные линии: жанры ≪симфония-действо≫, ≪кантата≫. Средства выразительности музыки и литературы. Хор. Симфонический оркестр. Певческие голоса. Музыкальные инструменты: струнные, челеста, флейта. Образы колокольности в музыке и литературе. Жанры фортепианной музыки. Серенада для струнного оркестра. Реквием. Приёмы развития в музыке и литературе. Контраст интонаций.

Опера. Либретто. Увертюра. Ария, речитатив, хор, ансамбль. Музыкальный и литературный портреты. Выдающиеся исполнители (дирижёры, певцы).

Балет. Либретто. Увертюра. Образы танцев. Симфоническое развитие.

Музыкальный фильм. Литературный сценарий. Мюзикл. Музыкальные и литературные жанры.

Обобщение материала II четверти (1 ч).

Музыкальный материал

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катано-ва. Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана. Родная земля. Я.Дубравин, слова Е. Руженцева. Жаворонок. М. Глинка, слова

Н. Кукольника. Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьёвой.

Во поле берёза стояла. Я на камушке сижу. Заплетися, плетень. Уж ты, поле моё. Не одна-то ли во поле дороженька. Ах ты, ноченька и др. Русские народные песни.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова. Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова. Вокализ. С. Рахманинов. Вокализ. Ф. Абт. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина ≪Метель≫ (фрагмент). Г. Свиридов. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). A. Лядов. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла ≪Времена года≫. П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла ≪Песни без слов≫. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский. Веснянка, украинская народная песня. Проводы Масленицы. Сцена из оперы ≪Снегурочка≫. Н. Римский-Корсаков.Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин. Снег идёт. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Снег. Из вокального цикла

≪Земля≫. М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима. Ц. Кюи, слова Е.Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы ≪Волшебная флейта≫. В.-А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. Dignare. Г. Гендель. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Сказка о царе Салтане... Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла ≪Звуки музыки≫. Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберёзского. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке ≪Буратино≫. Музыка и стихи Б. Окуджавы. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке ≪Алиса в Стране Чудес≫. Слова и музыка В. Высоцкого. Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Герш-

вина, русский текст В. Струкова. Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина. Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского

. Литературные произведения

Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрлёнис. Листопад. И. Бунин. Из Гёте. М. Лермонтов. Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из≪Сказаний русского народа≫, записанных И. Сахаровым.

Музыкант-чародей. Белорусская сказка. Венецианская ночь. И. Козлов. Война колоколов. Дж. Родари. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Снег идёт. Б. Пастернак. Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров. Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из ≪Маленьких трагедий≫ (фрагменты). А. Пушкин. Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин. Былина о Садко. Из русского фольклора. Миф об Орфее. Из ≪Мифов и легенд Древней

Греции≫.Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Произведения изобразительного искусства

Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин. Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки. Вечер. Золотой плёс. Над

вечным покоем. И. Левитан. Золотая осень. И. Остроухов. Осень. А. Головин. Полдень. К. Петров-Водкин. Ожидание. К. Васильев. Песня без слов. Дж. Г. Баррабл. Итальянский

пейзаж. А. Мордвинов. Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский. Вальсирующая пара. В. Гаузе Моцарт и Сальери. В. Фаворский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев. Садко. И. Репин. Садко. Палех. В. Смирнов. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский




Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их

восприятии и исполнении.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах, пластике.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п.

Использовать электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, видеозаписи исполнения музыкальных произведений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов.

Искать в Интернете произведения музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч)

Музыка как

вид искусства.

Музыка и

изобразительное

искусство





Музыкальный

образ и музыкальная драматургия.

«Что роднит музыку с изобразительным искусством» (1 ч).

«Небесное и земное в звуках и красках».

≪Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…≫.

≪Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…≫.

≪В минуты музыки печальной…≫. ≪Есть сила благодатная в созвучье слов живых…≫ (1 ч).

«Звать через прошлое к настоящему». ≪Александр Невский≫. ≪За отчий дом, за русский край…≫.

≪Ледовое побоище≫. ≪После побоища≫ (2 ч).

«Музыкальная живопись и живописная музыка». ≪Ты раскрой мне, природа, объятья…≫.

≪Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…≫. ≪И это всё - весенних дней приметы!≫.

≪Фореллен-квинтет≫. ≪Дыханье русской песенности≫ (2 ч).

«Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». ≪Весть святого торжества≫. ≪Древний храм златой вершиной блещет ярко…≫ (2 ч).

«Портрет в музыке и изобразительном искус-

стве». ≪Звуки скрипки так дивно звучали…≫. ≪Неукротимым духом своим он побеждал зло≫ (1 ч).

