- Преподавателю
- Музыка
- ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Загитова А.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАГИТОВА А.А.
г. Лениногорск, ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении - стратегическая задача развития российского образования. Преобразования, происходящие в стране, повлекли за собой изменения в системе подготовки учителей музыки. Наряду с навыками общения с детской аудиторией, живое исполнение музыки учителем оказывает на детское восприятие ни с чем несравнимое влияние. Заинтересовать, увлечь школьников музыкой может только всесторонне образованный педагог-музыкант, глубоко чувствующий и понимающий музыкальное искусство, обладающий развитым эстетическим сознанием и художественным воображением. В связи с этим, обучение игре на музыкальном инструменте является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки высококвалифицированных учителей музыки.
Инструментальная подготовка будущих специалистов музыкального образования в соответствии с ФГОС осуществляется в процессе изучения учебной дисциплины «Музыкальный инструмент» и междисциплинарного курса «Музыкально-исполнительский класс», который входит в профессиональный модуль «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность».
Знакомство с фортепианной музыкой для детей современных композиторов, умение анализировать и использовать её в практической деятельности позволяет расширить творческие возможности исполнителей, более успешно заниматься эстетическим воспитанием школьников и дошкольников. Фортепианные сочинения, в которых художественные задачи неотделимы от круга детских интересов, от специфики детской психологии и мировосприятия, подготавливают слушателей к пониманию музыки.
Методико-исполнительский анализ пьес («Танец Мухи-Цокотухи», «Грёзы о былом», «Как два Муравья танцевали гавот», «Менуэт») из альбома фортепианной музыки для учащихся 4-5 классов ДМШ И.А. Парфёнова раскрывает особенности исполнения произведений современного композитора и рекомендовано преподавателям фортепиано, студентам музыкальных, музыкально-педагогических колледжей.
«Танец Мухи-Цокотухи» - подвижный, грациозный танец-полька.
Пьеса написана в простой трёхчастной форме с видоизменённой 3 частью и небольшой кодой.
Первая часть звучит в тональности ре-минор, носит повествовательный характер - описывает образ Мухи-Цокотухи.
Построение фраз в пьесе короткое - двухтактное. Поэтому необходимо мыслить предложениями и добиваться исполнения их «на едином дыхании». Акценты, встречающиеся на сильные и слабые доли, необходимо играть движением руки «от себя».
Полечный аккомпанемент придаёт задорность, игривость, шутливость пьесе. Необходимо глубоко взять бас, как бы «отталкиваясь», а аккорды исполнять одинаково легко, тихо, стройно.
Очень контрастен динамический план второй части: f (громко) - p (тихо), что создает определённую сложность в исполнении. Фрагменты на p (пиано) рекомендуется исполнять легко, чёткими, цепкими, активными пальцами.
Ниспадающая мелодия придаёт грустный, тревожный характер третьей части пьесы.
В коде находится общая кульминация всего произведения. Резкий взлёт и спад музыки в окончании пьесы рисует картину печального финала - Муха-Цокотуха попадает в лапы к Пауку-злодею, который хочет погубить её.
Произведение «Танец Мухи-Цокотухи» развивает у учащихся образное и музыкальное мышление, мелодический и гармонический слух, самостоятельность рук, воображение, технику.
«Грёзы о былом» - певучая, лирическая пьеса с элементами полифонии. Произведение написано в простой трёхчастной форме, тоскливого, печального характера. Музыка рисует образ бедной беспомощной Мухи-Цокотухи, попавшей в беду, её горе, страдания, мольбы. Гости разбежались, и муха осталась одна с Пауком-злодеем.
Основные трудности исполнения этой пьесы - услышать многоголосие, добиться хорошего легато, певучего звука, стройного, синхронного исполнения интервалов, темпа Adagio (медленно). Для этого рекомендуется несколько вариантов работы:
-
попеть и поиграть каждый голос отдельно;
-
один из голосов петь, другой - играть;
-
играть голоса попарно.
