• Преподавателю
  • Музыка
  • Влияние музыкальной ритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста

Влияние музыкальной ритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кабинет психолого-педагогической коррекции №10

Влияние музыкальной ритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста

Подготовила:

Музыкант-ритмист

Асанова М.В.

Влияние музыкальной ритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста

2015г.




Введение

Музыкальное развитие ребёнка дошкольного возраста оказывает большое воздействие на обогащение духовного мира. Через музыку идет процесс становления и развития задатков, заложенных природой, формируется музыкальная культура и творческая активность ребенка. Музыка и ритмика оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуются двигательные навыки, мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих речевые и двигательные нарушения. Музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, ритмики при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

В работах Г.А.Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А.Медведевой, Г.Р.Шашкиной и другими доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и движений.

Роль музыки в развитии ребенка

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи при работе с детьми. На музыке часто легче, чем на других занятиях, происходит установление контакта ребенка с педагогом за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями. Также на музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий - он делает то, что ему нравится. Дети свободно двигаются под музыку, поют, играют на музыкальных инструментах и др. и при этом получают одобрение педагога.

Эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога. При этом развивается и активность самого ребенка. Если сначала педагог принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит педагог, и отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Это способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции деятельности, а с другой - возникновению общения между ребенком и педагогом.

Музыкальное воздействие стимулирует собственную активность ребенка. С одной стороны, заражаясь эмоцией, которую несет музыка, ребенок легче включается в общую деятельность, начинает петь или танцевать вместе со всеми или, если его состояние слишком тяжело для таких сложных видов деятельности, просто более внимательно наблюдает за окружающими его взрослыми и детьми. Так благодаря эмоциональному заряду педагоги «втягивают» ребенка в свою деятельность. С другой стороны, сама музыка стимулирует возникновение у слушателя двигательных реакций: многим знакомо появляющееся вдруг желание пойти танцевать под ритмичную танцевальную музыку, часто, не осознавая этого, мы начинаем покачивать ногой, постукивать пальцами по столу. Психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляторного аппарата и всего тела под действием музыки (Благонадежина Л.В., Готсдинер А.Л., Теплов Б.М.). Эти микродвижения представляют собой редуцированные крупные движения, которые совершают маленькие дети, - благодаря им оказывается возможно более осмысленное и дифференцированное восприятие музыкального произведения.

Игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями.

Таким образом, музыкальные занятия позволяют решать различные задачи: эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога, при этом развивается и активность самого ребенка; музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи; игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями.

Особенности музыкального развития дошкольников с речевыми и двигательными нарушениями

У дошкольников с различными нарушениями наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Эти дети медленнее устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с нарушениями, слабостью развития познавательных процессов.

Большое место на музыкальных занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.

Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке.

Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии.

Значительное место на занятиях отводится работе по развитию у детей звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Дети учатся различать звучание различных музыкальных инструментов: аккордеона, бубна, барабана, маракасов, металлофона и пр., учатся узнавать голоса детей в группе. Обучаются различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности.

Важной задачей на занятиях ритмики является развитие у детей способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями имеет недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в общеречевом развитии дошкольников. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз.

Средства музыки и ритмики как основа коррекции речи и движений на занятии музыкальной ритмики

Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий на музыкальных занятиях с детьми с нарушениями речи отводится развитию двигательных функций. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением.

На занятиях обязательно присутствует взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений. Содержание музыкального занятия направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой.

В своей работе я придерживаюсь методике Г.А. Волковой, которая рекомендует использовать в работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства ритмики:

  • вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;

  • упражнения, активизирующие внимание;

  • счетные упражнения;

  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;

  • упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

  • ритмические упражнения;

  • пение;

  • игру на музыкальных инструментах;

  • музыкальную самостоятельную деятельность;

  • игровую деятельность;

  • упражнения для развития творческой инициативы;

  • заключительные упражнения.

Вывод

Музыка более непосредственно связана с психологическими движениями и прямо адресована душе каждого ребенка, тотчас же вызывая ее резонанс. Постижение музыкального содержания дошкольниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер. Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи: эмоциональная включенность ребенка помогает организовать совместную деятельность его и педагога, музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений, речи; игра на разных музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у ребенка внутреннего контроля за своими действиями.




ПРИЛОЖЕНИЕ А

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

1. Упражнение «Муха».

Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.

Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука - в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

2. Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?

3. Упражнение «Ай-я, жу-жу»

Ай-я, жу-жу, медвежонок, ай-я, жу-жу.

Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу (2 раза).

Дремлют сосны, дремлют ели, ай-я, жу-жу.

Малыши легли в постели, жу-жу (2раза).

Скоро спать все звезды лягут, ай-я, жу-жу.

Принесет нам ягод мама, жу-жу {2 раза).

Принесет нам меду папа, ай-я, жужу,

Спи, малыш мой косолапый, жу-жу (2раза).

4. Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса.

5. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека - радость, боль, гнев, страх: «Л/ 01 Ах! Ох! Ух! Ой! Аи-аи-аи!>> и т.д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Упражнения, регулирующие мышечный тонус

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.