«Волшебная палочка дирижёра». ≪Дирижёры мира≫. «Образы борьбы и победы в искусстве». О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой!≫. ≪Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…≫ (1 ч).

Раскрываются следующие содержательные линии: взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Песенность. Знаменный распев. Песнопение. Пение acappella. Солист. Орган. Кантата. Триптих. Трёхчастная форма. Контраст. Повтор.

Смешанный хор: сопрано, альты, тенора, басы. Выразительность и изобразительность в музыке и изобразительном искусстве. Песня-плач. Протяжная песня. Певческие голоса (меццо-сопрано).

Образ музыки в изобразительном искусстве разных эпох. Музыкальная живопись и живописная музыка. Творческая мастерская композитора, художника. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.

Квинтет. Прелюдия. Сюита. Фреска. Орнамент. Тембры инструментов (арфа), оркестр. Концертная симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпретация. Роль дирижёра в прочтении музыкального про-

изведения. Группы инструментов симфонического оркестра. Выдающиеся дирижёры. Симфония. Главные темы. Финал. Принципы развития в симфонии.

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка в музыке и изобразительном искусстве.__ Обобщение материала III четверти (1 ч).

«Застывшая музыка». ≪Содружество муз в храме≫ (1 ч).

«Полифония в музыке и живописи». ≪В музыке Баха слышатся мелодии космоса…≫ (1 ч).

«Музыка на мольберте». ≪Композитор-художник≫. ≪Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…≫. ≪Вселенная представляется мне большой симфонией…≫ (1 ч).

«Импрессионизм в музыке и живописи». ≪Музыка ближе всего к природе…≫. ≪Звуки и запахи реют в вечернем воздухе≫ (1 ч).

«О подвигах, о доблести, о славе…». ≪О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!≫. ≪Звучащие картины≫ (1 ч).

«В каждой мимолётности вижу я миры…».

≪Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…≫.

≪Музыкальная живопись Мусоргского≫ (1 ч).

«Мир композитора». «Исследовательский проект». «С веком наравне» (1 ч).

Раскрываются следующие содержательные линии: органная музыка. Хор acappella. Архитектура - застывшая музыка. Католический собор. Православный храм. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Композиция. Форма. Музыкальная живопись. Живописная музыка.

Цветовая гамма. Звуковая палитра. Триптих. Соната. Импрессионизм. Прелюдия. Сюита. Интерпретация. Джазовые импровизации. Язык искусства. Жанры музыкального и изобразительного искусства.

Темы исследовательских проектов: ≪Быть может, вся природа - желанье красоты?≫, ≪Вся Россия просится в песню…≫, ≪Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах?≫, ≪Что за прелесть эти сказки…≫, ≪На земле родной не бывать врагу!≫,

≪Стань музыкою, слово…≫, ≪Всю жизнь мою несу

Родину в душе…≫, ≪Распахни мне, природа, объятья…≫, ≪О подвигах, о доблести, о славе…≫, ≪Небесное и земное в звуках и красках≫, ≪Музыкальный театр: содружество муз≫, ≪Что сердце заставляет говорить…≫, ≪В каждой душе звучит музыка…≫,

≪Музыка и литература в залах картинной галереи≫.

Обобщение материала IV четверти (1 ч).

Музыкальный материал

Знаменный распев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Богородице Дево, радуйся. Из ≪Всенощного бдения≫. П. Чайковский. Богородице Дево, ра-

дуйся. Из ≪Всенощного бдения≫. С. Рахманинов. Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого ≪Царь Фёдор Иоаннович≫. Г. Свиридов. Аве, Мария. Дж. Каччини. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Аве,

Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты ≪Александр Невский≫. С. Прокофьев. Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли). Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдия соль-диез

минор для фортепиано. С. Рахманинов. Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова. Фореллен-квинтет. Ф. Шуберт.

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Сюита-фантазия. Для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах. Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Кончерто-гроссо. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фраг-

мент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов. Вариации на тему Паганини (фрагмен-

ты). В. Лютославский. Симфония №5(фрагменты). Л.Бетховен.

Ария. Из ≪Нотной тетради Анны Магдалены Бах≫. И.-С. Бах. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрлёнис. Наши дети. Хор из ≪Реквиема≫. Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского. Лунный свет. Из ≪Бергамасской сюиты≫. Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. Кукольный кекуок. Из фортепианной сюиты ≪Детский уго-

лок≫. К. Дебюсси. Мимолётности № 1, 7, 10 для фортепиано.

