Конспект внеклассного мероприятия «Песни, рождённые войной…»

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за русский народ; прививать интерес к литературе, музыке, искусству. «Песня вместе с Отчизной пошла на бой. Она стала в строй, на правый фланг – к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня. Облетев многие страны, она вместе  с победителями  возвратилась домой –   к родным, близким…» Путь к Победе был долог и труден. 1418 дне...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Конспект внеклассного мероприятия

«Песни, рождённые войной…»

подготовила учитель музыки

МБОУ СОШ №108 им. Ю.В. Андропова

г. Моздока, РСО-Алания

Стефонова Наталья Георгиевна







Цель: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за русский народ; прививать интерес к литературе, музыке, искусству.

«Песня вместе с Отчизной пошла на бой.

Она стала в строй, на правый фланг - к запевалам.

По трудным горестным дорогам войны прошла с героями песня.

Облетев многие страны, она вместе с победителями

возвратилась домой - к родным, близким…»

Фатьянов /

Ведущий 1.

9 мая 2010 года в 65 раз прозвучит салют Победы…

Ведущий 2.

9 Мая - праздник необычный. Радость, веселье, смех со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками.

Ведущий 1.

9 Мая - День Победы. В этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за Победу - о миллионах человеческих жизней. Наших родных жизней. Нам надо знать и помнить о своих дедах, прадедах, о том, как они жили, воевали, трудились, о чем думали, мечтали.

Ведущий 2.

Путь к Победе был долог и труден. 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых - чудо бесстрашия, доблести.

Памяти всех погибших посвящена наша литературно-музыкальная композиция.

Ведущий 1.

Начало июня 1941 года. Мирное небо, счастливые лица, все ещё живы…

Фрагмент песни «Довоенный вальс».

Ведущий 2.

Мирная жизнь прервалась 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы.

(Объявление о начале войны).

Ведущий 1.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

«Песня вместе с Отчизной пошла на бой.

Она стала в строй, на правый фланг - ближе

к запевалам. По трудным горестным

дорогам войны прошла с героями песня.

Облетев многие страны, она вместе

с победителями возвратилась домой -

к родным, близким…»

/ А. Фатьянов /

Ведущий 2.

В песне Лебедева-Кумача, популярной в годы войны, были такие слова:

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

Нынче у нас передышка.

Завтра - вернемся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш походный, баян?

Кто сказал, что сердце губит

Свой огонь в бою?

Воин всех вернее любит

Милую свою!

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

С первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Песня и музыка поднимали настроение, укрепляли боевой дух, помогали сражаться с врагом, залечивать раны.

Ведущий 1.

Что пели на фронте? Сначала это были популярные патриотические песни, созданные ещё в довоенное время. Но очень скоро появились и были приняты на вооружение новые песни - песни, рождённые войной…

Ведущий 2.

Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Ведущий 1.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Строки поэта-ветерана А. Аркадьева:

Песням тех военных лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

Ученик 2.

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.

24 июня 1941 года газеты "Известия" и "Красная звезда" опубликовали стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: "Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…" Стихи эти потребовали от поэта упорной работы.

Ученик 1.

Их прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню - "Священная война".

Ученик 3.

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще один день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня "Священная война", тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна.

Ученик 4.

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня "Священная война" была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

(в грамзаписи звучит фрагмент песни "Священная война")

Ученик 5.

Кто из бывших фронтовиков не помнит одну из самых известных песен Великой Отечественной войны - "В землянке". (Муз. К. Листова, сл. А. Суркова)?

Когда поэт писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней.

"Это были шестнадцать "домашних" строк из письма моей жене Софье Антоновне", - вспоминал Алексей Александрович Сурков, - "написал я его в конце ноября, а точнее, 27-го, после тяжелого боя под Истрой".

Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, он не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны был песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную…

Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой. ( Слушаем фрагмент песни).

" В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ"

Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского

Ученик 6.

Редкое долголетие суждено замечательной песне "В лесу прифронтовом". Как она родилась?

Исаковский отвечал на этот вопрос так:

"Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс".

Ученик 7.

Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни.

- В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату "пообщаться" с близкими, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.

Ученик 8.

Но "В лесу прифронтовом" - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.