ПРИЛОЖЕНИЕ В

музыка ребенок нарушение речь

Упражнения на воспитание метрического акцента

Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Ходьба по кругу на носках:

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону:

Целый день я лечу,

Целый день я скачу.

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду.

На последнем слоге мячом ударяют об пол.

Используемая литература:

  • Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением / О.С. Боромыкова, СПб.: Речь, 1999.

  • Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М.: 1997.

  • Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М. : Изд-во Владос. - 2002

  • Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / Авт.-сост. О.В. Клезович. - Мн.: Аверсэв, 2005.

  • Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева



В процессе организации и проведения музыкальных занятий важно: - учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка; - применять индивидуально-педагогический подход; - использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений в развитии ребенка. У детей с задержкой психического развития двигательная сфера является несовершенной, мышечный тонус вялый, движения плохо скоординированы. У них, так же, наблюдается недоразвитие речи, поэтому необходимо уделять внимание развитию слухового и зрительного восприятия. Поэтому речь, музыка и движение на музыкальных занятиях должны быть тесно взаимосвязаны.

Типы: Традиционные - слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Доминантные - преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности. (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность). Тематические - музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой (можно использовать вспомогательный художественный материал: потешки, игры-забавы, стихи;) Комплексные - обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театральной). На этих занятиях используется хорошо знакомый материал, но обязательно с элементами обучения. Незнакомый детям материал, может исполняться взрослым. (продолжительность занятия может увеличиваться на 5-7 минут).
Кинезитерапия. (терапия движением) 1. Коррекционная ритмика - общая, мелкая, артикуляционная. 2. Танцтерапия - чувства через пластику. 3. Психогимнастика - этюды, упражнения (чувство + поведение). 4. Ритмопластика 5.Сюжетно-игровая терапия - упражнения объединенные сюжетом. 1.Коррекционная ритмика. Является активным видом терапии движениями. В зависимости от варианта нарушения применяются ее разновидности, но основная задача коррекционной ритмики - с помощью системы двигательных, физических упражнений (под музыку) развивать чувство ритма и использовать его в лечебных целях).
Коррекция психических функций. Внимание - переключение, устойчивость, распределение. Память - слуховая, зрительная. Восприятие - слуховое, пространственное, зрительное. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Выразительные движения. Передавать различные эмоциональные состояния - радость, печаль, нежность и т.д. Учить снимать психоэмоциональное напряжение - релаксация. Приобретать навыки невербальной коммуникации. Навыки адекватного группового поведения. Коррекция моторной сферы. Ритмичность. Координация движений. Ориентировка в пространстве. Развитие согласованности движений и речи. Упражнения с предметами. Упражнения без предметов. Упражнения с пением. Упражнения с образными движениями. 1.1. Логопедическая ритмика. (речь) 1.2. Фонетическая ритмика. (слух) 1.3. Лечебная ритмика. (зрение) 1.1.Логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи. Логопедическая ритмика основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии и педагогики. Развитие движений в сочетании со словом представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений: 1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика, (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы. 2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д. Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словами, движениями, песнями, инсценировками. Средства логоритмики представляют собой целую систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий. Содержание и реабилитационная направленность логоритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребенка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции. Логоритмика проводится логопедом 1раз в неделю во вторую половину дня при активном участие музыкального руководителя и воспитателя. Продолжительность занятий колеблется от 20 до 25 минут. Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее: - тесный контакт логопеда, музыкального руководителя и воспитателя; - знание особенностей развития детей раннего возраста с различной речевой патологией; - знание психомоторного и речевого уровня развития каждого ребенка; - знание характерных особенностей, типа нервной деятельности и поведения каждого ребенка; - учитывать особенности психомоторного и речевого развития ребенка при каждом виде речевой патологии. Занятия по логопедической ритмике включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, дидактические игры физкультминутки. Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий раннего возраста: - последовательность; - повторяемость; - доступность; - эмоциональность; - создание единой игровой ситуации. Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. На занятиях ставятся такие задачи: - закрепление двигательных умений; - развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; - развитие речевой моторики; - развитие чувства ритма; - развитие слухового внимания; - развитие пространственной организации движения; - развитие общей моторики, мимики. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа. Зарождение личности ребенка в игре. Игра основной вид деятельности ребенка. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В играх развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке. Поэтому занятие по логоритмике должны носить занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушениями речи. Деятельность логопеда является основной, а воспитатель и музыкальный руководитель являются своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Речевой материал, используемый на занятии, должен быть доступным в лексическом отношении. Подвижные игры, хороводы, физкультминутки должны позволить детям с речевыми нарушениями преодолеть трудности в координации слова и движения, развивать внимание и память. На занятиях по логоритмике дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух, музыкальную память. Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Для развития общих движений на занятиях по логоритмике необходимо использовать игры со словами, ходьбу под музыку, на носочках, змейкой топающим шагом и т.д. эти упражнения вырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма. Упражнения на мелкую моторику развивают координацию движения пальцев и согласовывают движения руки и речи. Проведение дидактических игр на занятиях по логоритмике направлено на закрепление материала об окружающем мире.


© 2010-2022