Рабочая программа по музыке 5-7 классы. ФГОС

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Курганинский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4


УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

от 31 августа 2015 года

протокол №1

Председатель педсовета

_________О.В. Чаушник


Рабочая программа

По предмету:__музыка____________________________________________

Уровень образования (класс): основное общее образование (5-7 класс)

Количество часов по программе: 102 часа (5класс -34ч, 6класс -34ч, 7класс- 34ч)

Учитель:____ Мельниченко Наталья Викторовна

Программа разработана на основе авторской программы по предмету "Музыка" для 5-7 классов общеобразовательного учреждения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и авторской программы для основного общего образования «Музыка V-VII классы»,- авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д .Критская (Москва. «Просвещение» 2011г).













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5-7 классов общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, и авторской программы для основного общего образования «Музыка V-VII классы»,- авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д .Критская (Москва. «Просвещение» 2011г).В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусств: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических пер Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения. Предмет "Музыка" изучается в V классе в объеме 34часа в год (1 час в неделю).

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно -эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Изучение курса "Музыка" в основной школе обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

  • целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

  • умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями:» "Музыка как вид искусства", «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире»: традиции и инновации. Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства

Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточениесмысла.Музыка вокальная.симфоническая и театральная;вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.Музыкальное искусство:исторические эпохи,стилевые направления национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.Искусство исполнительской интерпретации в музыке.

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства(Литература, изобразительное искусство). Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические и др.

Общие закономерности развития музыки:сходство и контраст.Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни.Разнообразие музыкальных форм:двухчастные и трехчастные, вариации.рондо,сюиты,сонатно-симфонический цикл.Воплощение единства содержания и формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа 19-20вв: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка 17-18вв., зарубежная и русская музыкальная культура 19в. ( основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.

Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов 20 в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм, и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка:авторская песня, электронная музыка, рок-музыка, мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь.Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы.Пение:соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор. Певческие голоса: сопрано, альт. Тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ

5 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Тема I полугодия: Музыка и литература (17 часов)

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2-3

Вокальная музыка

2

4-5

Фольклор в музыке русских композиторов

2

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

7-8

Вторая жизнь песни. Живительные родники творчества

2

9

"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины

1

10-11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

13

Опера-былииаН. А. Римского-Корсакова «Садко»

1

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

15

Музыка в театре, кино и на телевидении

1

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

17

Мир композитора. Обобщение материала II четверти

1

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

19

Небесное и земное в звуках и красках

1

20

Звать через прошлое к настоящему

1

21-22

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

23

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Волшебная палочка дирижера

1

26

Образы борьбы и победы в искусстве. Обобщение материала III четверти

1

27

Застывшая музыка

1

28

Полифония в музыке и живописи

1

29

Музыка на мольберте

1

30

Импрессионизм в музыке и живописи

1

31

О подвигах, о доблести, о славе

1

32

В каждой мимолетности вижу я миры

1

33-34

Мир композитора.

2



Итого

34



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНОРОВАНИЕ



6 класс

№ урока

Тема

Количество часов

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18часов)

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

3

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

4

Портрет в музыке и живописи.

1

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

1

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

9

Мир старинной песни.

1

10

Образы русской народной духовной музыки.Народное искусство Древней Руси.

1

11

.Русская духовная музыка.

1

12

В.Г.Кикта.Фрески Софии Киевской. Духовный концерт.

1

13

«Перезвоны». Молитва.

1

14

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

1

15

Образы скорби и печали.

1

16

Фортуна правит миром…».

1

17

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

18

Джаз- искусство xx века.

1

Мир образов камерной и симфонической музыки (16 часов)

19

Вечные темы искусства и жизни

1

20

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

1

21

Ночной пейзаж

1

22

Инструментальный концерт

1

23

Космический пейзаж

1

24-26

Образы симфонической музыки

3

27

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

28

Програмнаяувертюра.Л.ван Бетховен « Эгмонт».

1

29-30

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «ромео и Джульетта».

2

31-33

Мир музыкального театра

3

34

Образы киномузыки

1

Итого

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7класс

№ урока

Тема

Количество часов

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки ( 18 часов).

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера.

1

3

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

1

4-5

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».

2

6

В музыкальном театре. Балет.

1

7-8

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».

2

9

Героическая тема в русской музыке

1

10-11

В музыкальном театре. «Мой народ- американцы. Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс».

