Программа кружка хоровое пение

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Кулажская общеобразовательная школа

Суражского района Брянской области












Программа кружка

«Хоровое пение»

срок реализации 3 года












Учитель музыки: Филипенко С.В.







Сураж, 2014г.

Программа кружка хоровое пение




Пояснительная записка


Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.

Развивать творческие способности едва ли не самая главная задача современной музыкальной педагогики.

Хоровому искусству как форме эстетического воспитания принадлежит большая роль. Коллективный характер, широкая доступность, большая сила художественного воздействия делают хоровое искусство наиболее универсальным средством приобщения человека к ценностям музыкальной культуры.

Хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности учащихся, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством.

Данная программа направлена на формирование исполнителя, обладающего музыкально-художественным опытом, необходимой вокальной техникой и творческим мышлением. Предполагает коллективный подход к обучению с учетом способностей школьников, их музыкальных данных.

Цель программы - дать возможность школьнику получить основы правильного пения.

Задачи:

  • вокально-технические (выработка певческого дыхания, овладение дикцией, координирование работы всех частей голосового аппарата, овладение кантиленным звуковедением, полетностью певческого звука, точностью интонации);

  • художественно-исполнительские (эмоционально-наполненное и выразительное исполнение вокальных произведений; знание основных стилей и жанровых особенностей вокальной музыки; развитие общего культурного и музыкального опыта школьника.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Курс предполагает формирование и развитие важнейших вокально-хоровых навыков у школьников, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей; изучение теоретических основ вокальной техники и художественного исполнительства; помогает глубже осознать интонационно-образную основу вокального произведения. В программе предусмотрены произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов, народные песни разных жанров, что способствует расширению музыкально-художественного кругозора школьников и служит средством патриотического, эстетического, нравственного воспитания.

Огромное влияние на развитие музыкальности школьников оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения.

Всегда надо помнить о том, что голосовой аппарат - очень сложный инструмент, и чтобы усовершенствовать его, нужна систематическая, кропотливая работа педагога и ученика.





№ п/п

Наименование разделов и тем


Первый год обучения, 34 недели по 1 часу

Количество часов






теория


практика



итого


I.

Музыкально-теоретическая

подготовка:

4

2

6

1.1.

1.2.

Значение хорового пения. Цель и задачи хорового воспитания. Дирижерский жест.




П.

Вокально-хоровая работа:

8

12

20

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7

2.8.

Знакомство с голосовым аппаратом. Охрана и гигиена голоса.

Певческая установка.

Певческое дыхание.

Звукообразование и звуковедение. Артикуляция и вокальная дикция. Вокально-хоровые упражнения. Работа над унисоном.

Работа над двухголосием.




III.

Концертно-исполнительская

деятельность:


6

6

IV.

Итоговое занятие

1

1

2


ИТОГО

13

21

34


Второй год обучения, 34 недели по 1 часу




V.

Вокально-хоровая работа.

6

16

22

5.1


5.2




5.3

5.4




5.5

Гигиена певческого голоса.


Закрепление вокально-хоровых навыков.


Виды упражнений в распевании.


Атака звука. Виды атаки звука.

Элементы хоровой звучности: ансамбль,


строй.


Работа над двухголосием.




VI.

Художественно-исполнительские средства


выразительности

6

2

8


6.1


6.2


6.3


6.4


Музыкальная фраза. Цезура.


Характер звуковедения. Тембр.


Динамика.


Темп.





VII.

Концертно-исполнительская деятельность


4

4



ИТОГО


12


22


34


Третий год обучения. 34 недели по 1 часу




VIII.

Вокально-хоровая работа.

2

16

18

8.1


8.2




8.3


8.4


8.5


8.6


8.7


8.8

Гигиена певческого голоса.


Совершенствование вокально-хоровых


навыков.


Совершенствование атаки звука.


Манера исполнения.


Строй.


Ансамбль.


