Открытый урок в 3 классе на тему: В музыкальном театре

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок музыки в 3 классе

«В музыкальном театре»

Тема: В музыкальном театре.

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Номер урока в теме: урок №20

Дата проведения урока ______________

__________________________________

__________________________________

Цель урока: Обобщение и систематизация жизненно- музыкальных представлений, учащихся об особенностях оперного спектакля.

Задачи урока:

Образовательная:

Дети рисуют портрет Черномора.

Планируемые результаты:

-предметные: -Познакомить с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.

-Выявить взаимосвязь музыки -слова -изобразительного искусства в опере.

-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.

-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.

Метапредметные :

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Личностные:

-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Познавательные УУД: называть и объяснять основные термины оперы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять муз. темы главных героев.

Коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение, работа с учебником).

Форма проведения: урок- презентация.

Художественный материал урока: портрет М.И. Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

Дидактические единицы урока: программка, либретто, опера, ария, симфонический оркестр.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, нотная доска, фортепиано.

Ход урока

Организационный момент. Звучит увертюра из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - дети заходят в класс.

На экране здание Большого театра оперы и балета.

Актуализация опорных знаний.

У.----Ребята, что мы видим на экране?

Ответы детей ------(это здание театра)

У----Может быть кто-то знает, что это за театр?

Ответы детей-----(это Большой театр в Москве)

У------Это обычный театр? Там идут обычные спектакли?

Ответы детей----(Это музыкальный театр).

Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока).

У-----Правильно, ребята, давайте назовём тему нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить?

Ответы детей-----(О музыкальном театре).

Тема урока выводится на экран.

У----Если театр музыкальный, значит и спектакли там необычные?

Назовите их.

Ответы детей----(это ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ).

У----- И так ОПЕРЫ и БАЛЕТЫ - это музыкальные спектакли, а чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей----

У-------А что в них общего?

Ответы детей------

У----- Мы с вами знакомы с некоторыми операми и балетами, вспомним их и назовём композиторов, которые создали эти музыкальные спектакли.

Показ слайдов. Называем Ф.И.О. композиторов.

Работа в парах. Найти соответствие между произведением и композитором.

Проверка на экране.

У.--- Ребята, узнали эту музыку? Мы под эти звуки заходили в класс.

А какой музыкальный спектакль открывает эта увертюра?

Ответы детей------(опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»)

слайд

У ---- Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?

Ответы детей-----(Декорации, грим, костюмы).

У.----- Оперные артисты?

Ответы детей-----(Играют и поют).

У.----- Что делают музыканты в оркестре?

Ответы детей----(Играют на музыкальных инструментах).

У.----- А что делают писатели, поэты?

Ответы детей-----(Пишут рассказы, сказки, стихи).

У.----- А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке - либретто (показать).

Скажите, кто является автором этой сказки?

Ответы детей------ (А.С. Пушкин).

Слайд

У----- Сейчас я вас познакомлю с литературной характеристикой одного из героев поэмы А.С. Пушкина Фарлафом (Учебник, С. 72). Подумайте над значением таких выражений как: «воин скромный средь мечей», «Я весь дрожу… Опасный путь мне надоел».

Работа в группах.

Ответы детей--------.

У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой - и в затихший зрительный зал полились звуки музыки.

У----С чего начинается музыкальный спектакль?

Ответы детей----(с музыкального вступления, с увертюры).

У.: Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И. Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

Слушание. Звучит УВЕРТЮРА к опере «Руслан и Людмила».

Анализ увертюры.

У----- Каких героев оперы они характеризуют? (учитель напоминает мелодию арии Руслана, гамму Черномора, хор «Слава»!». Выбору тем помогут рисунки художника-оформителя на с. 74-75 Учебника). Как композитор утвердил идею победы добра над злом в увертюре?

Ответы детей-----(увертюра, как и вся опера, завершается музыкой праздничной, светлой, ликующей).

Слайд

У--- Продолжаем знакомиться с образами Фарлафа, одного из витязей, отравившихся на поиски Людмилы, похищенной Черномором, и волшебницы Наины, которая обещает помочь Фарлафу в его поисках княжны.

Слушание. Звучит ария и рондо Фарлафа.

---- Узнали вы этого героя, ребята?

Ответы детей----- (это Фарлаф)

Анализ муз. отрывка.

У----Откройте учебник на стр. 72.

У------С кем встретился Фарлаф в этой сцене?

-Что пообещала ему Наина?

-Как звучала его ария?

-В какой форме написана?

-Какие слова он постоянно повторяет?

-Как композитор передает восторг хвастливого труса, «горе-богатыря» Фарлафа? (третьеклассники слушают в исполнении учителя речитатив Фарлафа, предшествующий его знаменитому «Рондо»: «О радость! Я знал, я чувствовал заране, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!» Ребята, наверняка услышат, как изменился характер интонаций героя, какие новые черты появились в музыкальной характеристике этого персонажа (уверенность, гордость, радость, величие). Далее Фарлаф «взахлеб», скороговоркой, в стремительном темпе поет о своей победе над Русланом: «Близок уж час торжества моего…».

Послушав с учащимися «Рондо Фарлафа», нужно задуматься над еще одним вопросом:

У----Почему композитор пишет музыкальную характеристику этого витязя: а) в жанре скороговорки; б) в форме рондо. (Дети самостоятельно выберут название голоса исполнителя - тенор? баритон? бас? (бас).

(Ответы детей на каждый вопрос)

Физкультминутка.

Вокально-хоровая работа.

Разучить с детьми главную тему «Рондо Фарлафа». Начинаем работу с хорового «проговаривания» текста в заданном ритме, а лишь затем - в умеренном темпе соединяем выученный текст с мелодией. Вокализация главной темы поможет учащимся при последующих прослушиваниях «Рондо Фарлафа» осознанно следить за ее многократными повторениями, что поможет усвоить форму «рондо», в которой главная мелодия (рефрен) чередуется с другими мелодиями (эпизодами).

У.: Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». Он звучит на протяжении всего действия.

Слушание отрывка «Марш Черномора».

Анализ музыки.

У-----А кто такой Черномор?

-Он настоящий или сказочный?

-Добрый или злой?

Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже.

Повторное слушание (звучит «Марш Черномора).

Дети рисуют портрет Черномора

У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!

У----- Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана.

Слайд

Слушание музыки (звучит ария).

У----- Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

Ответы детей: -----.

У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера - ариозо, каватина.

Слушание «Каватина Людмилы».

У----А сейчас мы проведём с вами блиц-опрос по знанию муз. характеристик из оперы.

Итог урока.

Слайд

У-------Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».

Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело - опера.

Рефлексия.

У------Что больше всего вам понравилось на уроке?

Какой вид деятельности?

Оцените свою работу, работу своих одноклассников.







© 2010-2022