Конспект урока по музыке в 4 классе. Народные праздники. «Троица»

Урок музыки 4 класс. Народные праздники.  «Троица».   Цель урока: помочь осознать обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; познакомить с духовно-нравственными корнями русского народа; обобщить и расширить представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые пе...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки 4 класс. Народные праздники. «Троица».

Цель урока: помочь осознать обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; познакомить с духовно-нравственными корнями русского народа; обобщить и расширить представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни; развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения, слушания, игры на русских музыкальных инструментах.

Задачи урока:

Образовательная: проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;

Развивающая: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение а капелла, учить исполнять духовную музыку, развивать эмоционально-образную сферу, формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;

Воспитательная: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

•Валеологические - способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование:

1.Таблицы с изображением русских народных костюмов.

2.Шаблоны: юбка, платок, руки, для упрощения работы над заданием.

3.Оформление классной доски. На классной доске плакаты с национальными Русскими костюмами. Домашнее задание к следующему уроку.

4.Заготовки «лица» красавиц.

5.Декоративная подставка: полянка, берёзки.

6.Учительская работа «девица» в русском костюме.

7.Художественные материалы: простой карандаш, клей, цветная бумага и картон.

8.Вспомогательные материалы: тряпочка, ластик, линейка, циркуль, ножницы.

9.Записи русских народных песен.

Ход урока:

1. Организационный момент

Слово учителя - О каком народном празднике поется в этой песне?

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит -

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя березонька поют. (Троица)

Слово учителя: «Сказка - складка, песня - быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.

Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки -

Уронили дудки.

Пролетели гуси -

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Серебряков.

В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (дети перечисляют жанры русских народных песен).

2.Проверка домашнего задания

Домашнее задание было дано 5 ученикам, нарисовать

- березовую рощу;

- одинокую березу;

- березу украшенную лентами и бусами;

- веночек

- хоровод девушек

Первый ученик выходит к доске, показывает рисунок и задает первый вопрос и т.д.

-Чему посвящен праздник Троица? (поклонению матушке-природе). Когда он отмечается? (в июне)

- Какое дерево в России является Троицким? (береза)

-Что значит «завивать» березу? (переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы)

Дети украшают самодельную березу кружевом, бусами водят вокруг нее хоровод и поют песню «Во поле береза стояла»

Слово учителя - Сегодня мы поговорим об обрядовых песнях.

Как же появлялись обрядовые песни? (ответы детей)

Учащиеся: Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд - особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна - способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни

3.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Целеполагание (формирование совместно с обучающимися цели и задачи изучения нового материала)

Итак, цель сегодняшнего урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшей жизни.

Задачи: (формулируют дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Исполняем русские Троицкие песни

3. Слушаем и определяем на слух особенности музыки, связанной каким-то образом с Троицой

4. Высказываем свое мнение.

Слово учителя - До прихода христианства на Русь эти обряды были чисто языческими, а после крещения Руси в 988 году жизнь народа протекала в рамках православного христианского годового круга. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Русские народные обряды в годовом православном круге».

В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.

- Тин-тинка

Подай блинка,

Оладышка - прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивается на весну и копит силы, чтобы разогнать зимние морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни - и веселье да удаль людская в помощь ему.

Сырной неделей, масленицу называли потому, что в это время переставали, есть мясо, а в пищу употребляли молоко, яйца, сыр, рыбу и естественно смазанные маслом блины, круглая форма которых напоминала солнце.

Блины это обрядовое кушанье, связанное с поминанием умерших родственников. В богатых семьях блины начинали печь с понедельника, а в бедных - с четверга или пятницы.