Двухголосие с элементами 3х голосия.


Сценический образ.




IX.

Художественно-исполнительские средства


выразительности.

2

8

10

9.1


9.2


9.3


9.4

Работа над фразировкой.


Работа над характером звучания.


Работа над динамикой.


Работа над темпом.




X.

Концертно-исполнительская деятельность.


4

4

XI.

Итоговое занятие.

1

1

2


ИТОГО

5

29

34





















Первый год обучения.

Требования к знаниям и умениям

В результате обучения пению в хоровом кружке ученик должен знать:

  • значение хорового воспитания;

  • цель и задачи хорового воспитания;

  • особенности голосового аппарата;

  • классификацию голосов;

  • диапазоны голосов;

  • требования к охране и гигиене певческого голоса;

  • особенности певческой установки;

  • понимать элементарные дирижёрские жесты: внимание, вдох, начало пения и его окончание;

  • основные вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, звуковедение, артикуляционный аппарат, особенности дикции при пении.

уметь:

  • правильно сидеть и стоять при пении;

  • создавать условия для охраны и гигиены певческого голоса;

  • владеть навыками певческого дыхания, высокой (интонационно точной) певческой позицией;

  • владеть ясной артикуляцией и четкой дикцией;

  • владеть певческой кантиленой;

  • уметь петь чисто и слаженно в унисон и несложное двухголосие;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.




СОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, творческих достижениях, о планах на учебный год. Правила по технике безопасности.

  1. Музыкально-теоретическая подготовка.

Тема 1.1. Значение хорового пения. Цель и задачи хорового воспитания.

Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры . их

общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения и формированию личности. Цель и задачи хорового воспитания.

Тема 1.2. Дирижерский жест.

Функции дирижерского жеста. Показ вступления: внимание, дыхание, начало звучания. Показ окончания: подготовка к снятию и момент снятия звука.

  1. Вокально-хоровая работа.

Тема 2.1. Знакомство с голосовым аппаратом.

Строение и особенности голосового аппарата. Характеристика голосового аппарата и певческие возможности разных возрастных групп. Свойства голоса (высота, тембр, диапазон).

Тема 2.2. Охрана и гигиена голоса.

Необходимые условия для охраны и гигиены голоса: не допускать переутомление, петь в чистом проветриваемом помещении, не кричать, не


форсировать звук, подбор соответствующего репертуара, петь в здоровом состоянии.

Тема 2.3. Певческая установка.

Певческая установка - комплекс обязательных требований при пении стоя или сидя.

Певческая установка при пении стоя (корпус выпрямлен, плечи слегка оттянуты назад, одна нога выдвинута вперед и т.д.).

Певческая установка при пении сидя (не опираться на спинку стула, опора на обе ноги, руки свободны на коленях).

а

Тема 2.4. Певческое дыхание.

Составляющие дыхания (вдох, мгновенная задержка дыхания, выдох).

Виды дыхания: грудобрюшное, ключичное, нижнереберное.

Певческая опора - связана с дыханием при пении. Обеспечивает наилучшее качество певческого звука, является необходимым условием чистоты интонации.

Тема 2.5. Звукообразование и звуковеденне.

Понятие звукообразования. Формы звукообразования (легато, нон легато, стаккато). Понятие звуковеденне.

Тема 2.6. Артикуляция и вокальная дикция.

Артикуляция и артикуляционный аппарат: рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее небо. Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Дикция и правила произношения в пении:

-произношение согласных;

-произношение гласных;

-произношение согласных в середине и в конце слова;

-правила культуры речи (верное ударение в словах);


-правила логики речи (нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение, помогающее понять и подчеркнуть мысль в музыкальной фразе).

Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях.

Тема 2.7. Вокально-хоровые упражнения.

Пение упражнений на различные виды вокальной техники: расширение диапазона, выравнивание, округление звучания гласных, выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном.

Тема 2.8. Работа над двухголосием.