Короткие лиги, выписанные в первой и в других частях, имеют интонационное значение, и не должны разрывать мелодическую линию.
В средней части происходит смена тональностей - ми-минор на соль-мажор. На миг Муха-Цокотуха забывает о Пауке-злодее и, вспоминает о празднование своих именин. Этот эпизод рекомендуется играть важно, торжественно, гордо. Кульминация возвращает в основную тональность пьесы ми-минор.
В репризе те же исполнительские задачи, что и в первой части.
Это произведение поможет научиться полным и глубоким звуком вести мелодическую линию, слышать полифоническую фактуру.
«Как два Муравья танцевали гавот» - светлый, изящный, шутливый танец Муравья и Муравьихи.
Пьеса «Как два Муравья танцевали гавот» написана в простой трёхчастной форме с небольшой кодой.
Первая часть состоит из двух предложений. Затактовые начала фраз, необходимо играть легко, цепко, со стремлением к сильным долям, «на одном дыхании», единым движением руки.
Над аккомпанементом следует работать также как в «Танце Мухи-Цокотухи».
Вторая часть - более яркая, стремительная. Чтобы добиться стройного, одновременного звучания всех голосов в аккордах, их нужно играть «хватательным» движением пальцев и лёгкими «пружинящими» движениями кисти.
В репризе музыка становится более вычурной, кокетливой. Интонации витиеватые, более выразительные, что требует особого внимания к отдельной работе над мелодией.
Мелодия коды по своему строению напоминает начальные мотивы средней части, но в нисходящем направлении.
Пьеса «Как два Муравья танцевали гавот» формирует у учащихся образное мышление, совершенствует технические навыки, развивает гармонический слух, расширяет музыкальный кругозор.
«Менуэт» И.А. Парфёнова - танцевальное объяснение в любви. Отличается от предыдущих пьес поэтичностью, изяществом и благородством. Можно представить это произведение как танец молодожёнов, именинницы Мухи-Цокотухи и лихого, удалого Комара, спасшего её от злодея-Паука.
Пьеса написана в простой трёхчастной форме с небольшой кодой.
Мелодия первой части нежная, грациозная, изящная. Перед исполнителем ставится задача передать плавность движения мелодии, её танцевальный характер. Для достижения хорошего legato (связно) и певучего туше необходимо опорные мелодические звуки брать весом всей руки, глубоко «от себя», без толчков. Все концы фраз, предложений дослушивать, исполняя их «на снятии» запястья руки.
Вторая часть - олицетворение счастья, радости, мира. Муха-Цокотуха и Комар клянутся в вечной любви друг другу. В этой части необходимо услышать перекличку голосов, как из одной руки тема переходит в другую.
Третья часть более яркая, насыщенная. Двойное торжество - именины и свадьба подходят к финалу. Утверждается основная тональность - ре-мажор.
Кода изображает поклон молодожёнов - Мухи-Цокотухи и Комара после танца.
Эта пьеса развивает у учащихся мелодический и гармонический слух, ритмическое чувство, учит выразительному исполнению мелодии, мягкому туше.
В заключение следует отметить, что творческая инициатива педагога, разнообразие видов деятельности преподавателя и студентов на уроке музыкального инструмента раскрывают широкие перспективы для дальнейшего творческого поиска новых оригинальных форм, методов и технологий музыкального просвещения детей и способствуют становлению современного, конкурентоспособного педагога-музыканта.
Список литературы:
1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Батюнина Г.И. Детская фортепианная музыка в структуре профессиональной подготовки студента-заочника: учеб пособие - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 112 с.
3. Павлова Е.В. Развитие навыков самостоятельной работы в процессе подготовки «Беседы у рояля»: учеб. пособие - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 68 с.
4. Парфёнов И.А. Альбом фортепианной музыки для учащихся 4-5 классов ДМШ: учеб.-метод. пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 85 с.
5. Савшинский С.И. Пианист и его работа - Л.: Советский композитор, 1961. - 272 с.