Статья Игра на свирели и устное народное творчество

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИГРА НА СВИРЕЛИ И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Его можно рассматривать как праядро художественной культуры, особый пласт в культуре общества.1

Можно констатировать, что фольклор - это древнейший пласт народной художественной культуры. Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества. Можно рассматривать русскую народную культуру как духовный архетип русского народа, возникший на раннем этапе его развития. Фольклор неоднозначен: в нем проявляется и безграничная народная мудрость, и народный консерватизм, косность. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания. Фольклор - это особая художественная целостность, он постоянно развивается, изменяется, но в то же время эволюционирует очень медленно.

История возникновения многих музыкальных инструментов древней Руси имеет свое начало еще в далеком прошлом. Еще на фресках Софийского собора в Киеве, в различных иконографических материалах, в миниатюрах различных рукописных книг, в лубочных картинках, нашло свое отражение первое представление о музыкальных инструментах древнерусского государства.

Часть обнаруженных древними археологами древних музыкальных инструментов является существенным вещественным доказательством бытования данных инструментов еще в древнее время. В том числе были найдены первые нарисованные или вещественные упоминания и о свирели.

С самых ранних истоков своего развития история древнерусского государства была немыслима без различных музыкальных инструментов. Многие наши предки владели основными секретами изготовления звуковых инструментов несложного характера, передавая эти инструменты из поколения в поколение.

Приобщение к основным тайнам мастерства в древнее время у людей были привиты основные умения и навыки еще с периода детских лет, что нашло свое отражение в различных играх, в работе, которая была достаточно посильной для детских рук.

Наблюдая за работой людей более старшего возраста, дети и подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Постепенно основные духовные связи поколений начинали разрушаться, что сказывалось на их преемственности. С исчезновением имевшихся в России народных музыкальных инструментов было утрачено и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.2

В современной действительности, постепенно достаточно существенно уменьшилось количество мастеров-умельцев, которые сохранили основные традиции для создания простейших музыкальных инструментов. Они создавали свои наиболее значимые шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же музыкальных инструментов на промышленной основе было связано с достаточно существенными финансовыми затратами, отчего зависит также их высокая стоимость.

При изготовлении в прошлом истории развития русского государства создание различных музыкальных инструментов осуществлялось при использовании достаточного количества материалов животного и растительного происхождения. Любой материал в руках умельца при создании музыкального инструмента может зазвучать, если к нему подойти со знанием дела. Так, при изготовлении свистульки или окарины достаточно часто использованы невзрачные кусочки глины, при изготовлении большого рога с пищиком были использованы береста и другие древесные материалы, которые имелись в коре деревьев, свистковое устройство может быть также сделано из пластмассовой трубочки, а их деревянных брусочков и пластин можно было сделать множество различных ударных инструментов.

В основе используемого опыта различных людей при изготовлении музыкальных инструментов, а также на основе имеющихся публикаций о русских народных инструментах, возможно обратить внимание на большое влияние устного народного творчества (ремесла) при изготовлении народных музыкальных инструментов.

У достаточного количества различных народов происхождение музыкальных инструментов было достаточно тесно связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Например, Древние греки приписывали богу Гермесу изобретение такого музыкального инструмента, как лира. Бог Гермес изготовил данный музыкальный инструмент, посредством натягивания струн на черепаховый панцирь. Сына Гермеса, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).3

В немецких сказках могут быть достаточно часто использованы различные звуки рожка, в финских сказках могут быть использованы звуки от пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки обращалось внимание ратников, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды при этом сами играют, сами песни поют, а также заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Звуки духовой музыки были рождены при вдувании воздуха в инструмент. Дуновение ветра при этом воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с песнопением и музыкальным сопровождением. Таким образом, возникали различные сказания о пении, о плясках, об игре на различных музыкальных инструментах. Имеющиеся мифические представления, которые сочетались с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью для достаточно значимых языческих обрядов и праздников.

При всем несовершенстве технологии изготовления первых музыкальных инструментов, большую роль для музыкантов, играющих на данных инструментах играют их профессиональные умения и навыки.

