• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья для учителей музыки Вокально-хоровая работа в школе как средство развития музыкально-исполнительских и творческих способностей учащихся

Статья для учителей музыки Вокально-хоровая работа в школе как средство развития музыкально-исполнительских и творческих способностей учащихся

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вокально-хоровая работа в школе как средство развития музыкально-исполнительских и творческих способностей учащихся.

Автор: Квашнина Марина Петровна, учитель музыки МАОУ СОШ №1 КГО, город Камышлов, Свердловская область.

В планируемых предметных результатах обучения НОО прописано, что « в результате освоения программы, обучающиеся должны научиться, в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника. Личность школьника включает в себя формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.»

Также, в разделе хоровое пение говорится о том, что «обучающийся 4 класса: знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации; грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием; знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования; соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание; поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком; ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения, исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.»

Хоровое пение на уроке музыки в нашей школе, является одним из самых любимых у детей видов деятельности и самых доступных. С первых уроков музыки я планирую знакомство детей с правилами певческой установки. В начале развития певческого голоса, приходится работать над развитием координации слуха и голоса детей. Для этого на своих уроках я использую фонопедический метод Виктора Емельянова с элементами игры, о котором я узнала ещё в 1995 году. На протяжении 20 лет я использую этот метод и могу сказать, что он действительно позволяет многим, так называемым «гудошникам» перейти в разряд детей, которые начинают чисто интонировать. Но процент «поющих» детей становится ещё больше, если они дополнительно посещают занятия хором, 1 час или 2 часа в неделю. Упражнения, предложенные автором метода, ребята усваивают постепенно, в определённой последовательности, чтобы эти упражнения стали своего рода тренингом. Перед разучиванием песен, я на каждом уроке и на хоре выполняю с учащимися этот комплекс упражнений, в который входят: артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения и голосовые сигналы доречевой коммуникации, ребята с удовольствием его выполняют. В первом и втором классах каждое упражнение сопровождается иллюстрацией и движениями рук.

Данные упражнения продолжаю использовать и в старших классах, особенно в работе с хором, солистами. Со временем, становясь старше, учащиеся выполняют эти упражнения довольно быстро и уверенно. Результатом становятся успешные выступления вокальных ансамблей, хоровых коллективов и солистов школы на школьных и городских фестивалях и конкурсах.

Для развития чистоты интонации начинаю распевание пение в унисон от ноты фа на звук «А», необходимо следить за единой вокальной позицией и пением «на дыхании». Поём на октаву вниз и вверх, постепенно расширяя диапазон (от ноты фа малой - до ноты фа 2октавы). Следующее упражнение направлено на формирование единых гласных поем «МИ-МЭ-МА-МО-МУ» на одной ноте от фа 1 октавы, на октаву вверх и вниз, и также необходимо следить за сохранением вокальной позиции, чтобы не происходило заглубление звука, и не было слишком открытого звука. Другое упражнение направлено на активизацию певческого дыхания: «МИ-И-И-И-Я - А-А» поём поступенно на стаккато, на квинту вверх, а вниз по терциям, последний звук легато, по всему диапазону. Хорошо активизирует дыхание пение на звук «РРРР» разных упражнений: можно петь поступенно на терцию или на квинту вверх и вниз до ноты фа 2 октавы и вниз до ноты фа малой октавы. Затем пение гаммы показывает, насколько готов хор к пению и можно провести корректировку звучания.

Начинаю разучивание произведения с детьми с прослушивания оригинала песни, затем мы вместе читаем несколько раз выразительно текст, находя главные по смыслу слова в предложении, во фразах. Затем поём отдельными фразами песню, разучивая куплет и припев. Исполняем песню а, капелла и с сопровождением мелодии на фортепиано. Потом слушаем минус песни и поём под минус. Когда песня выучена, начинаем работу над постановкой песни на сцене. Это выход и уход хора, это работа солистов с микрофонами, это работа с хором по силе звучания и эмоциональному воздействию на зрителя.

Процесс обучения пению и развитие творческих способностей ведется параллельно. Постепенно, когда у учащихся сформируются определённые певческие навыки, я начинаю включать следующие приёмы вокальной импровизации. Вокальная импровизация и вокально-хоровое исполнительство способствуют творческому самовыражению учащихся. Использую задания:

1. Продолжить начатую учителем мелодию и завершить её на тонике заданной тональности.

2. Сочинить радостную и грустную мелодию.

3. Во время знакомства с детьми, а также с целью определения уровня развития их голоса учащимся предлагается пропеть своё имя.

4. Сочинение мелодий на тексты детских стихов, мелодий к собственным четверостишиям. При сочинении мелодии к стихам предлагаю выполнить учащимся вокальную импровизацию в сопровождении учителем гармонической последовательности. Например, в 5 классе сочинение мелодии к четверостишию, сочиненному вместе с детьми на уроке:

Весна.

В природе есть чудесная пора,

Пора любви и красоты,

И первые цветы таинственной красы

Душисто пахнут радугой весны.

Для обучения пению на уроках, я использую в своей работе составленные мною сборники текстов песен для каждого класса. Работа с ними позволяет создать более комфортные условия для разучивания песен, уменьшается время на заучивание слов, остаётся время на уроке для работы для формирования вокально-хоровых навыков. Наиболее удачными считаю подборки песен для 2,3,4.и 5 классов. В 1 классе ребята ещё читают медленно, и лучше разучивать песню с голоса. В 6,7,8 и 9 классах репертуар постоянно приходится изменять и обновлять, учитывая подготовку классов, гендерные различия (кадетские классы - 80% мальчики). При работе с хором, на полугодие планирую разучивание разнохарактерных произведений, для того, чтобы формировать навыки пения, как с мягкой атакой звука, так и навыки твердой атаки звука.

Опыт показывает, что так организованная вокально-хоровая работа на уроке и во внеурочное время в хоре, приводит к хорошим результатам и позволяет учащимся принимать активное участие в общественной, концертной жизни школы и города. Ежегодно мною подготавливается около 15 выступлений различного уровня: праздничные линейки, концерты, участие в школьных спектаклях, городских творческих конкурсах и фестивалях. Для некоторых одарённых детей школьная сцена становится стартовой площадкой, и в дальнейшем они поступают в училища искусств на эстрадное отделение или успешно выступают на концертных площадках города.



© 2010-2022