Тема урокаОбраз тишины в музыке, литературе и живописи

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа 5 класса направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразит.иск-ом
Цель урока - формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа тишины на примере музыки литературы и живописи. выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа., в данном случае «тишина»
Задача: Образовательные- познакомить уч-ся с произведениями Рахманинова художниками лит….
Развивающие: развивать у уч-ся умение действовать в ситуации
выбора(работа с группой)

Пополнять словарный запас (Умеротворение)

Компитентностные умение работать в группе, приходить к
единому мнению.
Воспитательные: совершенствовать эстетическое ,
патриотическое восприятие мира.

Тип урока по дидактической направленности - это урок изучения нового материала. По доминирующим методам обучения урок-диалог



Сценарий урока

Как вы видите, мы сегодня собрались в необычной обстановке.

В этой необычной обстановке я бы хотела видеть вас не просто учениками. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли художников, поэтов и ком-ров.
за 1-м столом у нас будут находиться художники. представляющее ис-во живопись.
за 2-м поэты, представляющее иск-во литературу
за 3-м композиторы, представляющее иск-во музыку.
Тема нашего сегодняшнего разговора так же необычна. Вслушайтесь внимательно «Образ тишины в произведениях искусства» правда необычно?
-А умеем ли мы слушать тишину?
-Сможем ли в классе услышать тишину? Давайте попробуем
(дети слушают и в тишине начинает звучать музыка)
- понравилась музыка? красивая?
- с чего начинается музыка?( дети- С ноток. Скрипичного ключа, мелодии... С тишины! )

А согласитесь ,не услышав ,не погрузившись в тишину,может быть вы и не услышали, не -заметили ту прелесть ,красоту этой музыки.
-А как вы думаете,можно ли средствами ис-ва(звук ,краски ,слова) создать образ тишины?
-что по этому поводу думают худ-ки, поэты, композиторы?
давайте попробуем жестом. движением рук, головы, корпуса сказать «это тишина»
Прошу 2-х человек с каждого стола выйти ко мне.
Не забывайте, вам нужно создать художественный образ с помощью движений……... (Дети ищут пластический образ-интонацию.)
-Какие движения были у ребят?(угловатые.строгие?)
(плавные.нежные.скользящие.убаюкивающие…….)
-. Какое внутреннее состояние вы вложили в свое движение, когда создавали образ тишины и покоя?

(Доброе, нежное, спокойное дыхание, что-то светлое...)

-Вы слышали когда-нибудь такое слово «умиротворение»? А что выражает это слово?

( Что-то доброе, красивое, спокойное.)

- Вслушайтесь в это слово - «у-миро-о-творе-е-ние». Певучее слово, правда? А какие в нем слова-корни?

- Мир, творение.

Творить мир, правильно. А что такое «мир»? Как вы понимаете это слово?

Мир - это вокруг нас, наша планета. Мир - когда нет войны.

И еще «мир» в старом русском понимании означает «люди», «народ». А может это слово относиться к душе человека?

Д. Да, конечно. Это когда на душе человека спокойно, светло, когда он сделает что-то красивое, доброе.

У. Вот видите, какой глубокий смысл в слове «умиротворение». А поначалу казалось - всего лишь «тишина».


-Как вы понимаете это слово?
-Можем ли мы это слово отнести к душе человека?
(умиротворение, когда на душе чел-ка спокойно, тихо, светло)
-Вот видите, какой глубокий смысл вложен в слово. А поначалу показалось всего лишь тишина.
- Дорогие мои творцы искусства, у каждого из вас на столе есть задание, каждый должен своими средствами ис-ва создать образ тишины.

На выполнения задания дается 3 минуты. Работаем.

Время вышло и мы 1-ым предоставляем поэтам.

Дети читают стихи: ...Ветерок колосья Осторожно тронет - Будто вдруг погладит Ласковой ладонью. Ветерку приятно Колосков касаться. Тихо-тихо шепчет: «Хороши красавцы!» А.Пришелец
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С.Есенин ...Гаснет день. За косогором Разливается закат. Звонкий месяц выйдет скоро Погулять по крышам хат. Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки. Я прощаюсь с теплым летом Без печали и тоски... М.Исаковский Чародейкою Зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит Ф.Тютчев На севере диком Стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой, она... М.Лермонтов

- Вы подобрали замечательные стихи. В каждом из них, действительно, звучит тишина.

-Следующим мы предоставляем слово композиторам. Вам слово.
(композиторы рассказывают какая музыка перечисляют средства муз выразительности темп.динамика…….ит.д)

Прежде мы дадим слово художникам, я предлагаю посетить маленькую их картинную галерею. Попрошу не только увидеть ,но и вглядеться в них.
(звучит Рахманинов 2 концерт 2 часть)
А сейчас слово художникам..почему вы выбрали именно эти картины,

(«утро на Днепре» куинджи над рекой туман,золотистые караски от солнечных лучей река в прозрачной дымке,полевые цветы.нежные .трогательные.линиия реки очень плавная линия горизонта сливается с небом


вы выбрали удивительные картины художников XIX века - «Родина» В.Васнецова, «Утро на Днепре» А.Куинджи и «Притихло» Н.Дубовского.

У. Скажите, ребята, что объединяет, роднит эти полотна?

Д. Природа.

У. Как называются картины, на которых изображена природа? Это какой жанр живописи?

Д. Пейзаж.

У. А можете сказать, какое состояние сближает эти картины?