На протяжении достаточно длительного времени продолжалось совершенствование создания народных музыкальных инструментов, а также отбор наиболее качественных образцов. Постепенно музыкальные инструменты приобретали все новые и новые формы, возникали более совершенные конструктивные решения при их изготовлении, а также различные способы для извлечения звуков и приемов игры.

Многие славянские народы были хранителями и творцами различных музыкальных ценностей.

Еще в древние времена многие славяне почитали память своих предков, славили Богов. Основные религиозные обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), в честь Стрибога (бога ветров), в честь Святовида (бога Солнца), а также богини Лады (богини любви) сопровождались пением, плясками, а также игрой на различных музыкальных инструментах и заканчивались при этом общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и основные места их обитания: леса, горы, реки и озера.

Исходя из предположении со стороны исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в достаточно тесной взаимосвязи.

Возможно обратить внимание на то, что используемое обрядовое песнопение способствовало активному рождению музыкальных инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование различных музыкальных инструментов у славян еще в древнее время. Омар ибн Даст в своем труде «Книга драгоценных сокровищ» обращал внимание на то, что у «древних славян есть разного рода лютни, гусли и свирели».

В различных «Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» русским музыковедом Н. Ф. Финдейзеном было обращено внимание на то, что «Совершенно невозможно было допустить, чтобы представители древних славян, которые имели существенный общинный быт, при чем религиозные обряды представителей данные народов были достаточно существенно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях».

К настоящему времени сохранилось достаточное количество различных упоминаний о древней музыкальной культуре представителей славянских народов.

Новгород был крупнейшим городом европейского средневековья. Само название «Господин Великий Новгород», что наиболее ярко подчеркивало суверенитет и независимость, значимость данного города. Основное население в нем составляли ремесленники. В прошлом на территории Новгорода Великого имелось более 400 различных ремесленных профессий. В городе были возведены различные деревянные и каменные дома в несколько этажей. Простые люди, которые являлись свободными личностями, имели незначительные по объемам наделы земли. Великий Новгород при этом имел торговые связи с различными городами Европы и Азии. Вся жизнь в городе определялась общим собранием, так называемым «вече». В древнее время Великий Новгород имел достаточно высокую и самобытную культуру. Различные изделия его мастеров прославились по территории всего русского государства. Новгородские летописцы вели регулярную запись событий повседневной жизни горожан. Новгородцы были грамотными людьми. Археологи обнаружили сотни грамот, писем, документов, написанных на кусках бересты.

За прошедшие несколько сотен лет были созданы существенно значимые памятники руского зодчества: Новгородский кремль, Софийский собор. Церковь Спас-Нередица была расписана уникальными фресками. На многих фресках представлены также различные музыкальные инструменты, в том числе и свирели, что является достаточно ярким доказательством почитания данного народного инструмента в древнее время. До современного периода дошли различные произведения устного народного творчества, которые можно отнести былины о купце Садко, былины о витязе Василии Буслаеве, а также сказание о Вадиме Храбром.4

Общественный уклад и образ жизни жителей Новгорода Великого способствовал процессу развития народного музыкального творчества, к которому можно отнести активную деятельность скоморохов - сказителей, певцов, музыкантов. Многие из музыкантов играли на свирели, при этом изготавливали музыкальный инструмент самостоятельно.

К основным функциям фольклора относят религиозно-мифологи-ческие, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологи-ческие.

Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоциональнохудожественной точки зрения. Фольклор обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими требованиями этнического социума. 5

Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию.

В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции.

В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение.

Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения.6

Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фатической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения - функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений.

Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают. Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии. 7

Народное песенное искусство тесно связано с устным народным творчеством, имеет собственную жанровую специфику, которая очень разнообразна.8 Отметим, что понятие «жанр» применительно к русскому народному песенному творчеству означает разновидность произведений вокального фольклора, отличающихся существенными общими чертами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности; кроме того, они обладают особенной спецификой, определяющейся той общественной и художественной функцией, которую они выполняют в крестьянском или городском социуме. При этом в большей степени в древнее время использовались в качестве музыкального сопровождения такие музыкальные инструменты, как гусли и свирели. 9

Народные музыкальные инструменты представляют важнейшую часть национальной культуры. История их возникновения и развития неразрывно связана с развитием художественной культуры в целом и социальнокультурного развития страны в частности. Анализ развития народных музыкальных инструментов в российском обществе позволяет понять многие сложные процессы формирования национальной музыкальной культуры и в целом музыкальных инструментов. Состав этнических музыкальных инструментов весьма велик и разнообразен. В каждом регионе России сложилась культура самобытных инструментов, особенности которых во многом определены спецификой развития фольклорной традиции и бытования фольклора.

Состав народных инструментов очень широк и разнообразен, он имеет многоуровневую и разветвленную структуру. Не раз народные музыкальные инструменты становились объектом глубокого изучения и анализа. Существуют различные подходы к классификации народных инструментов.

В современном инструментоведении в качестве основы получила признание классификационная система, в которой определяющими являются два признака: источник звука и способ или механизм его извлечения. Согласно данной системе, музыкальные народные инструменты систематизированы в четыре большие группы - духовые, струнные, клавишнодуховые и язычковые и ударные. 10

Группа духовых инструментов также подразделяется на три подгруппы: 1. Флейтовая, к которой относятся свирель, сопель, кувиклы или кувички. 2. Язычковая, включающая жалейку, брелку, волынку. 3. Мундштучные, в которую входят разновидности рога и рожка.

В летописях эпохи Киевской Руси также имеются свидетельства об использовании традиционных инструментов в княжеских дружинах, на пирах, народных праздниках.11 Изображения музыкантов, играющих на народных инструментах, находим и на стенах Софийского собора в Киеве. В повествованиях о военных походах русичей также есть описания народных инструментов. В ратных дружинах применялись всевозможные духовые инструменты: различные виды труб, рог, сурна, свирель. 12

Народное музыкальное творчество представляет собой довольно уникальное явление, которое можно рассматривать как особый пласт художественной культуры российского общества. Инструментально-песенный фольклор прочно вошел в общую структуру фольклора. В народном музыкальном творчестве ярко проявились основные свойства, особенности и характеристики фольклора как компонента богатой и многообразной сферы искусства.

Список литературы

1.Жаботинская В.Л. Изучение игры на народных музыкальных инструментах. М.: Музыка, 2014. - 87 с.

2.Львов А.А. Игра на свирели и устное народное творчество. Спб, Питер, 2013. - 112.

3. Макаров С.Д. Народное творчество. Томск, «Ривадис», 2014. - 160 с.

4.Рожкова И.А. Обучение игре на свирели: народные

1 Жаботинская В.Л. Изучение игры на народных музыкальных инструментах. М.: Музыка, 2014. - 87 с.

2 Жаботинская В.Л. Изучение игры на народных музыкальных инструментах. М.: Музыка, 2014. - 87 с.

3 Жаботинская В.Л. Изучение игры на народных музыкальных инструментах. М.: Музыка, 2014. - 87 с.

4 Львов А.А. Игра на свирели и устное народное творчество. Спб, Питер, 2013. - 112.

5 Львов А.А. Игра на свирели и устное народное творчество. Спб, Питер, 2013. - 112.

6 Львов А.А. Игра на свирели и устное народное творчество. Спб, Питер, 2013. - 112.

7 Львов А.А. Игра на свирели и устное народное творчество. Спб, Питер, 2013. - 112.

8 Рожкова И.А. Обучение игре на свирели: народные традиции. Челябинск, «Гранада - Пресс», 2015. - 34 с.

9 Макаров С.Д. Народное творчество. Томск, «Ривадис», 2014. - 160 с.

10 Рожкова И.А. Обучение игре на свирели: народные традиции. Челябинск, «Гранада - Пресс», 2015. - 34 с.

11 Макаров С.Д. Народное творчество. Томск, «Ривадис», 2014. - 160 с.

12 Рожкова И.А. Обучение игре на свирели: народные традиции. Челябинск, «Гранада - Пресс», 2015. - 34 с.

© 2010-2022