Каждый день масленицы имеет своё значение. Понедельник - встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник - заигрыши, начинались катания на санках. Среда - лакомка, стряпали блины с самыми разнообразными и вкусными приправами. Четверг - разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница - «тёщины вечерки», ходили к тёще на блины. Суббота - «золовкины посиделки», в этот день навещали сестёр мужа. Воскресенье - «прощеным днём» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

На масленицу вспоминали не только об умерших, но и о начинающих жить самостоятельно молодоженах. До Святок и после Масленицы были посты, во время которых браки не заключались, самым удобным временем для свадеб оказывался период между Святками и Масленицей. В связи с этим существовал обычай «окликать молодых». Возле избы, где жили новобрачные, молодёжь пела «вьюнишные» песни, желая им богатства, детей и здоровья. А молодожены должны были угостить певших.

Катание на перегонки на тройках с бубенцами под песни и гармонь - типичное русское масленичное увеселение, в котором принимали участие люди всех возрастов.

Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму-Марену), её возили в санях поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.

После общего хоровода начинались игры. Важный и значительный момент праздника - взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. Одна партия парней и девочек занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая шла на приступ. Осаждавшие были конными и пешими. Последние лезли на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой, ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. Осаждённые метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Этот обряд красочно запечатлён на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова.

Художник изобразил тот момент игры, когда «всадник», невзирая на сопротивление «пеших», прорывается сквозь «пехоту» и на всём скаку въезжает в ворота городка, что и значит: взять городок.

Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением зимнего городка и сбором в общий хоровод около костра.

И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны. То, что оставалось, разбрасывали по полю. По поверьям, это должно было способствовать богатому урожаю.

Иногда вместо чучела сжигали обмотанное соломой колесо, пуская его с горы на поля. Горящее колесо изображало солнце, а солома, сгорая, возвращалась в землю, чтобы снова возродиться и принести колос.

После проводов Масленицы веселье прекращалось, так как начинался Великий пост.

4. Самостоятельная работа обучающихся.

-Теперь, подойдите к учительскому столу и возьмите наглядные материалы и шаблоны для выполнения задания.

-Задание такое:

При помощи шаблонов заготовьте детали к своей будущей работе на тему «Наш весёлый хоровод».

Этапы работы:

1.Выберите лист бумаги нужного цвета. Обведите шаблон №1 (сарафан).

2.При помощи ножниц вырежьте деталь сарафана.

3.Возьмите шаблон №2 - платок, обведите на лист цветной бумаги, вырежьте при помощи ножниц.

4.Деталь №3 - рукава следует обвести 2 раза.

Дети приступают к выполнению задания, учитель оказывает помощь в консультации учеников.

5.Усвоение новых знаний и способов действий

Проблемное изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей.

Просмотр видеофрагмента «День Святой Троицы»

Речь учителя: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо.

Слева- Бог Отец.

Посередине - Бог Сын Иисус Христос

Справа- Бог дух Святой

Какие прекрасные лица у Ангелов - задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки - это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.

Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.

И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.

В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова.

И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас.

И радует несказанной красотой

Исполнение Ангельской песни Пресвятой Троице.

6.Первичная проверка понимания изученного.

Подведем итог:

Слово учителя - Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева? (светлая, возвышенная, спокойная)

Слово учителя - Кто ее может исполнить? (церковные певчие а капелла)

Слово учителя - Почему именно такая музыка звучит в церкви? (чтобы напомнить людям о вечном и святом..)

7.Применение знаний и способов действий

Представьте, что вы художники и вам нужно сделать коллаж, составленный из ваших рисунков посвященный празднику Троице. Разделимся на 3 группы

Первая группа будет рисовать зарисовки по теме «Троица в народной жизни»

Вторая группа: «Троица - церковный праздник»

Третья группа представит, что они журналисты и напишет заметку о празднике в стенгазету (по заготовленным текстам, которые нужно уточнить и исправить)

8.Рефлексия.

Обращение к цели урока. Достигнута цель или нет?

Слово учителя - Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

Слово учителя - Кому еще вы о нем расскажете?

Слово учителя - Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

Слово учителя - Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

Слово учителя - Чем он вас удивил?

9.Домашнее задание.

Информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание по теме «Народные праздники» каждому ученику предлагается на выбор: исполнить троицкую песню, сделать кроссворд, рисунок, создать презентацию, написать заметку в газету.

© 2010-2022