• Преподавателю
  • Музыка
  • Художественно-творческая деятельность как ресурс развития личности школьников на уроках музыки

Художественно-творческая деятельность как ресурс развития личности школьников на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественно-творческая деятельность как ресурс развития личности школьников на уроках музыки



Прекрасное побуждает доброе.


Д.Б. Кабалевский.


Огромную роль в воспитании личности ребёнка играет искусство. В Законе «Об образовании» Республики Казахстан сказано, что приоритетной задачей системы образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности». Гармоническое сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности человека.

Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания школьников на уроках музыки.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей учеников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески, самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественно-творческой деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыкальное искусство.

Познание прекрасного в реальной действительности на уроках музыки осуществляется через создание нравственно-эстетических ситуаций, которые служат смысловым импульсом в процессе духовно-эмоционального постижения младшими школьниками различных жизненных ситуаций. В соответствии с возрастными особенностями на уроках раскрывается система ключевых этапных понятий, помогающих адекватно анализировать и оценивать явления искусства, природы, поведение и характер человека.

Принципиальное значение имеет активное обращение учителя с первых же уроков музыки к разнообразным художественно-творческим заданиям, в которых учащиеся в игровой форме практически осваивают идею диалектической взаимосвязи искусства и жизни. При этом учителю в своей работе необходимо ориентироваться не столько на воспроизводящий вариант обучения, сколько на художественно-творческую деятельность учащихся.

Художественно-творческая направленность на уроке выступает как важнейшая функция в общей структуре воспитательного процесса.

Игровая деятельность детей приобретает огромное значение на уроках музыки. Ведь игровые приёмы на художественно-творческих уроках выступают не только как способ общения, но и как неординарное средство формирования личности ученика.

Рассмотрим несколько игровых приёмов, применение которых поможет учителю занимательно и плодотворно провести урок музыки в начальной школе.

Всегда эффективно действует приём под названием «Пение про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно вслух, а часть - «молча», попевая только внутренним слухом. На начальных стадиях внедрения этого приёма чередование различных манер пения - вслух и «про себя» - удобно проводить построчно. Приведём пример того, как можно применять этот приём во время распевания казахской народной песни «Әлди - әлди»:

Әлди, әлди, ак бөпем, (Вслух).

Ак бесікке жат, бөпем. (Про себя).

Кунан койды сой, бөпем, (Вслух).

Куйрыгына - той, бөпем. (Про себя).

Этот приём развивает у учеников навыки восприятия музыкальных интонаций различного характера, навыки интонационно-осмысленного исполнения музыкального произведения, развивает музыкальную память, вокально-хоровые навыки.

Всегда даёт положительный результат художественный приём, при котором подразумевается вокальное воспроизведение школьниками лейтмотивов инструментальных пьес. Для лучшего запоминания основных лейтмотивов можно придумать текст, который подходит по смыслу и ритму. Для детей запоминание мелодий с текстом бывает более успешным, чем её исполнение лишь в варианте вокализа. Такой творческий приём можно назвать «Споём инструментальную мелодию». Так, во 2 классе (Программа для 2 класса по музыке) при знакомстве учащихся с казахским народным кюем «Кара жорга», на первые такты произведения можно напеть слова: «Скачет, скачет конь мой по степи!» Когда учитель будет говорить о содержании кюя, дети могут представить картины празднества в казахском ауле, скачки, игры - «Догони девушку» - «Кыз куу», состязание иноходцев. Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой. Этот прием помогает воспитывать у учащихся интерес к инструментальной культуре, уважение к художественно-историческому наследию казахского народа, развивает навыки целостного восприятия художественно-образного содержания музыкального произведения во взаимосвязи со средствами музыкальной выразительности, развивает у ребят музыкальную память.

Интересным на уроке музыки для школьников является и отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. Приведём пример кроссворда, в составлении которого была использованы темы, изученные ребятами в 1 и 2 классах. В каждую строчку этого кроссворда вписано название различных видов народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны. Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильное название различных народных песен.

Такой приём помогает учителю на уроке учить детей логике, находчивости, раскрывать социально-историческую обусловленность происхождения народных песен, знакомить с различными музыкальными жанрами.

Кроссворд «Народные песни».

2 класс. (Программа 2класса по музыке).

До - тру - вые (трудовые)

Ря - до - об - вые (обрядовые)

Чес - кие - ли - ри (лирические)

Е - вод - ны - хо - ро (хороводные)

Ри - чес - кие - ис - то (исторические)

Музыкальные викторины - это тоже художественно-творческий приём, используемый на уроках музыки, который развивает эмоционально-образную сферу мышления школьника, воспитывает познавательный интерес и любовь к музыке, знакомит с новыми музыкальными произведениями - примерами различных жанров.

Пример музыкальной викторины:

«Музыкальные загадки Алдара-косе».

1 класс. (Программа 1класса по музыке).

Учитель: Недавно мы с вами, ребята, встречали праздник «Наурыз». После праздника вы отдыхали на каникулах. А без вас к нам в школу приходил весёлый и находчивый Алдар-косе, чтобы поздравить вас с Наурызом. Он очень огорчился, что не застал вас в школе. Но потом, подумав, он оставил для вас весёлые музыкальные задания, чтобы вам было весело и нескучно. Эти весёлые музыкальные загадки Алдара-косе мы и попробуем отгадать.

Объясняю правила нашей викторины:

Участвуют две команды. Я буду читать загадки Алдара-косе, отвечать будет та команда, ученики которой первыми поднимут руку. За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко. Побеждает команда, которая наберёт большее число очков. У нас две команды - команда «Балапан» и команда «Акку».

Слушаем внимательно.

