Конспект урока

Первое полугодие в пятом классе посвящено теме взаимосвязи музыки и литературы. На уроках музыки в основной школе активно применяются методы, которые позволяют, опираясь на жизненно-музыкальный опыт учащихся, направлять их восприятие - понимание музыки от смысла к звуку. В этом отношении интонация и является единым стержнем музыки и литературы. На таких уроках учителю необходимо опираться на знания, которые школьники получают на уроках литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Конспект урока по музыке в 5 классе

на тему:

«Что роднит музыку с литературой в сказке»




Подготовила:

учитель музыки

I квалификационной категории

Амирасланова Константиновна


2014 г.

Тема: «Что роднит музыку с литературой в сказке».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • продолжить изучение темы: «Что бы стало с литературой, если бы не было музыки»;

  • направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

  • воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Задачи урока:

  • развивать образное восприятие, умение слышать и выделять главное;

  • направлять учащихся в осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

  • воспитывать чувство прекрасного чрез произведения искусства.

Музыкальный материал:

  1. «Волшебный смычок» - норвежская народная песня (слушание) - исполнение и игра учителя;

  2. «Песенка друзей» из м\ф «Бременские музыканты» - (слушание);

3. «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» - (слушание).

Оборудование:

  • Мультимедиопроектор;

  • Презентация;

  • CD - запись музыки;

  • Инструмент.

Структура урока:

  1. Организационный этап - 2 мин;

  2. Постановка урока - 3 мин;

  3. Изучение новой темы через повторение - 15 мин;

  4. Прослушивание музыкальных записей - 6 мин;

  5. Физминутка - 2 мин;

  6. Закрепление объектов изучения - 5 мин;

  7. Подведение итогов и выставление оценок за урок - 5 мин;

  8. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока


Этапы урока и их содержание

Время

(мин.)

Деятельность

Учителя

Учащегося

  1. Организационный этап.

1

Организационная.

Сообщают об отсутствующих.

  1. Постановка цели.

СЛАЙД № 1.

На предыдущих уроках мы с вами начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давайте вместе вспомним вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

СЛАЙД № 2.

3

Сообщает тему урока, дату проведения урока, цель урока.

Внимательно слушают и записывают в тетрадь.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

  1. Изучение новой темы через повторение.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить некоторые литературные жанры, которые вы знаете, и разгадать кроссворд, где ключевое слово ЛИТЕРАТУРА.

СЛАЙД № 3.

Жанры: 1- стих; 2- повесть; 3- басня; 4- легенда; 5- миф; 6- роман; 7- рассказ; 8- сказка.

Молодцы ребята! Кроссворд отгадан и теперь ответьте мне пожайлуста на вопрос: Как вы считаете, какой из этих литературных жанров самый музыкальный и что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Ответ: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие бы стихи так и не стали бы песнями. Ведь многие писались специально для того чтобы стать песней.

СЛАЙД № 4.

Давайте прочитаем слова неизвестного автора и подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе и что роднит её с музыкой?

Ответ: Наблюдаются черты сходства - интонация, темп, ритм. Мелодичность фраз.

Сейчас ребята, давайте отгадаем загадку:

Движенья плавные смычка

Приводит в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поёт про ветер лунный.

(Скрипка)

СЛАЙД № 5.

СЛАЙД № 6.

Сейчас мы прослушайте норвежскую народную песню «Волшебный смычок» под аккомпонимент фортепиано.

15

Оформление доски.

Совместно с учащимися разгадывает кроссворд.





Следит за верностью рассуждений учащихся.


Помогает в выборе правильного ответа.

Предлагают варианты ответов.


Внимательно слушают и отвечают на заданный вопрос.


Читают стих и отвечают на вопрос.


Анализируют и отвечают.

  1. Слушание песни (исполнение и игра учителя).

2

Во время прослушивания песни предлагает учащимся посмотреть на слайд со словами и осмыслить песню.

Внимательно слушают и следят за словами.

Прослушав песню, ответьте на вопросы: Кто и кому отказался продавать волшебный инструмент и почему?

Ответ: Старичок отказался продавать скрипку богачу за амбар хлеба. Так как она была волшебной и обладала необыкновенной силой в музыке, под которую танцевали и веселились люди.

Вопрос: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

Ответ: Потому что в ней говорилось о волшебном музыкальном инструменте - скрипке.

Вопрос: Можно ли назвать песню музыкальной сказкой?

Ответ: Да, так как сюжет сказочный.


Развивает образное мышление учащихся.

Проанализировав песню отвечают на вопросы.

  1. Физминутка.

Буратино потянулся (руки вверх, ноги на носочках)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклоны).

Видно ключик не достать (повороты головы)

На носочки надо встать (встать на носочки и на ступню).

2

Следит за правильным выполнением движений.

Правильное выполнение движений со словами.

Отдохнули немножко и продолжим наш урок.

Не только музыка и поэзия имеют схожие черты, и не только песнями обогащает музыка литературу. Музыка часто становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает пережить трудные минуты. Она пробуждает чувства, борется со злом и нельзя представить себе сказки без музыкального сопровождения.

На фоне звучания песни «Улыбка» из м\ф «Крошка Енот» (слушание) появляется

СЛАЙД № 7.

Ответьте на вопрос: Чему учат сказки?

Ответ: сказки учат творить добро, побеждать зло и быть самим добрыми.

Вопрос: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Ответ: Потому что сказки - это детство каждого человека и они очень интересны и поучительные.

Вопрос: Назовите сказки, в которых звучит музыка?

Ответ: Снегурочка, Морозко, Финист ясный сокол и др.
















2





Предлагает прочитать стих и ответить на вопросы.





Чтение стиха и осмысление прочитанного.Ответы на вопросы.

  1. Закрепление объектов изучения.

Сейчас мы с вами закрепим полученные знания и заглянем в картинную галерею сказок. Сегодня там представлены живописные произведения их различных сказок (сказка-былина «Садко», «Золушка» Ш.Перро). Во многих сказках мира звучит музыка, которая их украшает.

СЛАЙД № 8

СЛАЙД № 9

Посмотрите внимательно на экран и послушаем музыкальные фрагменты из м\ф «Бременские музыканты».

«Песенка друзей» - слушание (фрагмент).

Послушав фрагменты песен, ответьте на вопросы: Какое место в мультфильме занимает музыка?

Ответ: Весь мультфильм создан совместно с музыкой.

5

















3



Обсуждает совместно с учащимися фрагменты из урока.





Следит за верностью рассуждений учащихся.

Активно включаются в работу.






Отвечают на заданные вопросы.

  1. Домашнее задание.

Прочитать и выучить в учебнике тему: «Что роднит музыку с литературой в сказке» на страницах 6-9.

2

Поясняет домашнее задание.

Внимательно послушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов и выставление оценок за урок.

Всё то, что есть прекрасное в искусстве, возвышенно в литературе и способствовало появлению сказок у разных народов мира. Ведь музыка помогает охарактеризовать героя, его переживания и победить зло. Поэтому музыка часто является темой самой литературы.

Вопрос: проанализировав урок, что из этого можно выделить самое главное?

Ответ: Ясно одно - что в сказке в одно сливаются и музыка и литература. Тем самым, дополняя друг друга.

Сегодня на уроке все вы работали очень активно, хорошо, молодцы!

СЛАЙД №10

Выставление оценок.

5

Обсудить вместе с учащимися главного вопроса урока.

Ответы на главный вопрос.


© 2010-2022