2

12-13

Опера Ж .Бизе «Кармен».

2

14

Балет. Р.К .Щедрина « Кармен-сюита»

1

15

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

16

Рок-опера Э.Л. Уэббер «Иисус Христос- супер-звезда».

1

17

Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта».

1

18

«Гоголь - сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16 часов).

19

Музыкальная драматургия- развитие музыки

1

20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

21

Камерная инструментальная музыка: этюд

1

22

Транскрипция

1

23

Циклические формы инструментальной музыки

1

24-25

Соната

2

26-30

Симфоническая музыка

5

31

Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси

1

32

Инструментальный концерт

1

33

Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз».

1

34

Пусть музыка звучит

1



Тематическое планирование 5 кл

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов-

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов

Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой

1

вводный

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Воплощатьхудожественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации,

инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании

Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и, действах и т.п

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т.п.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных)

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях.

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Закрепление и обобщение полученных знаний. Интонационно - образный анализ музыки

2

Вокальная музыка (романс, песня)

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17; запись названий известных народных песен, любимых в семье

3

Вокальная музыка (песня-романс)

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 4-5,18-21, 14-17;

запись названий известных народных песен,

любимых в семье

4

Фольклор в музыке русских композиторов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего.

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Сочинение небольшой сказки в восточном

стиле

6

Жанры инструментальной и

вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Закрепление и обобщение

полученных на уроке знаний

7

Вторая жизнь песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Текущий, творческое задание.

8

Вторая жизнь песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение

полученных на уроке знаний

9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 26-33.

Подбор произведений, близких

по настроению музыке и картинам

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Чтение в творческой тетради

сказки Г. Цыферова

«Тайна запечного сверчка»

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Чтение в творческой

тетради сказки Г. Цыферова

«Тайна запечного сверчка»

12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 44-49

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

13

Опера-былииаН. А. Римского-Корсакова «Садко»

1

Расширение

и углубление знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Расширение и углубление знаний

Творческаятетрадь, с. 40-43

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 52-53

17

Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний.

Закрепление и обобщение

полученных на уроке знаний

18

Мир Композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Закрепление и обобщение

полученных на уроке знаний

Итоговый, музыкальная викторина

Музыка и изобразительное искусство

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Вводный.

Сообщение и усвоение новых знаний

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами.









Творческая тетрадь, с. 54-57

20

«Небесное и земное» в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 58-61

21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Творческая

тетрадь, с. 62-63; 64-65

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Творческая

тетрадь, с. 62-63; 64-65

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Творческая

тетрадь, с. 37-39

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 74-77. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)

26

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление знаний

Творческая тетрадь, с. 66-67

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

28

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

29

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

30

Музыка на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Творческая тетрадь, с. 34-35

32

«0 подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

34

Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний

тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

вводный

Различатьпростые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

Определятьжизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различатьлирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдатьза развитием музыкальных образов.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.

Ориентироватьсяв составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять

разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использоватьразличные формы музицирования.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений.

Принимать участие в создании композиций в джазовом стиле.

Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнятьмузыку, передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Подбирать музыку для проведения дискотек в классе, школе.

Составлять отзывы о посещении концертов, спектаклей.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищатьтворческие исследовательские проекты.

Закреплять полученные знания

2

Образы романсов и песен русских композиторов

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

3

2 музыкальных посвящения

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

4

Портрет в музыке и живописи

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

5

«Уноси мое сердце в звенящую даль»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

9

Мир старинной песни

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

10

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

11

Русская духовная музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

12

Духовный концерт. В.Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва.

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

14

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

15

Образы скорби и печали.

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

16


«Фортуна правит миром…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Оформление афиши концерта, его программы, эскизов декораций к воображаемому действию

17

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

18

Джаз - искусство XX века

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

Мир образов камерной и симфонической музыки

19

Вечные темы искусства и жизни

1

Вводный. Расширение и углубление знаний

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок - опер.

Называть имена выдающихся композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, духовная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Импровизировать в одном из современных жанров поп-музыки.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий.

Защищать творческие и исследовательские проекты.