Выработка чистой интонации при двухголосном пении.

  1. Концертно-исполнительская деятельность.



Репетиции, участие в конкурсах, смотрах, концертах.

  1. Итоговое занятие.



Повторение и закрепление теоретических знаний, повторение изученного песенного материала.


Второй год обучения.

Требования к знаниям и умениям

Ученик должен

знать:

  • правила по охране и гигиене голоса;

  • особенности певческой установки;

  • виды дыхания;

  • основные требования при звукообразовании и звуковедении;

  • суть навыка артикуляции;

  • правила орфоэпии;

  • виды атаки звука;

  • основные условия ансамбля в пении;

  • виды строя;

  • особенности многоголосного пения;

  • обоснованность сценического образа;

  • исполнительские средства выразительности: характер звучания, значение тембра, динамики, темпа, фразировки.



уметь:

  • соблюдать певческую установку;

  • владеть различными видами атаки звука, ясной артикуляцией и четкой дикцией, певческой кантиленой, ровностью и единством тембрового звучания академического типа на всем диапазоне голоса;

-владеть интонационно точной, высокой певческой позицией;

  • владеть художественно-исполнительскими средствами выразительности;

  • работать в сценическом образе;

  • владеть навыками двухголосного пения;

  • передавать свои знания другим.




СОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

V. Вокально-хоровая работа.

Тема 5.1. Беседа о гигиене певческого голоса.

Необходимые условия для охраны и гигиены голоса: петь в помещении при температуре не ниже + 16° С; не кричать, не форсировать звук, подбор соответствующего репертуара, петь в здоровом состоянии, не петь долго, пение чередовать с отдыхом.

Тема 5.2. Повторение и закрепление вокально-хоровых навыков. Виды упражнений в распевании.

Отработка навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение упражнений на развитие навыков певческого дыхания, напевного и легкого звучания голоса. Работа над унисоном. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности. Пение упражнений с использованием легато и нон легато. Выравнивание гласных при пении упражнений на (и- э- а- о- у-) в сочетании с различными согласными. Упражнения для выработки дикции в произведениях подвижного темпа. Пение упражнений, развивающих звуковысотный слух. Расширение диапазона голосов.

Тема 5.3. Атака звука. Виды атаки.

Понятие атаки звука как начала пения. Виды атаки звука: мягкая, твердая, придыхательная. Овладение навыками мягкой атаки.


Тема 5.4. Элементы хоровой звучности: ансамбль, строй.

Ансамбль как элемент хоровой звучности. -*Виды ансамбля (ритмический, тембровый, темповый, динамический).

Чистое интонирование мелодии (мелодический или горизонтальный строй), чистое интонирование звуков аккорда, звучащих одновременно (гармонический или вертикальный строй). Интонирование в мажоре и в миноре.

Тема 5.5. Работа над двухголосием.

Выработка чистой интонации при двухголосном пении. Умение чисто интонировать свою партию.

Тема 5.6. Работа над сценическим образом.

Должная (правильная) осанка. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене.

  1. Художественно-исполнительские средства выразительности.

Тема 6.1. Музыкальная фразировка. Цезура.

Понятие фразировки. Правила строения музыкальной речи. Цезура как средство художественной выразительности.

Тема 6.2. Характер звуковедения. Тембр.

Приемы звуковедения (легато, нон легато, стаккато). Понятие о тембре. Значение тембра в хоровом исполнении. Правила выработки тембра.

Тема 6.3. Динамика.

Понятие динамики. Разновидности динамических оттенков. Пение упражнений на различные степени звучания. Пение несложных вокализов.


Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но не звучного пиано на основе владения певческим дыханием.

Тема 6.4. Темп.

Понятие о темпе. Обозначение темпов. Пение упражнений на различные виды темпов, четкого, легкого исполнения мелких длительностей. Выработка певческой дикции в подвижных упражнениях с пунктирным ритмом.