Д. Все тихо! Образ тишины.

У. А одинаковая ли здесь тишина? С одинаковой ли интонацией звучит она в картинах? (Читает стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке...») Здесь мало увидеть, Здесь надо вглядеться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Тут вслушаться нужно, Чтоб в сердце созвучья Нахлынули дружно... И каковы же эти созвучья?

Д. В картине Куинджи тишина звучит светло, нежно, прозрачно.

У. А в картине Васнецова? Там ведь тоже небо, простор полей, горизонт, та же тишина.

Д. И да, и нет. Здесь краски более темные, от облаков падает тень, избы серые, и мелодия картины здесь печальная, немного тоскливая.

У. Вы помните музыку, которая звучала в классе, когда вы рассматривали картины? Я вам хочу ее еще раз напомнить. (Звучит небольшой фрагмент Концерта С.Рахманинова.)

У. Как вы чувствуете, какой из этих картин она созвучна, близка по интонации, по внутреннему состоянию, да и по средствам выразительности? Д. Картине «Утро» Куинджи. Она такая же светлая, прозрачная. Фортепиано звучало хрупко, напевно, как-то очень чисто.

Д. А мне кажется, эта музыка созвучна картине Васнецова «Родина». В этой музыке такая же широта, простор, небо бескрайнее. И еще это грустная, печальная музыка.

У. Но есть еще одно важное свойство этой музыки! Мы можем почувствовать национальную интонацию, национальный характер музыки? Что напоминает вам эта музыка? (Учитель напевает мелодию флейты из Концерта.)

Д. Русскую песню, протяжную, немного печальную.

У. Написал эту музыку человек, который бесконечно любил Россию. Имя его - Сергей Васильевич Рахманинов.(сайд №6) Именно России посвятил он все лучшее, что создал в музыке. Россия пела в его мелодиях. Мне бы хотелось, чтобы именно это свойство музыки Рахманинова вам запомнилось. Ведь сегодня мы продолжаем свое знакомство с музыкой этого русского композитора. А слышите ли вы эту русскую песенную интонацию в картине Васнецова?

Д. Да. Перед нами русская природа, родные поля, стога, деревенские избы, церквушка вдали, что-то очень близкое.

У. И очень родное, что словами не объяснишь. Художник удивительно тонко почувствовал и нам передал «всю прелесть застенчивой русской природы». Кстати, почему поэт Н.Рыленков назвал русскую природу «застенчивой»? Какой смысл, какую интонацию он хотел подчеркнуть?

Д. Негромкую, неяркую, но очень русскую.

У. Такую милую сердцу. А вы обратили внимание на название картины?

Д. «Родина».

У. Не «поле», не «стога», не «степь», а просто - Родина. Так глубоко и торжественно - Родина! Разве это только о природе?

Д. Нет, эта картина - как песня о любви к родной земле.

У. Так что же сближает картину Васнецова и музыку Рахманинова?

Д. Любовь к России, интонация русской, протяжной, светлой и немного печальной песни.

А эти строки вы помните: Я глядел на незабудку, (ребята подхватывают) Я глядел всего минутку, Но теперь я долго-долго Не забуду незабудку... Всего четыре строчки. А что за ними?

Д. Человек. Очень добрый. Он умеет увидеть красоту. И защитить ее. У него очень отзывчивое сердце.

У. Но это не просто стихи, это - песня. (Исполняют песню «Незабудка» З.Левиной.) Как вы думаете, композитор создал «портрет незабудки» или «портрет человека», его настроения И какая же интонация понадобилась композитору для этой песни?

Д. В этой песне как бы два портрета. Мы видим и голубую хрупкую незабудку, но в мелодии этой песни - нежной, тихой, певучей - слышим мелодию человеческого сердца. А еще про незабудку мы пели в песне «Красные следопыты».

У. А в этой песне такая же интонация? Вспомните слова.

Д. У цветка незабудки Ты спроси про войну. Ты прислушайся чутко И услышь тишину.

У. О какой тишине говорит поэт В.Некрасов в этих строчках?

Д. О тишине памяти. Мы должны помнить о тех, кто отстоял мир, защитил нас. Поэтому и цветок называют «незабудка». В этой песне интонация строгая, серьезная, хотя и певучая. Но в то же время эта интонация - героическая. (Ребята исполняют «Песню красных следопытов» Е.Доги.)

У. Как много музыки звучало у нас сегодня - Рахманинов, Шопен, Левина, Дога, вспоминали о Глинке, Григе, Щедрине. Читали замечательные стихи. А какие художники были с нами вместе на этом уроке - Васнецов, Куинджи, Дубовской! А как вы думаете, зачем мы их собрали всех вместе в нашем классе? Д. Чтобы поговорить о красоте, о природе, о душе человека.

У. Так что же объединило их вместе, да и нас с вами тоже?

Д. Образ тишины.

У. И только?

Д. Мы услышали и поняли, какой разной бывает тишина и в природе, и в душе человека. Для этого композиторы, поэты и художники находят разные интонации, разные характеры, разные мелодии.

У. А мне особенно приятно, что сегодня передо мной были на этом уроке не просто ученики, не просто девочки и мальчики, а творцы - поэты, художники, композиторы. Потому что вы тоже создавали этот образ, вам удалось услышать мелодии такой разной тишины, вы поняли, как много она значит в нашей жизни.

Звучит мелодия II части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.


© 2010-2022