- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 5-7 классы. ФГОС
Рабочая программа по музыке 5-7 классы. ФГОС
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мельниченко Н.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
от 31 августа 2015 года
протокол №1
Председатель педсовета
_________О.В. Чаушник
Рабочая программа
По предмету:__музыка____________________________________________
Уровень образования (класс): основное общее образование (5-7 класс)
Количество часов по программе: 102 часа (5класс -34ч, 6класс -34ч, 7класс- 34ч)
Учитель:____ Мельниченко Наталья Викторовна
Программа разработана на основе авторской программы по предмету "Музыка" для 5-7 классов общеобразовательного учреждения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и авторской программы для основного общего образования «Музыка V-VII классы»,- авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д .Критская (Москва. «Просвещение» 2011г).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5-7 классов общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, и авторской программы для основного общего образования «Музыка V-VII классы»,- авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д .Критская (Москва. «Просвещение» 2011г).В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических пер Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
-
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
-
овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
-
приобретение знаний и умении;
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения. Предмет "Музыка" изучается в V классе в объеме 34часа в год (1 час в неделю).
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
-
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
-
овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
-
приобретение знаний и умении;
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Изучение курса "Музыка" в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка:
-
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:
-
целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
-
умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;
-
умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-
умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
-
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;
-
представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
-
различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
-
различать основные жанры народной и профессиональной музыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:» "Музыка как вид искусства", «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире»: традиции и инновации. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства
Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточениесмысла.Музыка вокальная.симфоническая и театральная;вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Музыкальное искусство:исторические эпохи,стилевые направления национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства(Литература, изобразительное искусство). Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические и др.
Общие закономерности развития музыки:сходство и контраст.Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.Разнообразие музыкальных форм:двухчастные и трехчастные, вариации.рондо,сюиты,сонатно-симфонический цикл.Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа 19-20вв: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка 17-18вв., зарубежная и русская музыкальная культура 19в. ( основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов 20 в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм, и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь.Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.Пение:соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор. Певческие голоса: сопрано, альт. Тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ
5 класс
№ урока
Тема
Количество часов
Тема I полугодия: Музыка и литература (17 часов)
1
Что роднит музыку с литературой?
1
2-3
Вокальная музыка
2
4-5
Фольклор в музыке русских композиторов
2
6
Жанры инструментальной и вокальной музыки
1
7-8
Вторая жизнь песни. Живительные родники творчества
2
9
"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины
1
10-11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
2
12
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1
13
Опера-былииаН. А. Римского-Корсакова «Садко»
1
14
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
1
15
Музыка в театре, кино и на телевидении
1
16
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
17
Мир композитора. Обобщение материала II четверти
1
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
18
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
1
19
Небесное и земное в звуках и красках
1
20
Звать через прошлое к настоящему
1
21-22
Музыкальная живопись и живописная музыка
2
23
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
1
24
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1
25
Волшебная палочка дирижера
1
26
Образы борьбы и победы в искусстве. Обобщение материала III четверти
1
27
Застывшая музыка
1
28
Полифония в музыке и живописи
1
29
Музыка на мольберте
1
30
Импрессионизм в музыке и живописи
1
31
О подвигах, о доблести, о славе
1
32
В каждой мимолетности вижу я миры
1
33-34
Мир композитора.
2
Итого
34
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ
6 класс
№ урока
Тема
Количество часов
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18часов)
1
Удивительный мир музыкальных образов
1
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
1
3
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
1
4
Портрет в музыке и живописи.
1
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
1
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
1
8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
1
9
Мир старинной песни.
1
10
Образы русской народной духовной музыки.Народное искусство Древней Руси.
1
11
.Русская духовная музыка.
1
12
В.Г.Кикта.Фрески Софии Киевской. Духовный концерт.
1
13
«Перезвоны». Молитва.
1
14
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.
1
15
Образы скорби и печали.
1
16
Фортуна правит миром…».
1
17
Авторская песня: прошлое и настоящее.
1
18
Джаз- искусство xx века.
1
Мир образов камерной и симфонической музыки (16 часов)
19
Вечные темы искусства и жизни
1
20
Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.
1
21
Ночной пейзаж
1
22
Инструментальный концерт
1
23
Космический пейзаж
1
24-26
Образы симфонической музыки
3
27
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
28
Програмнаяувертюра.Л.ван Бетховен « Эгмонт».
1
29-30
Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «ромео и Джульетта».
2
31-33
Мир музыкального театра
3
34
Образы киномузыки
1
Итого
34
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7класс
№ урока
Тема
Количество часов
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки ( 18 часов).
1
Классика и современность
1
2
В музыкальном театре. Опера.
1
3
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».
1
4-5
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».
2
6
В музыкальном театре. Балет.
1
7-8
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».
2
9
Героическая тема в русской музыке
1
10-11
В музыкальном театре. «Мой народ- американцы. Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс».
2
12-13
Опера Ж .Бизе «Кармен».