  1. Концертно-исполнительская деятельность.



Репетиции, участие в конкурсах, смотрах, концертах.

  1. Итоговое занятие.



Повторение и закрепление теоретических знаний, повторение изученного песенного материала.


Третий год обучения.

Требования к знаниям и умениям

Ученик должен

знать:

  • требования по охране и гигиене голоса;

  • особенности работы над дикцией, функции связи артикуляции с другими средствами художественной выразительности (ритмическими, динамическими, тембровыми и т.д.);

  • приемы работы над звуковедением, правила выработки тембра;

  • приемы артикуляции;

  • правила интонирования звуков и ступеней в ладу;



8

  • особенности работы над вертикальным и горизонтальным строем;

  • особенности работы над ритмическим и динамическим ансамблем;

  • условия выразительности исполнения;

  • правила строения музыкальной речи;

  • обозначение темпов, об агонических изменениях, особенности работы над темпом;

  • динамические оттенки, особенности работы над динамикой;

  • понимать дирижёрские показы характера произведения, изменения в динамике и в темпе;

  • литературно-музыкальный текст исполняемых произведений;

  • особенности многоголосного пения.



уметь:

  • петь спокойно более длинные музыкальные фразы;

  • брать быстрый вдох в произведениях подвижного темпа;

  • владеть навыком певческого дыхания, цепного дыхания, высокой (интонационно точной) певческой позицией;

  • самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику;




  • владеть различными видами атаки звука, ясной артикуляциеи и четкой дикцией, певческой кантиленой, ровностью и единством тембрового звучания академического типа на всем диапазоне Голоса;

  • обладать умением прислушиваться к голосам, поющих в ансамбле;

владеть составляющими ансамбля (интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей);

  • владеть навыками пения с сопровождением и без сопровождения;

  • владеть художественно-исполнительскими средствами выразительности;

  • при многоголосии петь, не выделяясь из общего звучания, одновременно вступая и заканчивая;

  • исполнять трехголосие.




СОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

  1. Вокально-хоровая работа.

Тема 9.1. Беседа о гигиене певческого голоса.

Бережное отношение к здоровью - как залог вокального успеха. Болезни горла и носа: насморк, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор - болезней, их необходимость. О вреде курения на голосовые связки. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатору по проблемам голоса.

Тема 9.2, Совершенствование вокально-хоровых навыков.

Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Совершенствование навыков цепного дыхания. Выработка навыков певческого дыхания с учетом напевности, легкости звучания голосов. Совершенствование дикционных навыков. Роль скороговорки в работе над дикцией. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Пение вокальных упражнений, укрепляющих навыки звукообразования и приемы артикуляции. Выработка энергичного полного форте, мягкого пиано, навыков пения с различной динамикой в хоровых партиях.

Тема 9.3. Совершенствование мягкой и твердой атаки звука.

Мягкая атака звука как основной способ звукообразования. Отработка мягкой атаки в песнях лирического характера, твердой - в патриотических,


героических произведениях. Уметь формировать звуки верхнего регистра преимущественно при мягкой атаке, распевно, но на опоре, свободно и легко, петь их ровно, не выпадая из общей линии звуковедения, без форсирования звучности.

Тема 9.4. Работа над собственной манерой исполнения.

Тембр и динамика своего голоса. Вокальные трудности в работе с песней и пути их исправления. Анализ своего пения, выявление ошибок и их исправление. Достижение свободного звука.

Тема 9.5. Работа над вертикальным и горизонтальным строем.

Работа над строем заключается в осознанном интонировании лада, ступеней, интервалов. Горизонтальный строй - интонирование мелодической линии, вертикальный - аккордов.

Тема 9.6. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

Выработка ритмической устойчивости в быстрых и медленных темпах, умение петь триоли, пунктирный ритм, синкопы. Тщательное выравнивание партии по количеству голосов и силе звучания, добиваясь чистого строя и общего ансамбля.

