«Развития гармонического слуха на уроках инструментального ансамбля»

Раздел Музыка
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Открытый урок « Развития гармонического слуха на уроках инструментального ансамбля»

тема: преподаватель - Хозберг Т.В. (флейта)


Цель урока: Развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через развитие гармонического слуха на уроке ансамбля.

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать представление о гармонии в музыке.

Сформировать представление об особенности гармонического слуха.

Развивающие:

Развить художественно-образное мышление, ассоциативность, оригинальность мышления, фантазию учащихся;

развить навыки игры в ансамбле (ритмические, интонационные, фразеровочные)

развивать гармонический слух, накапливая слуховые впечатления (способность слышать гармоническое изложение)

Воспитательные: приобщить ребят к музыкальным шедеврам русской классики на примере музыки П.И.Чайковского, С.С. Рахманинова, М.И Глинка, А.К. Лядова, Д.Д.Шостаковича

-способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к искусству.

-Формировать потребность в творческом выражении.

-эстетических ценностях через произведения классического искусства.

Прогнозируемый результат:

Используя приобретенные за годы обучения знания, умения, навыки, воспроизвести слаженную, качественную игру в ансамбле, с учетом понимания музыкальной формы, гармонических функций, окраску созвучий и голосоведение.

Тип урока: Урок - анализ обобщение

Методы ведения: словесные (беседа, размышление, анализ )

практические (игра на флейте, пение, импровизация, построение гармонических аккордов и их исполнение, слуховое восприятие).

визуальные материалы: Презентация в среде Microsoft Power Point

Карточки, ноты, картины, схемы.

Техническое оснащение урока:

Тюнер;

Пульты;

Ноутбук;

Проектор, экран

Доска

Презентация в формате Microsoft Power Point;

Этапы урока: 1. Организационный 1 мин.

2. Актуализация знаний 7 мин.

3. Постановка цели и восприятия нового 10

4. Физминутка 2мин.

5.Ситуация успеха 8 мин.

(Законы ансамбля 5мин.)

6. Проверка творческого домашнее задания 8 мин.

7. Итог урока. Выводы. 4 мин.

8. Домашнее задание. 1мин.

Ход урока.

1 Организационный момент.



Готовность учащихся к уроку. ( Дежурный по ансамблю)

Музыкальное приветствие:

(Учитель играет, ребята отвечают разрешением аккорда)

Тема нашего урока:

Слайд №1 (на экране)

"Развитие гармонического слуха на уроке инструментального ансамбля"

Слайд №2 (эпиграф)


Эпиграф к уроку: Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии? Птолемей

Настройка. Гамма Соль мажор в терцию, по руке в разных темпах и штрихах. Последовательность.
И у нас на уроке тоже все должно быть гармонично.

"Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

...Не верь такому " (В.Шекспир)

2.Актуализация знаний Учитель: Следует вспомнить, что означает гармония? Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.

- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.

(Слайд№3) "Гармония - это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо" гармония в архитектуре, в человеке...

Есть такое понятие золотое сечение, это и есть проявление гармонии в чем либо ( в живописи, архитектуре и т.д.)

Учитель: В чем может проявлять себя гармония?

Ученики: варианты

Учитель: гармония в музыке (Слайд№4)-поразмышляйте и назовите основное свойство гармонии в музыке.

Ученики: варианты

Используя знания, играем вальс из балета П.Чайковского "Щелкунчик"

Учитель: в какой интервал изложена тема вальса? получилось

Этап постановки цели урока. (Что должны узнать?) что значит гармония в музыке, понятие гармонического слуха, каковы его особенности.


Учитель: Что называется гармоническим слухом?

Гармонический слух - сложное явление (Слайд№5)

«гармонический слух - есть способность воспринимать многоголосие как единство составляющих его голосов». Гармонический слух является важным составляющим компонентом музыкального слуха вообще (наряду с мелодическим слухом, чувством лада, ритма и т.д.)