2
14
Балет. Р.К .Щедрина « Кармен-сюита»
1
15
Сюжеты и образы духовной музыки.
1
16
Рок-опера Э.Л. Уэббер «Иисус Христос- супер-звезда».
1
17
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта».
1
18
«Гоголь - сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».
1
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16 часов).
19
Музыкальная драматургия- развитие музыки
1
20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка
1
21
Камерная инструментальная музыка: этюд
1
22
Транскрипция
1
23
Циклические формы инструментальной музыки
1
24-25
Соната
2
26-30
Симфоническая музыка
5
31
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси
1
32
Инструментальный концерт
1
33
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз».
1
34
Пусть музыка звучит
1
Тематическое планирование 5 кл
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов-
Тип урока
Виды деятельности учащихся
Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов
Музыка и литература
1
Что роднит музыку с литературой
1
вводный
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Воплощатьхудожественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации,
инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании
Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.
Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.
Определять характерные признаки музыки и литературы.
Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.
Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и, действах и т.п
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных)
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.
Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.
Закрепление и обобщение полученных знаний. Интонационно - образный анализ музыки
2
Вокальная музыка (романс, песня)
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье
3
Вокальная музыка (песня-романс)
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17;
запись названий известных народных песен,
любимых в семье
4
Фольклор в музыке русских композиторов
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего.
5
Фольклор в музыке русских композиторов
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Сочинение небольшой сказки в восточном
стиле
6
Жанры инструментальной и
вокальной музыки
1
Расширение и углубление знаний
Закрепление и обобщение
полученных на уроке знаний
7
Вторая жизнь песни
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Текущий, творческое задание.
8
Вторая жизнь песни
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение
полученных на уроке знаний
9
«Всю жизнь мою несу родину в душе…»
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 26-33.
Подбор произведений, близких
по настроению музыке и картинам
10
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
Расширение и углубление знаний
Чтение в творческой тетради
сказки Г. Цыферова
«Тайна запечного сверчка»
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
1
Расширение и углубление знаний
Чтение в творческой
тетради сказки Г. Цыферова
«Тайна запечного сверчка»
12
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 44-49
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
13
Опера-былииаН. А. Римского-Корсакова «Садко»
1
Расширение
и углубление знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
14
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
1
Расширение и углубление знаний
Творческаятетрадь, с. 40-43
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
15
Музыка в театре, кино, на телевидении
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
16
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 52-53
■
17
Мир композитора
1
Повторение и обобщение полученных знаний.
Закрепление и обобщение
полученных на уроке знаний
18
Мир Композитора
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт
Закрепление и обобщение
полученных на уроке знаний
Итоговый, музыкальная викторина
Музыка и изобразительное искусство
19
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
1
Вводный.
Сообщение и усвоение новых знаний
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.
Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.
Творческая тетрадь, с. 54-57
20
«Небесное и земное» в звуках и красках
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 58-61
21
«Звать через прошлое к настоящему»
1
Расширение и углубление знаний
Творческая
тетрадь, с. 62-63; 64-65
22
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Расширение и углубление знаний
Творческая
тетрадь, с. 62-63; 64-65
23
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Расширение и углубление знаний
Творческая
тетрадь, с. 37-39
24
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35
25
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 74-77. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)
26
Волшебная палочка дирижера
1
Расширение и углубление знаний
Творческая тетрадь, с. 66-67
27
Образы борьбы и победы в искусстве
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
28
Застывшая музыка
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
29
Полифония в музыке и живописи
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
30
Музыка на мольберте
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
31
Импрессионизм в музыке и живописи
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Творческая тетрадь, с. 34-35
32
«0 подвигах, о доблести, о славе…»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
33
«В каждой мимолетности вижу я миры…»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
34
Мир композитора
1
Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт
Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний
тематическое планирование 6 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды деятельности учащихся
Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
1
Удивительный мир музыкальных образов
1
вводный
Различатьпростые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).
Определятьжизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различатьлирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдатьза развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.
Ориентироватьсяв составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять
разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использоватьразличные формы музицирования.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений.
Принимать участие в создании композиций в джазовом стиле.
Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Исполнятьмузыку, передавая ее художественный смысл.
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.
Подбирать музыку для проведения дискотек в классе, школе.
Составлять отзывы о посещении концертов, спектаклей.
Выполнять задания из творческой тетради.
Защищатьтворческие исследовательские проекты.
Закреплять полученные знания
2
Образы романсов и песен русских композиторов
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
3
2 музыкальных посвящения
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
4
Портрет в музыке и живописи
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
9
Мир старинной песни
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
10
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
11
Русская духовная музыка
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
12
Духовный концерт. В.Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
13
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва.
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
14
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
15
Образы скорби и печали.
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
16
«Фортуна правит миром…»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Оформление афиши концерта, его программы, эскизов декораций к воображаемому действию
17
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
18
Джаз - искусство XX века
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
Мир образов камерной и симфонической музыки
19
Вечные темы искусства и жизни
1
Вводный. Расширение и углубление знаний
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок - опер.