1.Первая музыкальная загадка на тему «Природа и музыка». Вы знаете, что музыка прекрасно может передавать характер, настроение людей, животных, птиц, рисовать картины природы. На кассете, которую оставил Алдар-косе, прозвучит мелодия. Наши «знатоки» музыки должны догадаться по этому музыкальному отрывку, какое явление природы изображает эта музыкальная картинка.

(Звучит пьеса «Жанбыр» Б. Аманжолова из фонограммы для начальной школы).

Этот приём поможет развить у ученика навык слухового освоения качественного музыкального звука, навыки восприятия музыкального произведения, тембровый слух.

2.Вторая музыкальная загадка Алдара-косе. На следующий вопрос, наверное, без труда ответят мальчики, потому что мелодия заинтересует их больше, чем девочек. Сейчас мы послушаем музыкальную пьесу, и вы ответите на вопросы: «Какой характер у этой музыки: нежный, ласковый, протяжный или ритмичный, равномерный, чёткий? Что изобразил композитор в своей музыке?» Задание понятно? Итак, слушаем!

(Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского).

Такой художественно-творческий приём, использованный в викторине, поможет развить у школьника музыкальный слух, ассоциативную фантазию, ритмический слух. Этот приём способствует воспитанию у ученика эстетического вкуса, уважения к классическим произведениям.

3. Последняя музыкальная загадка Алдара-косе о казахском музыкальном творчестве. Прослушав этот музыкальный отрывок, вы должны назвать музыкальный инструмент, который звучит и название музыкального произведения. Добавлю подсказку, что в каждой казахской юрте этот инструмент висит на самом почётном месте. (Домбра).

(Звучит кюй «Сарыарка» Курмангазы).

- Ну, что ж, ребята… Музыкальные загадки Алдара-косе закончились! Наша музыкальная викторина подошла к концу. Подведём итоги.

Этот последний приём способствует воспитанию любви и уважения школьников к казахской музыкальной культуре, формирует представление о казахском кюе, как о своеобразном жанре казахского инструментального искусства.

Художественно-творческая деятельность включает и танцевально-игровые элементы на уроках музыки. Привлечение ритмики в процесс музыкального восприятия помогает школьникам научиться художественно оформлять собственные движения. Музыкально-ритмические движения активизируют развитие общей музыкальности ребят и их творческих способностей. Выполнение движений при слушании музыки или пении способствует появлению нужной эмоциональной реакции, делает более красочным и запоминающимся урок. Приведём примеры простейшего введения ритмико-двигательных элементов в произведения, рекомендованные для изучения в начальной школе. (Программы для 1 - 4 классов по музыке).

П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - имитация движений рук кукол-барабанщиков, марширование. При прослушивании песни Л. Книппера «Полюшко-поле» ребята могут выполнять движения, напоминающие посадку всадника. Руки при этом вытягиваются вперёд, словно держат поводья коней. Во время звучания песни школьники, не вставая с мест, делают мягкие пружинистые подскоки сидя, изображая езду на лошадях. Но имитационные движения скачки можно выполнять также стоя. При этом лёгкими пружинистыми полуприседаниями дети передают поступь коня, а их корпус, голова и руки создают образ сидящего на коне всадника. Осанка при этом должна быть подчёркнуто прямой, даже несколько горделивой. Голова приподнята, одна рука крепко держит повод коня, другая может находиться на поясе. Следует обратить внимание детей на то, что корпус не сгибается и не наклоняется, потому что всадник «крепко держится в седле».

При ознакомлении с лучшими образцами казахской музыкальной классики также на уроках музыки используются музыкально-ритмические элементы. Следует учитывать, что дети относятся к произведению народного искусства, как к сценарию игры, в которой они сами принимают участие в роли полюбившегося героя и в воображении действуют вместе с ним.

На уроке во время слушания казахских народных песен «Камажай», «Бипыл», кюев Курмангазы «Балбрауым», «Сарыарка», кюя Даулеткерея «Кос алка» дети выполняют элементы казахских народных танцев, которые служат поэтическим дополнением к раскрытию их содержания. (Программа для 2 класса по музыке).

Примеры музыкально-ритмических движений:

  1. «Ат шабыс» - «Конные скачки». Танцевальные движения, характеризующие движения танцора, изображающего джигита на быстром коне (скакуне).

Исходная позиция - ноги вместе, правая рука с плетью поднята над головой, левая на поясе.

На раз - левую ногу согнуть в колене и приподнять (носок у колена правой ноги).

На два - выполнять прыжки на правой ноге, правой рукой выполняя круговые движения.

Движения повторяются с левой ноги.

  1. «Толкын» - «Волна». Танцевальные движения, изображающие стихию природы.

Исходная позиция - пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вперёд, кисть прямая ладонями вниз.

На раз - выполнять волнообразные движения от себя.

На два - к себе.

Такие элементы музыкально-ритмической деятельности развивают у учеников способность к импровизации, моторно-пластическая деятельность помогает ярко выразить через движения художественно-эмоциональное содержание музыки.

Предлагаемые приёмы художественно-творческой деятельности можно использовать для проведения музыкальных занятий в начальной школе. Уроки, с использованием таких приёмов, способствуют общему развитию личности ученика. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складываются в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет учащимся в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность.

Художественно-творческая деятельность на уроках музыки создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ученика, непосредственно воздействуя на его мысли, чувства. Такая деятельность побуждает у ребят чувство любви и уважения к своей Родине, закладывает основы общей культуры гражданина Республики Казахстан.

Музыкальное искусство способно на многое в воспитании человека. «Музыка ещё больше приблизит вас к идеалу совершенного человека», - писал, обращаясь к молодёжи, Д.Д. Шостакович. И перед учителем музыки всегда должны ярко светиться слова В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».



© 2010-2022