• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности

Методическое сообщение Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»














«Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности»














Подготовила: учитель музыки

Шишкина Людмила Викторовна








Железногорск 2013


«Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности»

В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в образовательной деятельности должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно -двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В музыкальном воспитании своих учеников я использую следующие виды оздоровления: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; релаксация; психогимнастика; игровая гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Первое упражнение проводится сидя. Школьник должен производить мелкие дыхательные движения, при этом в грудной клетке должно появится ощущение, что не хватает кислорода. Упражнение длится около 10 минут, если возникли трудности, то можно сделать более глубокий вдох. За это время организм испытает кислородную недостаточность, а затем даже с короткими и неглубокими движениями будет поступать достаточная порция.
Вторым упражнением можно сделать следующее: на счет 1,2, 3 дети должны вдохнуть, а выдыхают они на 4 счета, затем опять вдыхают на 1,2, 3,4, а выдыхают на 1,2, 3,4 и 5. Вдох при этом короче выдоха. Постепенно количество вдохов доводят до количества лет школьника, а по достижении этой цифры учитель начинает обратный отчет, тогда выдох укорачивается. При правильном и регулярном проведении данных упражнений наступает улучшение кровоснабжения мозга, что приводит к лучшей умственной работе, также увеличивается объем легких школьника, что позволит ему в дальнейшем выполнять не только умственную, но и физическую работу. Для развития всех дыхательных мышц правильным будет включить упражнения, направленные на развитие как брюшного, так и грудного дыхания. При этом дети должны самостоятельно себя контролировать, положив руку на грудь, а затем при выполнении брюшного комплекса - между нижними ребрами. Последним станет простое упражнение на кратковременную задержку дыхания, которое может продолжаться несколько секунд. В начале школьник делает 3 глубоких вдоха и выдоха, а затем задерживает дыхание на несколько секунд. После такого упражнения замечательно укрепляется сосудистая система ребенка.
Правильная организация занятий по дыхательной гимнастики для школьников поможет добиться замечательных результатов. Учитель должен создать благоприятную и теплую атмосферу, что значительно повысит эффективность.


Пальчиковая гимнастика

1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия - синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики».
Зацепить средний палец за указательный - крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца - нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка».
Сложить вместе ладони рук - это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок - это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

9.«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .

10. «Летит оса»

Пальцы сжаты в кулак, один поднять вверх. Выполнять ими вращательные движения. Повторить другими пальцами.

Релаксация


1. «Медуза»

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

2. «Роняем руки»

Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

3.«Белое облако».

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный тёплый день. Вы смотрите в удивительное чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им, чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное облачко. Вы очарованы его красотой. Вы в ладу с самим собой. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко медленно приближается к вам. Оно как раз сейчас над вами. Вам всё нравится. Представьте, как вы медленно встаёте и подходите к белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец, вы достигли маленького облачка и ступаете на него. Вы ступаете и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко в небе.

Психогимнастика


1.«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

2.«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

3.«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

4.«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.



© 2010-2022