Называть имена выдающихся композиторов, приводить примеры их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, духовная, современная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Импровизировать в одном из современных жанров поп-музыки.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий.
Защищать творческие и исследовательские проекты.
Работа в творческой тетради
20
Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
21
Ночной пейзаж
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
22
Инструментальный концерт
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
23
Космический пейзаж
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
24-26
Образы симфонической музыки
3
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
Самостоятельная письменная работа: ответы на вопросы учебника с.131
27
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
Расширение и углубление знаний
Работа в творческой тетради
28
Программная увертюра Л. ван Бетховен «Эгмонт»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
29-30
Увертюра - фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Работа в творческой тетради
31-33
Мир музыкального театра
3
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
34
Образы киномузыки
1
Расширение и углубление знаний. Обобщение полученных знаний
тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Виды деятельности учащихся
Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
1
Классика и современность
1
вводный
Определять роль музыки в жизни человека.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).
Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.
Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
решать творческие задачи.
Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации.
Собирать коллекции классических произведений.
Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей.
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
Закреплять полученные знания
2
В музыкальном театре. Опера.
1
Расширение и углубление знаний
Запись названий опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц по рубрикам : «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестровые номера»
3
Опера М.И. Глинки « Иван Сусанин»
1
Расширение и углубление знаний
Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций
4-5
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
6
В музыкальном театре. Балет.
1
Расширение и углубление знаний
Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и т.д.
7-8
Балет Б.И. Тищенко
« Ярославна»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
9
Героическая тема в русской музыке
1
Повторение и обобщение полученных знаний
Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего.
10-11
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Общие и различные черты в воплощении образов в операх Глинки «Иван Сусанин» и Гершвина « Порги и Бесс»
12-13
Опера Ж. Бизе «Кармен»
2
Сообщение и усвоение новых знаний
Словесное описание образа Кармен; отличие образов главных героев в литературном и музыкальном произведениях
14
Балет Р.К. Щедрина «Кармен - сюита»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
«Мои впечатления о музыке балета», комментарий слов Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим».
15
Сюжеты и образы духовной музыки
1
Расширение и углубление знаний
«Мои размышления». Письменные рассуждения о словах Бетховена об И.С.Бахе : «Не ручей - море ему имя».
16
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - супер - звезда»
1
Расширение и углубление знаний
Сопоставление направлений современной музыки, определение направлений, встречающихся в рок-опереУэббера.
17
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»
1
Расширение и углубление знаний
Выполнение рисунков эскизов костюмов для театральных постановок
18
«Гоголь - сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка»
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
19
Музыкальная драматургия - развити е музыки
1
Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний(комбинированный)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Совершенствовать умения и навыки при организации культурного досуга .
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения( театры оперы и балета и т.д.)
Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях различных форм и жанров.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Размышлять о модификации жанров современной музыки.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей музыкальных коллективов и т.п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях в музыкальной жизни.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие поп-музыки.
Осуществлять проектную деятельность .
Участвовать в музыкальной жизни города, страны, школы.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты.
Закрепить полученные знания
20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка
1
Расширение и углубление знаний
Составление выступления для ведущего концерта из полюбившихся произведений камерной музыки.
21
Камерная и инструментальная музыка : этюд
1
Расширение и углубление знаний
Выполнение рисунков к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.
22
Транскрипция
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
23
Циклические формы инструментальной музыки
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
24-25
Соната
2
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
26-30
Симфоническая музыка
5
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
31
Симфоническая картина « Празднества» К. Дебюсси
1
Сообщение и усвоение новых знаний
Закрепить полученные знания
32
Инструментальный концерт
1
Расширение и углубление знаний
Письменные рассуждения о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева « …в музыке концерта… есть что-то от театра дискуссии»
33
Дж. Гершвин « Рапсодия в стиле блюз»
1
Расширение и углубление знаний
Закрепить полученные знания
34
Пусть музыка звучит
1
Расширение и углубление знаний..
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия
Учебники
«Музыка. 5 класс». Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина-5 изд. МОСКВА. Просвещение, 2015 г.
«Музыка. 6 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина-4 изд. МОСКВА. Просвещение, 2015 г.
«Музыка. 7 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, МОСКВА. Просвещение, 2013 г.
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс»
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3)
«Уроки музыки. 5-6 классы»
«Уроки музыки. 7 класс»
Экранно - звуковые пособия
Комплекты дисков:
Мультимедийные уроки по музыке:
5 класс. По программе Е. Критской
6 класс. По программе Е. Критской
7 класс. По программе Е. Критской
Технические средства обучения:
компьютер,
музыкальный центр
Музыкальные инструменты:
фортепиано (для учителя и учащихся)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании курса VII класса школьники научатся:
-
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
-
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
-
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
-
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
-
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
-
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
согласовано согласовано
протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________О.В. Маловичко
учителей гуманитарно-эстетического цикла
МАОУ СОШ № 4
от 29 августа 2015 года от 29 августа 2015 года
_________________ В. В. Цаканян
Подпись руководителя
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц
Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник
11