Тема 9.7. Работа над двухголосием и элементами трехголосия.

Выработка чистой интонации при двухголосном пении. Умение чисто интонировать свою партию. Владение навыками пения без сопровождения. Введение элементов трехголосия.

ч •

Тема 9.8. Работа над сценическим образом.

Должная (правильная) осанка. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене.


  1. Художественно-исполнительские средства выразительности.

Тема 10.1. Работа над фразировкой.

Анализ словесного текста и его содержания. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержаний.

Тема 10.2. Работа над характером звучания.

Работа над содержанием произведения и характером звучания.

Тема 10.3. Работа над динамикой.

Различные виды динамики (подвижная динамика, контрастная динамика). Работа над динамикой в конкретном произведении. Понимание требований, касающихся динамических изменений.

Тема 10.4. Работа над темпом.

Работа над темпом в конкретном произведении (пение в .строго размеренном темпе). Понимание требований, касающихся агонических изменений.

  1. Концертно-исполнительская деятельность.



Репетиции, участие в конкурсах, смотрах, концертах.

  1. Итоговое занятие.



Повторение и закрепление теоретических знаний, повторение изученного песенного материала.


Аппарат контроля

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения.

Содержание контроля

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  • освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о хоровом искусстве, искусстве вокала, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса школьника; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры студентов.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно -

V-

стимулирующий и корригирующий характер.


Виды контроля:

  • предварительный - диагностика способностей детей

  • текущий - наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

  • итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, районных мероприятий.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

  2. Дидактические материалы для работы со школьниками памятки,

рекомендации;

  1. Аудиосредства: музыкальный центр, микрофоны, электронные

аудиозаписи и медиа - продукты;

  1. Компьютер;

  2. Усиливающая аппаратура;

  3. Актовый зал;

  4. Мультимедийный проектор.



Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована теоретическая и практическая часть программы на 100%;

  • если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

® если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса;

  • если в кабинете есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.




Учебно-воспитательная работа (концертно-исполнительская деятельность)

Результаты реализации программы отслеживаются через участие в концертной деятельности в рамках школы областных, международных мероприятий. Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на смотрах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.


ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ В РАБОТЕ С ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

  1. Анцев М. «Осень».

  2. Бойко Р. «Наши учителя».

  3. Бородин А. «Улетай на крыльях ветра».

  4. Буйновская О. «Вечный огонь»

  5. Власенко Н. «Города в облаках»

  6. Глиэр Р. «Вечер».

  7. Дубравин Я. «О России»

  8. Дубравин Я. «Песня о земной красоте»

  9. Дубравин Я. «Родные просторы»

  10. Дунаевский И. «Летите, голуби!».

  11. Ким Ю. «Рыба-кит».

  12. Кольяшкин М. «Радуга»

  13. Локтев В. «Песня о России»

  14. Наумова А. «Вечер встречи»

  15. Пахмутова А. «Песня о родной земле»

  16. Попатенко Т. «Это для нас»

  17. Римский-Корсаков Н. «Не ветер вея с высоты»

  18. Совельев Б. «Мир вам люди»

  19. Семёнов Л. «Русь»

  20. Сметана Б. «Колыбельная»

  21. Фадин В. «Память»

  22. Штраус И. «Весна»

  23. Шуберт «Серенада»




ЛИТЕРАТУРА

  1. Бандина А. Школа хорового пения. - Вып. 1. - М., 1981.

  2. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.

  3. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.

  4. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.- 24с.

  5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.

  6. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.

  7. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. -Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.

  8. Исаева И.О. Уроки пения. - «Русич» 2009г.

  9. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. - М.: «Музыка», 1977.-50с.

  10. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.- 244с.

  11. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.

  12. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.

  13. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.




  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.

  2. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000,- «Академия», 208с.

  3. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие,- М.: «Академия», 2002.-352с.

  4. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.






© 2010-2022