С. Прокофьев. Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Коз-

лова. Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова. Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева. Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере ≪Хованщина≫. Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

Произведения изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухов. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублёв. Сикстинская Мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров. Александр Невский. Триптих: ≪Северная баллада≫, ≪Александр Невский≫, ≪Старинный сказ≫. П. Корин. Весенний этюд. Весна. Цветущие вишни. Дама в кресле. Водоём. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк. Бурный ветер. А. Рылов. Формула весны. П. Филонов. Весна. Большая вода. И. Левитан. Фрески собора Святой Софии в Киеве. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа. Н. Паганини. С. Конёнков. Антракт. Р. Дюфи. Скрипка. P. Дюфи. Скрипка. И. Пуни. Скрипка. К. Петров-Водкин. Скрипка. Е. Рояк. Симфония (скрипка). М. Меньков. Оркестр. Л. Мууга. Три музыканта. П. Пикассо. Ника Самофракийская. Восставший раб. Микеланджело. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Православные храмы и их внутреннее убранство. Готические соборы и их внутреннее убранство. Фуга. Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Соната моря. Триптих. М. Чюрлёнис. Реквием. Цикл гравюр. Вечно живые. Цикл

гравюр. С. Красаускас. Впечатление. Восход солнца. Руанский собор в полдень. К. Моне. Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Литературные произведения

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев. Мне в душу повеяло жизнью и во-

лей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слёзы. Ф. Тютчев. И мощный звон промчал ся над землёю... А. Хомяков. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Тол-

стой. Струна. К. Паустовский. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок. Берёзовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин. Реквием. Р. Рождественский. Я не знаю мудрости, годной для других...

К. Бальмонт.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыки. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).

Владеть терминами музыки и изобразительного искусства в пределах изучаемой темы.











Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их

восприятии, исполнении.

Использовать различные формы музицирования при выполнении творческих заданий, освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижи-

ровании.

Импровизировать в пении, игре, пластике, художественных импровизациях (рисование под музыку).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкальнообразовательной информации в Интернете.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами.

Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности).










Поурочное планирование

№урока

Наименование раздела программы, тема урока

К-во час

Раздел I

Музыка и литература

17

1-3

Что роднит музыку с литературой.

3

4-5

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

7

Вторая жизнь песни.

1

8

Обобщение материала 1 четверти

1

9

Всю жизнь мою несу родину в душе…

1

10-11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

12

Первое путешествие в музыкальный театр.

1

13

Второе путешествие в музыкальный театр.

1

14

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

15

Третье путешествие в музыкальный театр.

1

16

Мир композитора

1

17

Обобщение материала 2 четверти

1

РазделII

Музыка и изобразительное искусство.

18

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

19

Небесное и земное в звуках и красках.

1

20-21

Звать через прошлое к настоящему.

2

22-23

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

24-25

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

2

26

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

27

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

1

28

Обобщение материала 3 четверти

1

29

Застывшая музыка.

1

30

Полифония в музыке и живописи.

1

31

Музыка на мольберте.

1

32

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

33

О подвигах, о доблести, о славе.

1

34

В каждой мимолетности вижу я миры…

1

35

Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне. Обобщение материала 4 четверти.

1






























7. Материально-техническое обеспечение

  • Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.

  • Технические средства обучения: Компьютер, мульти проектор, экспозиционный экран.

  • Интернет-ресурсы.


  • Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

  • Музыка в 4-7 классах [Текст]: метод, пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Просве­щение, 1988.

  • Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

  • Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / под ред. Л. В. Школяр. - М. : Флинта, Наука, 1998.

  • Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. М.: Академия, 2002.

  • Халазбурь, П. Теория и методика музыкального воспитания [Текст] / П. Халазбурь, В. По­
    пов. СПб., 2002.

  • Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

  • Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании [Текст] / под ред. В. Д. Критской, Л. В. Школяр. - М.: Флинта, 1999.

  • Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. ~ М.: Просвещение, 1989.

  • Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просве­щение, 1989.

  • Веселые уроки музыки [Текст] / авт.-сост. 3. Н. Бугаева. - М.: ACT, 2002.

  • Ригина, Г. С. Музыка [Текст]: книга для учителя / Г. С. Ригина. - М.: Учебная литерату­ра, 2000.

  • Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.


В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Выпускник 5 класса научится:

  • понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании, импровиза­ции, игре на инструментах);

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.

9.Система оценки достижения планируемых результатов, освоения учебного предмета.

Критерии оценки:

  • Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

  • Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

  • Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

  • На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

  • При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

  • Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

  • Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;

  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

  • дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

  • ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

  • ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

  • ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.



© 2010-2022