- Преподавателю
- Музыка
- Открытый урок в 3 классе на тему: В музыкальном театре
Открытый урок в 3 классе на тему: В музыкальном театре
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хоменко Л.В. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок музыки в 3 классе
«В музыкальном театре»
Тема: В музыкальном театре.
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Номер урока в теме: урок №20
Дата проведения урока ______________
__________________________________
__________________________________
Цель урока: Обобщение и систематизация жизненно- музыкальных представлений, учащихся об особенностях оперного спектакля.
Задачи урока:
Образовательная:
Дети рисуют портрет Черномора.
Планируемые результаты:
-предметные: -Познакомить с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.
-Выявить взаимосвязь музыки -слова -изобразительного искусства в опере.
-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.
-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.
Метапредметные :
-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Личностные:
-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Познавательные УУД: называть и объяснять основные термины оперы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять муз. темы главных героев.
Коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с учебником).
Форма проведения: урок- презентация.
Художественный материал урока: портрет М.И. Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Дидактические единицы урока: программка, либретто, опера, ария, симфонический оркестр.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, нотная доска, фортепиано.
Ход урока
Организационный момент. Звучит увертюра из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - дети заходят в класс.
На экране здание Большого театра оперы и балета.
Актуализация опорных знаний.
У.----Ребята, что мы видим на экране?
Ответы детей ------(это здание театра)
У----Может быть кто-то знает, что это за театр?
Ответы детей-----(это Большой театр в Москве)
У------Это обычный театр? Там идут обычные спектакли?
Ответы детей----(Это музыкальный театр).
Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока).
У-----Правильно, ребята, давайте назовём тему нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?
Ответы детей-----(О музыкальном театре).
Тема урока выводится на экран.
У----Если театр музыкальный, значит и спектакли там необычные?
Назовите их.
Ответы детей----(это ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ).
У----- И так ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ - это музыкальные спектакли, а чем они отличаются друг от друга?
Ответы детей----
У-------А что в них общего?
Ответы детей------
У----- Мы с вами знакомы с некоторыми операми и балетами, вспомним их и назовём композиторов, которые создали эти музыкальные спектакли.
Показ слайдов. Называем Ф.И.О. композиторов.
Работа в парах. Найти соответствие между произведением и композитором.
Проверка на экране.
У.--- Ребята, узнали эту музыку? Мы под эти звуки заходили в класс.
А какой музыкальный спектакль открывает эта увертюра?
Ответы детей------(опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»)
слайд
У ---- Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?
Ответы детей-----(Декорации, грим, костюмы).
У.----- Оперные артисты?
Ответы детей-----(Играют и поют).
У.----- Что делают музыканты в оркестре?
Ответы детей----(Играют на музыкальных инструментах).
У.----- А что делают писатели, поэты?
Ответы детей-----(Пишут рассказы, сказки, стихи).
У.----- А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке - либретто (показать).
Скажите, кто является автором этой сказки?
Ответы детей------ (А.С. Пушкин).
Слайд
У----- Сейчас я вас познакомлю с литературной характеристикой одного из героев поэмы А.С. Пушкина Фарлафом (Учебник, С. 72). Подумайте над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел».
Работа в группах.
Ответы детей--------.
У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой - и в затихший зрительный зал полились звуки музыки.
У----С чего начинается музыкальный спектакль?
Ответы детей----(с музыкального вступления, с увертюры).
У.: Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И. Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.
Слушание. Звучит УВЕРТЮРА к опере «Руслан и Людмила».
Анализ увертюры.
У----- Каких героев оперы они характеризуют? (учитель напоминает мелодию арии Руслана, гамму Черномора, хор «Слава»!». Выбору тем помогут рисунки художника-оформителя на с. 74-75 Учебника). Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре?
Ответы детей-----(увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).
Слайд
У--- Продолжаем знакомиться с образами Фарлафа, одного из витязей, отравившихся на поиски Людмилы, похищенной Черномором, и волшебницы Наины, которая обещает помочь Фарлафу в его поисках княжны.
Слушание. Звучит ария и рондо Фарлафа.
---- Узнали вы этого героя, ребята?
Ответы детей----- (это Фарлаф)
Анализ муз. отрывка.
У----Откройте учебник на стр. 72.
У------С кем встретился Фарлаф в этой сцене?
-Что пообещала ему Наина?
-Как звучала его ария?
-В какой форме написана?
-Какие слова он постоянно повторяет?
-Как композитор передает восторг хвастливого труса, «горе-богатыря» Фарлафа? (третьеклассники слушают в исполнении учителя речитатив Фарлафа, предшествующий его знаменитому «Рондо»: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!» Ребята, наверняка услышат, как изменился характер интонаций героя, какие новые черты появились в музыкальной характеристике этого персонажа (уверенность, гордость, радость, величие). Далее Фарлаф «взахлеб», скороговоркой, в стремительном темпе поет о своей победе над Русланом: «Близок уж час торжества моего…».
Послушав с учащимися «Рондо Фарлафа», нужно задуматься над еще одним вопросом:
У----Почему композитор пишет музыкальную характеристику этого витязя: а) в жанре скороговорки; б) в форме рондо. (Дети самостоятельно выберут название голоса исполнителя - тенор? баритон? бас? (бас).
(Ответы детей на каждый вопрос)
Физкультминутка.
Вокально-хоровая работа.
Разучить с детьми главную тему «Рондо Фарлафа». Начинаем работу с хорового «проговаривания» текста в заданном ритме, а лишь затем - в умеренном темпе соединяем выученный текст с мелодией. Вокализация главной темы поможет учащимся при последующих прослушиваниях «Рондо Фарлафа» осознанно следить за ее многократными повторениями, что поможет усвоить форму «рондо», в которой главная мелодия (рефрен) чередуется с другими мелодиями (эпизодами).
У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». Он звучит на протяжении всего действия.
Слушание отрывка «Марш Черномора».
Анализ музыки.
У-----А кто такой Черномор?
-Он настоящий или сказочный?
-Добрый или злой?
Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже.
Повторное слушание (звучит «Марш Черномора).
Дети рисуют портрет Черномора
У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!
У----- Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана.
Слайд
Слушание музыки (звучит ария).
У----- Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?
Ответы детей: -----.
У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера - ариозо, каватина.
Слушание «Каватина Людмилы».
У----А сейчас мы проведём с вами блиц-опрос по знанию муз. характеристик из оперы.
Итог урока.
Слайд
У-------Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».
Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело - опера.
Рефлексия.
У------Что больше всего вам понравилось на уроке?
Какой вид деятельности?
Оцените свою работу, работу своих одноклассников.