А какой еще вы знаете музыкальный слух? (Тембровый и мелодический)

Ученики: варианты

Особенности гармонического слуха: (Слайд№6)

Учитель: В чем проявляется гармонический слух?

Ученики: варианты.

гармонический слух проявляется в умении воспринять и осознать три момента :

- окраску интервала или аккорда ("зоопарк")

- ладофункциональное значение каждого интервала или аккорда и их связи между собой (ТSDT) (Тяготение)

- линию движения каждого голоса (пример: Лядов "Музыкальная табакерка")

Учитель: Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией?

Звучит отрывок из симфонии №2 ми минор. С.С. Рахманинов

Звучит какофония (Слайд№7)

Ученики анализируют прослушанное, рисуют картины в своем воображении

(Слайд №8,9) картины Какофония. Гармония

Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам.

Сочетается ли картина с музыкой и чем?


(спокойный характер ---- чувство спокойствие)


(равномерный ритм----сочетаются краски)


(плавное движение в мелодии--- закругленные линии)


Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт? (покой,


равновесие, умиротворение?)


- За счет, каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка

кажется такой светлой, такой умиротворенной

Ученики: варианты ответов.

4. Физминутка.

5. Ситуация успеха

"Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

...Не верь такому" (В.Шекспир)

Учитель,: о какой гармонии идет речь?

Ученики: варианты ответов

Учитель: Чтобы была гармония нужно соблюдать законы. 1 закон в музыке? (это лад)

Учитель: Карточки на столе. Один, два, три, четыре звука. Объясните причастность этих созвучий к музыкальному ладу.

Ответ учеников: варианты

Учитель: все созвучия имеют свой характер

Учитель: проанализируйте характер созвучий. Небольшой экскурс в прошлое 1-3кл. интервалы - "Зоопарк" (Слайд №10)

Ученики: играют интервалы, характеризуют, анализируют.

Слайд № 5(трезвучие) Строят и играют трезвучие от ноты.

Учитель: мы говорим, в гармонии есть свои законы, что бы было красиво. С чем можно привести параллель? (Созвучно со словом ансамбль). В ансамбле тоже должно быть все красиво, гармонично все: от внешнего вида, до чистоты ритма, чистоты вертикали аккордов сыгранных в ансамбле.

Учитель: Вспомним законы ансамбли: (Слайд №11) Законы ансамбля:

Ученики: говорят о законе ансамбля

1. Синхронное звучание всех партий (единство темпа и ритма в ансамбле).

2. Уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики).

3. Согласованность штрихов всех партий (единство приемов, фразировки).

Учитель: Соблюдая законы ансамбля, работаем над гармоническими оборотами.

( Играют танец пастушков П. Чайковский) анализируют

Учитель: Все ли получилось (стройно, чисто, баланс?)

Ученики: анализируют, оценивают игру.

Играют вступление из севастопольского вальса А.Листов (отработка чистоты вертикали) Марш начало

6. Проверка творческого домашнего задания:

Домашние заготовки.

Гармонические игры: Миша - "Перевертыши" (интервалы)

Тимур - Раков Скерцо. Анализ мелодических аккордов.

Учитель: соединить карточки по гармоническому смыслу по командам, Олеся Кравченко оценивает (какой смысл заложен в задании?)

Учитель: Карточки "Достроить этаж" аккорд,

отражение, восприятие голосоведение.

а) Гармонический анализ аккордов в произведении Чайковского «Щелкунчик» Ансамбль?

6. Итог. Каким цветком вы себя сегодня представляли (ощущали)?

Почему я выбрала именно такой эпиграф к нашему уроку?

7. Домашнее задание: Гармонический слух и его составляющие. Творческое задание. Гармонические игры. Работа над аккордовой вертикалью, четкостью ритмического рисунка в аккордах «Танец Пастушков» П.Чайковского, чистота интонации в скачках.





© 2010-2022