Работа в творческой тетради

20

Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

21

Ночной пейзаж

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

22

Инструментальный концерт

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

23

Космический пейзаж

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

24-26

Образы симфонической музыки

3

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

Самостоятельная письменная работа: ответы на вопросы учебника с.131

27

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

Расширение и углубление знаний

Работа в творческой тетради

28

Программная увертюра Л. ван Бетховен «Эгмонт»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

29-30

Увертюра - фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Работа в творческой тетради

31-33

Мир музыкального театра

3

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

34

Образы киномузыки

1

Расширение и углубление знаний. Обобщение полученных знаний

тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности учащихся

Инструментарий оценивания степени достижения планируемых результатов

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и современность

1

вводный

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).

Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

решать творческие задачи.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.

Закреплять полученные знания

2

В музыкальном театре. Опера.

1

Расширение и углубление знаний

Запись названий опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц по рубрикам : «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестровые номера»

3

Опера М.И. Глинки « Иван Сусанин»

1

Расширение и углубление знаний

Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций

4-5

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

6

В музыкальном театре. Балет.

1

Расширение и углубление знаний

Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и т.д.

7-8

Балет Б.И. Тищенко

« Ярославна»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

9

Героическая тема в русской музыке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы героических защитников Отечества прошлого и настоящего.

10-11

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Общие и различные черты в воплощении образов в операх Глинки «Иван Сусанин» и Гершвина « Порги и Бесс»

12-13

Опера Ж. Бизе «Кармен»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Словесное описание образа Кармен; отличие образов главных героев в литературном и музыкальном произведениях

14

Балет Р.К. Щедрина «Кармен - сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Мои впечатления о музыке балета», комментарий слов Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим».

15

Сюжеты и образы духовной музыки

1

Расширение и углубление знаний

«Мои размышления». Письменные рассуждения о словах Бетховена об И.С.Бахе : «Не ручей - море ему имя».

16

Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - супер - звезда»

1

Расширение и углубление знаний

Сопоставление направлений современной музыки, определение направлений, встречающихся в рок-опереУэббера.

17

Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1

Расширение и углубление знаний

Выполнение рисунков эскизов костюмов для театральных постановок

18

«Гоголь - сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19



Музыкальная драматургия - развити е музыки

1

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний(комбинированный)

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.

Совершенствовать умения и навыки при организации культурного досуга .

Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения( театры оперы и балета и т.д.)

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях различных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров современной музыки.

Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей музыкальных коллективов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях в музыкальной жизни.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие поп-музыки.

Осуществлять проектную деятельность .

Участвовать в музыкальной жизни города, страны, школы.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты.

Закрепить полученные знания

20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Составление выступления для ведущего концерта из полюбившихся произведений камерной музыки.

21

Камерная и инструментальная музыка : этюд

1

Расширение и углубление знаний

Выполнение рисунков к одному из полюбившихся музыкальных сочинений.

22

Транскрипция

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

23

Циклические формы инструментальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

24-25

Соната

2

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

26-30

Симфоническая музыка

5

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

31

Симфоническая картина « Празднества» К. Дебюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Закрепить полученные знания

32

Инструментальный концерт

1

Расширение и углубление знаний

Письменные рассуждения о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева « …в музыке концерта… есть что-то от театра дискуссии»

33

Дж. Гершвин « Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление знаний

Закрепить полученные знания

34

Пусть музыка звучит

1

Расширение и углубление знаний..

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Печатные пособия

Учебники

«Музыка. 5 класс». Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина-5 изд. МОСКВА. Просвещение, 2015 г.

«Музыка. 6 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина-4 изд. МОСКВА. Просвещение, 2015 г.

«Музыка. 7 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, МОСКВА. Просвещение, 2013 г.

Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс»

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 7 класс» (МР3)

«Уроки музыки. 5-6 классы»

«Уроки музыки. 7 класс»

Экранно - звуковые пособия

Комплекты дисков:

Мультимедийные уроки по музыке:

5 класс. По программе Е. Критской

6 класс. По программе Е. Критской

7 класс. По программе Е. Критской

Технические средства обучения:

компьютер,

музыкальный центр

Музыкальные инструменты:

фортепиано (для учителя и учащихся)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании курса VII класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

согласовано согласовано

протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения ____________О.В. Маловичко

учителей гуманитарно-эстетического цикла

МАОУ СОШ № 4

от 29 августа 2015 года от 29 августа 2015 года

_________________ В. В. Цаканян

Подпись руководителя

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

Прошнуровано (пронумеровано) ________ страниц

Директор МАОУ СОШ №4______О. В. Чаушник

11


© 2010-2022