Какая музыка во всем,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим... Выстоим... Спасем...

Ах, не до жиру - быть бы живу...

Солдатам голову кружа,

Трехрядка под накатом бревен

Была нужней для блиндажа,

Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна

Натянутая трепетала,

Когда проклятая война

И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,

Одной-единой страсти ради

На полустанке - инвалид,

И Шостакович - в Ленинграде.

(А. Межиров «Музыка»)

Слушаем фрагмент песни «В лесу прифронтовом».

Слайд 9.

" На солнечной поляночке"

Муз. В. Соловьева-Седова, сл. А. Фатьянова

Ученик 9.

Без песни-шутки очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни.

Именно такую песню - шутку "На солнечной поляночке" создали в 1943 году композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов.

Как-то, - вспоминал композитор, - ко мне обратился солдат в кирзовых сапогах - красивый, рослый молодей, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочитал, встряхивая золотистой копной волос, свои стихи. Они мне понравились лиризмом, напевностью, юмором. Так состоялось мое знакомство с поэтом, перешедшее затем в творческое содружество.

Ученик 10.

Первоначально композитор написал песню в форме лирического вальса, мечтательного и задумчивого. Музыка получилась приятная на слух, она нравилась слушателям. Нравилась всем, кроме… самого композитора.

Взыскательный мастер почувствовал, что песне недостает той жизнерадостности, веселья, удали, которыми проникнуты стихи Фатьянова. Ведь образ парнишки, который "на тальяночке играет про любовь", чем-то близок тому же Теркину, никогда не унывающему воину, всегда готовому порадовать бойцов шутками и прибаутками.

И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию.

На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.

Слушаем фрагмент песни.

Ученик 11.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма.

Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение.

Ученик 12.

Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского.

Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

Слушаем фрагмент песни.

Ученик 13.

Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится.

Ученик 14.

2 февраля 1943 года победоносно закончилась Сталинградская операция: завершена была ликвидация окруженной группировки противника. В Сталинграде наступила непривычная тишина...

А через несколько дней, - вспоминает поэт Евгений Долматовский, - мы с композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт - будущую Курскую Дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, и мы стали сочинять песню.

Работа шла успешно, и вскоре песня была готова. Оставалось лишь проверить ее на слушателях. На всех остановках Фрадкин, аккомпанируя себе на трофейном аккордеоне, исполнял «Офицерский вальс» (так вначале называлось это сочинение) перед бойцами из составов, спешивших на новый участок фронта.

Ученик 15.

Песня удалась. Об этом можно было судить по тому, с какой молниеносной быстротой она распространилась. Многие эшелоны обгоняли поезд, в котором ехали авторы, и увозили с собой «Офицерский вальс». «Приезжаем мы на какую-нибудь станцию, а там солдаты уже поют:

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука...

Редко какая новая песня сразу же после своего рождения пользовалась на фронте такой популярностью, как эта.

Слушаем фрагмент песни.

"СОЛОВЬИ"

Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова.

Ученик 16.

Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца:

Ведь завтра снова будет бой -

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

(в аудиозаписи звучит песня "Соловьи")

Ученик 17.

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

Давайте помянем их нашим молчаньем,

Всех тех, кто остался на этих лугах

Вдоль маленькой речки с красивым названьем,

Травой прорастая в её берегах.

Давайте их вспомним! С тоской и любовью,

И все помолчим…

Минута молчания.

Ученик 18.

Песням тех военных лет поверьте!

Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырёх шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели -

Как он был нелёгок и нескор.

Песни вместе с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Песни эти с нами и поныне!

Никогда нам петь не надоест.

Как на Запад шли по Украине

И как с боем взяли город Брест.

И что помирать нам рановато,

И про тех, кто дал нам закурить…

Вы спросите сами у солдата:

Мог ли он такое позабыть?

Время нас, как пулемётом, косит,

Но меня, пока ещё живой,

Песня незабытая уносит

В незабвенный лес прифронтовой…

Кто-то вальс играет на баяне:

Слушаем мы, словно в забытьи…

Помните, друзья - однополчане,

Боевые спутники мои?

Ученик 19.

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Исполнение песни «День Победы».

7


© 2010-2022